Блог им. OlyaPavlyatenko

Тяжелое машиностроение. Как живет одна из важнейших отраслей... краткий обзор...

Здравствуйте!)… (ЗаяЦъ приветствует вас лёжа под кустом в удобнейшей лежанке, слушая аудиокнигу...)… Сегодня мы будем обозревать одну из отраслей: тяжелое машиностроение… Для разнообразия контента… Может быть тема кому нибудь и «зайдёт»))...                                                             Российский тяжпром сегодня сталкивается с рядом серьезных вызовов. И они обусловлены не только внешними санкциями, о чем широко известно, но и внутренними структурными проблемами.В мире и в России

В 2023–2024 годах мировая экономика переживала не самые лучшие времена. Рост замедлялся, процентные ставки росли, а геополитическая нестабильность не способствовала спокойствию. Все это не могло не сказаться на инвестициях в капиталоемкие отрасли, включая машиностроение. В частности, в европейском машиностроении отмечалось заметное снижение инвестиций из-за энергетического кризиса и инфляции.

Международная аудиторско-консалтинговая группа Deloitte в своем отчете «Global Manufacturing Outlook» отмечает, что 40% промышленных компаний в мире отложили инвестиции в 2023 году из-за неопределенности. Компания McKinsey в отчете «The future of machine building» (2023) также указывает на замедление инвестиций в традиционное машиностроение. Немецкая ассоциация VDMA подтверждает, что в 2023 году инвестиции в немецкое машиностроение снизились на 8% из-за спада спроса в Китае.

Официальные данные Росстата за 2023 год показывают, что инвестиции в основной капитал в обрабатывающей промышленности снизились на 4,5%. Однако некоторые эксперты, например, из Центра развития ВШЭ, утверждают, что падение в машиностроении было более значительным – до 10–15%. Причинами этого называются санкции, ограничение доступа к иностранным технологиям и логистические сложности.

Надо сказать, сегодня довольно сильна государственная поддержка отрасли. Минпромторг РФ в своем докладе за 2023 год упоминает, что около 55% промышленных предприятий участвовали в программах господдержки (субсидии, льготные кредиты). Для высокотехнологичных отраслей, включая машиностроение, эта доля выше – до 65%. Примером может служить программа «Цифровизация промышленности» (бюджет 120 млрд руб. на 2023 год), которая охватила около 30% машиностроительных компаний.

Несмотря на все проблемы, цифровизация остается в центре внимания, и многие компании внедряют IoT и автоматизацию. Ассоциация «Росспецмаш» в отчете за 2023 год указывает, что 45% крупных предприятий внедрили IoT-решения, а 70% используют элементы автоматизации. Однако малый и средний бизнес отстает из-за высокой стоимости технологий. McKinsey в исследовании «Digitalization in Russian Manufacturing» (2023) отмечает, что только 20% российских компаний достигли «продвинутого» уровня цифровизации. Основные барьеры – кадры и финансирование.

Кадры

Действительно, кадровый дефицит, особенно в области инженеров и IT-специалистов, тормозит технологическую модернизацию. Хотя проблемы с кадрами сегодня вездесущи: например, в Германии нехватка инженеров достигла рекордных уровней (по данным VDMA), а в США спрос на IT-специалистов в промышленности вырос на 25% (Deloitte, 2023).

По данным аналитической платформы HeadHunter, спрос в России на IT-специалистов в промышленности увеличился на 38% в 2023 году, а на инженеров – на 25%. Это свидетельствует о растущей потребности в высококвалифицированных кадрах для поддержки технологического развития и модернизации производственных процессов. Однако предложение на рынке труда в этих секторах сократилось на 15–20%. Это связано с несколькими факторами, включая эмиграцию специалистов и их переход в другие отрасли. Эксперты РАНХиГС прогнозируют, что дефицит инженеров в России к 2025 году достигнет 1 млн человек, а IT-специалистов – 500 тыс.

Слабая динамика

Согласно исследованию FinExpertiza (2024), 68–70% российских машиностроительных предприятий сталкиваются с дефицитом критически важных импортных компонентов, таких как электроника и высокоточные детали. Это подтверждается данными Минпромторга и отраслевых ассоциаций.

Несмотря на государственное финансирование, программы импортозамещения продвигаются медленно. В то же время наблюдается рост числа малых предприятий, что связано с уходом иностранных игроков и попытками занять освободившиеся ниши. Однако многие из этих компаний остаются «карликовыми», не способными к масштабированию.

