Блог им. pevcdozor

Pre-IPO Цифровые Привычки. Сделка закрыта. Лучше что-то, чем ничего

Подписывайтесь в телеграм. Будет много инсайдов!

Группа компаний Цифровые Привычки 4 марта объявила о закрытии книги заявок в рамках внебиржевого pre-IPO размещения на 540 млн рублей. И хотя результат кажется неплохим, дьявол, как говорится, в деталях.

Хронология событий:

— 11.11.2024: «Коммерсант» объявил о возможном pre-IPO раунде компании. Планировалось привлечь 700 млн — 1 млрд рублей до конца года.
— 28.01.2025: Компания переанонсировала сделку, объявив о pre-IPO на Мосбирже объемом до 900 млн рублей.
— 13.02.2025: ГК «Цифровые Привычки» продлила срок сбора заявок до 4 марта из-за недостаточного спроса.
— 4.03.2025: Компания закрыла книгу заявок, привлеченная сумма составила 540 млн рублей.

Ожидания компании сильно не совпали с реальностью. Даже отскок рынка не помог достичь заявленных планов.

Структура сделки:

— Размещение проходило на платформе MOEX Start. Ранее биржа уже пыталась провести сделку с русским SpaceX — SR Space, но что-то пошло не так.
— Организатором размещения выступил ИФК «Солид».
— Инвесторам был предложен защитный механизм — пут-опцион, то есть оферта на выкуп акций у миноритариев с доходностью 10% годовых в случае, если эмитент не выйдет на IPO до конца 2027 года.

Условия реализации публичной оферты:

— Эмитент не проводит IPO до 31 декабря 2027 года.
— Размер дивидендов за любой отчетный год до 31 декабря 2027 года превышает 5% от нераспределенной прибыли.
— ООО «Управляющая компания Квантэк» (акционер) отчуждает свои акции в период с даты оферты до 31 декабря 2027 года.

Проблемы оферты:

— Цифровые Привычки на балансе имеют более 500 млн рублей кэша, но ограничивают себя в распределении прибыли. Зачем?
— Если компания покажет опережающий рост и не захочет выходить на биржу, миноритарии вместо высокой стоимости получат всего 10% годовых по оферте. Хочешь ликвидность — выходи по 10% годовых.
— УК Квантэк может спокойно продать свои акции, что выгодно мажоритариям в случае, если компания показывает хорошие темпы роста, но оставляет миноритариев в неликвиде, так как к продаже они присоединиться никак не могут. Опять же: хочешь ликвидность — выходи по 10% годовых.

Структура спроса:

— Общий объем привлеченных средств — 540 млн рублей.
— 45% объема (около 240 млн рублей) обеспечил спрос со стороны розничных инвесторов через брокеров: Солид Брокер, ВТБ Инвестиции, БКС, Сбер Инвестиции, Совкомбанк, Синара, КитФинанс. Крайне слабый результат. Видимо, всерьез никто из брокеров эту сделку не продавал.
— 55% спроса (около 300 млн рублей) остались загадкой. По инсайдам с рынка, спрос пришлось закрыть организатору — ИФК «Солид».
— Компания подписала соглашения с рядом крупных институциональных инвесторов о приобретении акций. Оформление этих сделок планируется завершить в период с 22 апреля по 22 мая 2025 года. А вот тут будет интересно: кого-то смогут подписать?
— Эмиссия осуществлялась по схеме cash-in — все привлеченные в капитал средства пойдут на реализацию заявленной стратегии Группы.

Немного цифр:

— Equity pre-money: 4500 млн рублей.
— Raised: 540 млн рублей.
— Equity post-money: 5040 млн рублей.
— Debt: 250 млн рублей.
— Cash: 500 млн рублей.
— Net Debt: -250 млн рублей.
— EV: 4250 млн рублей.
— Sales 2024: 1400 млн рублей.
— EV/Sales 2024: 3,0х.
— EBITDA 2024: 550 млн рублей.
— EV/EBITDA 2024: 7,7х.

Для сравнения EV/EBITDA 2024:

— Астра: 12,5х.
— Позитив: 8,5х.
— Диасофт: 7,0х.

Проблемы оценки:

— Цифровые Привычки — не IT-компания, а вендор, продающий своих работников на подряды. Это не возобновляемая выручка (recurring revenue), а one-off решения, которые легко могут делать конкуренты (локальные и иностранные).
— Полностью отсутствует дисконт за отсутствие ликвидности. Платить почти 8х текущей EBITDA за вендорский бизнес — крайне сомнительное занятие.
— Сравнивать этот бизнес с публичными IT-компаниями — намеренный маркетинговый ход, который, похоже, раскусили не все.

Мнение инсайдеров:


Наши инсайдеры, близкие к сделке, воздержались от участия. Помимо технических вопросов (например, механизм реализации оферты), были претензии к завышенной оценке, отсутствию дивидендов и невозможности присоединиться к продаже акций в случае покупки стратегическим инвестором.

Наши источники склоняются к мнению, что IPO Цифровых Привычек — маловероятный сценарий. Кто-то даже высказывал мнение, что бенефициар бизнеса является всего лишь номинальным владельцем, поэтому Цифровые Привычки ждет многое другое, но только не IPO.

Итог:


Раунд вроде и закрыт, но размещение существенно продлевали, а объем розницы — совсем маловат. К оферте много вопросов, к оценке — еще больше. Тем не менее, кейс заметно лучше прошлого провала MOEX Start — SR Space. В любом случае, желаем команде Цифровых Привычек удачи и ждем компанию на IPO в ближайшие 2-3 года.


теги блога Венчурный Дозор

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн