Блог им. Rich_and_Happy
Маркетплейсы прочно вошли в жизнь. Если верить ВЦИОМ, то 71% жителей нашей страны за прошедший год покупали онлайн. Причем в 92% случаях — на маркетплейсах.
Как известно, маркетплейсов-монополистов в нашей стране всего два — это Озон и ВБ. Задача любого монополиста –– подсадить покупателя на собственную иглу. Для этого они выстраивают целые экосистемы, запуская комплементарные основному бизнесу продукты. Пожалуй, самый популярный такой продукт — повышенные кэшбекиот банков, принадлежащих маркетплейсам.
Система проста. Маркетплейс предлагает покупателю получить приятную скидку практически на все товары, которые продаются на его платформе. Для этого нужно всего ничего — оформить онлайн-карту банка маркетплейса и оплатить ей покупку. Если верить отчетности Озона, например, то половина от общего числа покупателей маркетплейса (27 млн) уже пользуется его картой. Причем не только для покупок на самой платформе. Больше 30% транзакций по этим картам совершаются вне Озона, то есть они используются как обычные дебетовые. Ко всему прочему, Озон Банк предлагает своим пользователям и другие банковские продукты — рассрочки, вклады и пр., направленные в том числе на «клиентов, не связанных с маркетплейсом», — говорил в феврале 2025 года «Ведомостям» представитель Озона.
Ненадежная финансовая организация
Встает вопрос — насколько это все надежно. Для финансовой стабильности любой компании ее оборотные активы должны покрывать краткосрочные обязательства. В случае с банками ситуация аналогичная. Полученные с депозитов деньги они вкладывают в доходные и, самое главное, ликвидные финансовые активы — например, кредиты или ценные бумаги. Это обеспечивает желаемый уровень доходности держателям средств и гарантирует, что банк сможет исполнить свои обязательства перед вкладчиками, если внезапно что-то случится.
На конец сентября 2024 года, по данным отчетности Озона, клиенты хранили на счетах его банка почти 188 млрд руб. с учетом остатков по картам и вкладов. А кредитный портфель организации был равен всего 70 млрд руб. Остается 118 млрд руб., которые банку нужно куда-то вложить, чтобы деньги работали и приносили проценты. Озон же, судя по его отчетности, вывел эти деньги за периметр банка, инвестировав в развитие более рискованного еком-бизнеса — а именно в скидки и рекламу.
По словам руководителя Института развития предпринимательства и экономики Артура Гафарова, финансовые потоки банков в экосистемах маркетплейсов полностью зависят от операций через площадку. Оставшаяся после вычета кредитного портфеля сумма по картам и вкладам также может инвестироваться в работу торговой площадки, например, в скидки на товары, с помощью которых, маркетплейсы демпингуют ценами, занижая их до нерыночно низкого уровня. Чем недовольны как селлеры, так и ФАС. «Маркетплейсы получили фактически бесплатный источник кредитования. На их счетах зависают сотни миллиардов рублей, которые можно размещать в сторонних финансовых инструментах и на этом зарабатывать», — говорил «Ведомостям» глава совета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Федоров.
По данным на конец сентября 2024 года, обязательства у еком-бизнеса Озона тоже есть, и не маленькие, — целых 267 млрд руб. Они состоят из кредитов и займов компании, а также денег, которые Озон должен селлерам за проданные через платформу товары. Даже с учетом 67 млрд руб. денежных средств и ликвидных активов на балансе, покрыть такой долг самостоятельно Озон не сможет.
И вот тут встает вопрос — а что будет, если еком-бизнес Озона внезапно замедлит свой рост, и компания не сможет закрывать свои обязательства из оборотных средств. Абсолютно точно — собственных денег на погашение обязательств, даже банковского бизнеса, у компании не хватит. А значит, если с бизнесом Озона что-то случится, ни с чем останутся не только партнеры и покупатели маркетплейса, но и вкладчики его банка, купившиеся на высокие ставки и хранящие на вкладах пару-тройку зарплат.
Могут себе позволить
Как уже говорили выше, основной инструмент привлечения клиентов в банки маркетплейсов — эксклюзивные скидки при оплате их картами. В отсутствии регулирования онлайн-платформ, законопроект о котором пока только разрабатывается, маркетплейсы сбивают цены на товары не просто до предельно низких цен, а часто еще и ниже себестоимости товара. В сети на это активно жалуются и сами продавцы. Снижение маркетплейсами за свой счет цен на товары действительно создает неконкурентные преимущества для платформ — ретейл не может поддерживать такие же низкие цены на свой ассортимент. В итоге селлерам приходится приоритизировать канал продаж маркетплейса, — говорил РБК гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых.
Обеспокоены такой практикой и представители банковского сектора. По их словам, собственные финтехуслуги дают маркетплейсам преимущество перед обычными кредитными организациями.В результате, клиент теряет кэшбэк от банка, а маркетплейс увеличивает маржу.
Как бы то ни было, пока такие организации, создающие риски и для клиентов, и для продавцов. живут припеваючи. Посмотрим, что с ними будет в скором будущем, когда будет принято законодательство, хотя бы регулирующее работу самих маркетплейсов.
---
Я частный инвестор, автор телеграмм канала «Ричард Хэппи», Бесплатного курса по облигациям и стратегии автоследования «Рынок РФ» и «ОФЗ/Корпораты/Деньги». Написанное не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
все норм
спасибо за обзор
мне эта инффа кстати
передумал
===
Обеспокоены такой практикой и представители банковского сектора. По их словам, собственные финтехуслуги дают маркетплейсам преимущество перед обычными кредитными организациями.В результате, клиент теряет кэшбэк от банка, а маркетплейс увеличивает маржу.
===
И смысл ясен.
У Вайлдберриса нет банка. Только бессмысленный кошелек, по типу такого же, как на авито, которым мало кто пользуется.
Да и по поводу кэшбэков на маркетплейсы вообще:
Ранее MCC код 5300 маркетплейсов (внутри НСПК Мир) входил в программу лояльности банков в категории «Супермаркеты». На сегодня 99% банков выпилили 5300 из супермаркетов, создав отдельную категорию «Маркетплейсы», что еще раз подчеркивает растущее количество продаж через маркетплейсы.
ЗЫ. Я вот уже с полгода вынужден воду покупать на Озон. Потому как в гамнитах- один шлак, а если что и привозят, то ценник- маманегорюй.
«если с бизнесом Озона что-то случится, ни с чем останутся не только партнеры и покупатели маркетплейса, но и вкладчики его банка, купившиеся на высокие ставки и хранящие на вкладах пару-тройку зарплат»
При такой формулировке не вижу никаких проблем — забыли про АСВ?