По данным ВТО, доля России в мировом экспорте всех товаров упала с 2.8% (2021) до 2,2% (2023), но по машиностроению динамика хуже. «Коммерсант» со ссылкой на Минпромторг (2024) указывает, что экспорт машин и оборудования из РФ сократился с $25,3 млрд (2021) до $13,1 млрд (2023). В мировом контексте ($7,4 трлн в 2023 году) это 0,18%.

Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью ТАСС в 2024 году признал, что 60% проектов в станкостроении и автомобилестроении остаются убыточными без субсидий. Аналитики ЦМАКП отмечают, что себестоимость российских станков на 30–50% выше китайских аналогов из-за зависимости от импортных компонентов и малых серий. Яркие примеры: завод «КАМАЗ» в 2023 году получил 15 млрд руб. господдержки для компенсации убытков от локализации двигателей; производство отечественных ЧПУ-станков на 80% зависит от китайской электроники, что снижает маржу.

Доля предприятий, зависящих от госпрограмм, достигает 55–65% в машиностроении.

Индекс предпринимательской уверенности

По данным Центрального банка РФ за июнь 2024 года, индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающей промышленности достиг максимума с 2014 года, составив +6,5 пунктов. Однако не все так однозначно.

Рост неравномерен: ОПК и инфраструктура: +15–20 пунктов (из-за госзаказов), гражданское машиностроение: -3 пункта (по данным РИА Рейтинг). Рост ИПУ в целом по отрасли объясняется бумом в ОПК и госпроектах (например, строительство железнодорожных веток в новых регионах), тогда как гражданский сектор стагнирует.

40% машиностроительных предприятий испытывают дефицит квалифицированных кадров, а 32% – проблемы с логистикой. Первое подтверждается исследованием HeadHunter (июнь 2024): в машиностроении 42% вакансий остаются открытыми более трех месяцев, наиболее востребованы инженеры (дефицит 55%), IT-специалисты (48%). Второе – данными Ассоциации «Росспецмаш»: 35% компаний сталкиваются с задержками поставок из-за санкционных ограничений (например, запрет на транзит через ЕС).

Инвестиции и загрузка мощностей

В первом полугодии 2024 года российские компании продемонстрировали умеренный рост инвестиций в основной капитал. По данным Росстата, за январь-май текущего года объем инвестиций увеличился на 1,2%. Наибольший рост наблюдался в машиностроении, однако основной вклад в этот показатель внесли предприятия ОПК. Для сравнения, в 2021 году темпы роста инвестиций в машиностроение составляли 4,5%.

Тем не менее, несмотря на некоторые положительные сдвиги, уровень инвестиционной активности остается низким. Согласно опросу Центрального банка РФ, только 12% предприятий планировали увеличить инвестиционные расходы в 2024 году. Основные препятствия для роста инвестиций – высокая ключевая ставка Центрального банка, и ощущение неопределенности, связанное с возможными новыми санкциями.

Ситуация с загрузкой производственных мощностей также вызывает беспокойство. По данным Минпромторга, в 2024 году средний уровень загрузки производственных мощностей составил 67%, что на 8 процентных пунктов ниже показателя 2021 года (75%). Особенно заметно снижение загрузки в станкостроении, где показатель составляет 58%. Это связано с дефицитом компонентов, вызванным нарушением логистических цепочек и санкционным давлением.

В то же время в сельхозмашиностроении уровень загрузки мощностей достиг 82%, что можно объяснить мерами государственной поддержки, такими как субсидии и льготное кредитование.

Одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются российские предприятия, является «распыление» производственных мощностей. Компании вынуждены переориентировать свои производственные линии под выпуск различных видов продукции, что снижает их эффективность. Например, заводы, ранее специализировавшиеся на производстве гражданских автомобилей, теперь вынуждены переключиться на выпуск военной техники и комплектующих. Такая ситуация приводит к снижению конкурентоспособности продукции и увеличению издержек. В результате предприятия сталкиваются с необходимостью поиска новых рынков сбыта и адаптации к меняющимся условиям.

Текущие тенденции в российской промышленности свидетельствуют о необходимости принятия комплексных мер для стимулирования инвестиционной активности и повышения эффективности использования производственных мощностей. Важно продолжать поддерживать предприятия, особенно в секторах, наиболее пострадавших от санкционного давления, и развивать новые логистические и производственные цепочки.

Кратко

По данным ЦБ РФ, индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающей промышленности достиг +6,5 пунктов в июне 2024 года – максимума за 10 лет. Однако рост сосредоточен в оборонном и инфраструктурном секторах: 40% предприятий испытывают дефицит кадров, 32% – логистические проблемы. Инвестиции в основной капитал растут лишь у 18% компаний, а загрузка мощностей в машиностроении (67%) остается ниже докризисного уровня.

