Доля онлайн-продаж продолжает расти и крупные компании активно переключаются на новый формат, развивая направление самостоятельно и/или переключаясь на продажи через маркетплейсы. Что касается продовольственных товаров, помимо реализации через маркеплейсы ($OZON, $YDEX) все больше растет доля доставки, что могут позволить себе крупные сетевики — $X5, $MGNT, $LENT.
&Антикризисная Россия
&Компании роста RUB
Рубрика #выжимки
Самое важное из исследования «Российский ритейл и E-com 2025» от Альфа Банк:
💲Рациональные покупки
Усиление инфляционного давления в последние месяцы 2024 года стимулировало бо́льшую рациональность потребления и снижение доли импульсивных покупок по сравнению с предыдущими годами.
На фоне высокой альтернативной стоимости денег при одновременном ужесточении требований по выдаче кредитов рационализация покупок будет стимулировать рост покупок по схемам BNPL (покупай сейчас – плати потом).
При этом основной рост можно ожидать до момента ужесточения регулирования BNPL-продаж, в том числе за счет их включения в кредитную историю потребителей – сейчас такие меры находятся на стадии обсуждения и проработки.
🔺Высокая ключевая ставка
Заявления Банка России по-прежнему указывают, что он намерен продолжать сдерживающую монетарную политику, добиваясь охлаждения кредитования и стимулируя сберегательные паттерны населения в противовес немедленному потреблению.
При этом высокий уровень ставки ЦБ увеличивает процентные платежи по краткосрочным кредитам или обязательствам с плавающей ставкой, которые чаще всего применяются ритейлерами для финансирования оборотного капитала, что может транслироваться в дальнейшее повышения цен для потребителей.
Также сохранение высоких процентных ставок ограничивает возможности для развития инфраструктуры и долгосрочных инвестиций.
Мы ожидаем, что в 2025 году компании будут фокусироваться на повышении производительности труда путем точечной оптимизации процессов и их автоматизации имеющимися средствами и решениями. Особенный фокус будет на бэк-функциях (склады, транспортная логистика), в которых существует стабильный дефицит рабочей силы или происходит резкое повышение стоимости труда за счет системных факторов.
Одним из следствий роста зарплат станет дальнейший рост себестоимости доставки, который будет как минимум частично переложен на потребителей, в том числе за счет роста порога бесплатной доставки, увеличения временных интервалов, с возможностью повышения уровня сервиса в случае доплаты.
🔄Переток спроса на маркетплейсы
Опережающий рост маркетплейсов распространяется на все новые категории. При этом большая часть спроса не является инкрементальной, а отражает изменение способов покупки и получения товаров, в том числе на фоне повышенного спроса в регионах.
Развитие доступности товара за счет маркетплейсов в 2025 году будет также влиять на сезонное распределение потребления товаров, размывая границы сезонов и увеличивая глубину и долю промомеханик.
На фоне ожидаемого замедления строительства ТЦ в 2025 году, по мере завершения проектов, стартовавших в условиях более низких кредитных ставок, будет усиливаться роль более дешевых альтернатив, включая развитие сетей ПВЗ с выделением логистических хабов, то есть экстраполяции модели маркетплейсов на смежные форматы ритейла.
Маркетплейсы и связанные с ними системы будут выступать одними из ключевых агентов интеграции ИИ в потребительский опыт. Также они будут ключевым инструментом для селлеров, так как с учетом охвата и ресурсов экосистем они могут выступить основным бенефициаром технологического развития в сегменте ритейла.
#выжимки — только самая интересная и полезная информацию из отчетов и обзоров управляющих компаний, фондов, банков и инвестдомов.
antonpolyakov.ru/
Ютуб —
www.youtube.com/@polyinvest
Телеграм —
t.me/Polyakov_Ant
Публичные стратегии:
comon.ru/users/ks111/
tinkoff.ru/invest/social/profile/Poly_invest/
#прояви_себя_в_пульсе #пульс_оцени