Динамика выпуска за январь–май 2024:

  • общее машиностроение: +1.8% (ВПК и инфраструктура);
  • станкостроение: -4.3% (импортозависимость);
  • сельхозмашиностроение: +12% (господдержка)».

Источники: ЦБ РФ, Росстат, Минпромторг, HeadHunter

Рост числа предприятий в машиностроении: парадокс или реальность?

Согласно данным Росстата за 2023–2024 годы, в машиностроении зафиксирован рост числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на общую положительную динамику, структура этого роста вызывает вопросы.

Основной вклад в увеличение числа предприятий внесли микропредприятия и индивидуальные предприниматели. Их доля в общем количестве компаний выросла на 3,8%. Это связано с рядом факторов.

  • Дробление бизнеса. Крупные компании, такие как Ростсельмаш, создают дочерние структуры для оптимизации налогов и участия в государственных программах. Это подтверждается исследованием НИУ ВШЭ за 2024 год;
  • Теневая активность. По оценкам Центрального банка РФ, до 15% новых ИП в машиностроении заняты серым импортом комплектующих. Основные направления поставок – Турция и Казахстан;
  • Локальные ниши. 60% новых микропредприятий занимаются ремонтом, а не производством. Это связано с дефицитом запчастей и старением парка техники.

В то же время количество крупных и средних предприятий сократилось на 0,3%. Это объясняется следующими причинами.

  • Банкротство. Экономическая нестабильность и высокая долговая нагрузка приводят к банкротству предприятий;
  • Консолидация. Крупные игроки, такие как «КАМАЗ» и «Уралвагонзавод», продолжают укреплять свои позиции, поглощая более мелкие компании.

Согласно данным Росстата, в 2023 году 74,3% ИП в машиностроительной отрасли имели выручку менее 10 млн рублей. Это может свидетельствовать о том, что многие из них работают в теневом секторе или выполняют заказы крупных компаний на аутсорсинге. Однако такие предприятия не всегда создают добавленную стоимость, а их вклад в развитие отрасли остается под вопросом.

Отчет Минпромторга за 2024 год подтверждает, что 2% крупных предприятий обеспечивают 55% выпуска. Это говорит о высокой концентрации производства и доминировании крупных игроков на рынке.

В станкостроительной отрасли наблюдается интересный феномен: число ИП выросло на 3,1% в 2023 году, однако объем производства упал на 4,3%. Это связано с дефицитом импортных компонентов и низким спросом на продукцию. Таким образом, рост числа ИП в данном секторе не привел к увеличению объемов производства.

Микропредприятия, которые часто создаются в виде ИП, фокусируются на обслуживании устаревшей техники, а не на создании новых продуктов. Это искусственно увеличивает количество компаний, что может искажать общую картину. В результате мы видим рост числа ИП, но не рост производства.

Кроме того, при анализе статистических данных необходимо учитывать несколько скрытых факторов.

  • Инфляция: рост выручки ИП может быть вызван не увеличением объемов производства, а ростом цен.
  • Санкции: новые ИП могут создаваться для реэкспорта санкционных товаров, что также искажает статистику.
  • Господдержка: субсидии для малого и среднего предпринимательства стимулируют регистрацию ИП, даже если их деятельность неэффективна.

Таким образом, увеличение числа предприятий в машиностроении является скорее следствием адаптации к кризисным условиям, чем индикатором устойчивого развития отрасли. Многие новые предприятия не способны обеспечить значительный вклад в общий объем производства, что указывает на их низкую эффективность и ограниченные возможности для роста.

Технологическая модернизация: новые возможности или ограничения?

Одним из ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность машиностроения, является технологическая модернизация. Однако анализ показывает, что только 11% предприятий отрасли внедрили «прорывные» технологии.

Основные инвестиции направляются на замену выбывающих мощностей, а не на их расширение. Это свидетельствует о том, что предприятия сосредоточены на поддержании текущего уровня производства, а не на его значительном увеличении. Таким образом, технологическая модернизация в машиностроении носит ограниченный характер и не способствует значительному росту объемов производства. Это создает риски для устойчивого развития отрасли и ее способности конкурировать на мировом рынке.

Реальными драйверами выпуска являются госзаказ и субсидии, которые поддерживают отдельные сегменты машиностроения. Однако их влияние ограничено и не может полностью компенсировать существующие проблемы.

Для устойчивого развития машиностроения необходимо:

  • модернизировать существующие мощности и внедрять «прорывные» технологии;
  • снижать зависимость от импорта и развивать собственные производственные центры;
  • ориентироваться не на количественные показатели, а на натуральные показатели выпуска и производительность труда.
Ключевые вызовы

Одним из главных вызовов является зависимость от импорта. Более 70% комплектующих для автомобилестроения и станкостроения поставляются из Китая, что делает российскую промышленность уязвимой перед внешними факторами.

Санкции, введенные против России, также оказывают значительное влияние на отрасль. Ограничения на поставку технологий и комплектующих затрудняют развитие и модернизацию производства.

Низкая степень локализации производства снижает устойчивость предприятий к внешним потрясениям, делая их более уязвимыми перед возможными кризисами.

Еще одной проблемой является падение производительности труда. За последние годы она снизилась на 18%, что негативно сказывается на конкурентоспособности российской промышленности.

Зависимость от импорта
  • Автомобилестроение:
    По данным Минпромторга РФ (2024), 65–75% компонентов для российского автопрома поставляются из Китая (двигатели, электроника, подшипники). После ухода западных брендов (VW, Renault) Китай стал основным поставщиком. Пример: заводы Moskvich и Avtovaz на 80% зависят от китайских комплектующих (об этом пишет «Коммерсант»).
  • Станкостроение:
    По данным Ассоциации «Станкопром», 70–80% электронных компонентов и контроллеров для станков импортируются из Китая. Российские аналоги (например, НПО «Сатурн») покрывают лишь 15–20% потребностей.

Влияние санкций

  • Технологические ограничения:
    Санкции ЕС и США заблокировали поставки высокоточного оборудования (например, 5-осевых станков Haas, контроллеров Siemens). Это вынуждает РФ закупать устаревшие аналоги в Китае или Индии, что тормозит модернизацию (об этом пишет Reuters). К примеру, завод «КАМАЗ» в 2023 году остановил конвейер на 2 месяца из-за нехватки чипов. Производство гражданских самолетов МС-21 идет медленнее, чем ожидалось, из-за санкций на композитные материалы.
Низкая локализация
  • Уровень локализации:
    По данным ЦБ РФ (2024): в автомобилестроении – 35–40% (в 2021 было 60%+), в станкостроении – 20–25% (включая простейшие детали). Причинами выступают отсутствие отечественных производств микроэлектроники и дефицит инженеров для разработки сложных компонентов.
Падение производительности труда
  • Данные Росстата: в 2023 году производительность труда в обрабатывающей промышленности упала на 12% к уровню 2021 года. В машиностроении снижение составило 15–18% из-за таких причин, как уход квалифицированных кадров (эмиграция 300+ тыс. инженеров с 2022 года, данные HeadHunter), простои из-за дефицита компонентов. В докризисные годы (до 2022 года) рост производительности составлял 2–3% ежегодно.

Чтобы преодолеть эти вызовы, необходимо реализовать комплекс мер.

  • Государственные субсидии могут стать эффективным инструментом поддержки ключевых отраслей. Они способны помочь предприятиям преодолеть трудности, связанные с санкциями и зависимостью от импорта.
  • Усиление мер по импортозамещению критически важных компонентов также может способствовать снижению зависимости от импорта.
  • Увеличение инвестиций в научные исследования и разработки может повысить технологическую независимость российской промышленности.
Улучшение системы подготовки кадров для машиностроительной отрасли может стать ключом к решению проблемы снижения производительности труда.    (Подробнее ТУТ:  glavportal.com/materials/tyazheloe-mashinostroenie-kak-zhivet-odna-iz-vazhnejshih-otraslej )                                                                                                                                                                                                                                                                          Вот как то так… А что вы думаете насчет перспектив развития отрасли?! Они есть в будущем?! Пишите комментарии, ставьте ЛАЙКИ, подписывайтесь на мой блог! ..... 
3 комментария
Спойлер: тяжёлое машиностроение продолжает жить тяжело.
Очень хорошая статья… Но что интересно, про необходимость достойной оплаты труда этих самых инженеров, а равно про стимулы для приглашения инженерных кадров из того же ес тишина. А ведь еще давно один мудрый человек сказал «кадры решают всё» 😁😁
> Реальными драйверами выпуска являются госзаказ и субсидии, которые поддерживают отдельные сегменты машиностроения

Но

> Одним из главных вызовов является зависимость от импорта
avatar

теги блога Оля "Hare"... (заяц)...

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн