Блог им. superdet
Для модератора: Эта статья о том, как выбирать эмитентов облигаций и к трейдингу она не имеет никакого отношения.
Презентация – ааафигительная вещь. С помощью грамотно составленной презентации достаточно просто завоевать доверие клиентов, покупателей и простого обывателя. Презентация даёт возможность убедить их в чём угодно и особенно в достоверности предоставляемой информации. Одним словом, презентация – это эффективный инструмент коммуникации, при условии тщательной подготовки.
Трудно представить, что в презентации докладчик будет использовать факты против себя. Собственно, презентация для того и создаётся, чтобы показать себя с самой лучшей стороны, и эмитенты этим здорово пользуются.
Спроси любого инвестора, что определяет рост компании и он без запинки ответит – выручка. Почему? Потому что «выручка» звучит из уст каждого первого эмитента. Я больше чем уверен, что любой заинтересованный в вас эмитент, будет в качестве основного аргумента, апеллировать именно к выручке. Если этого не произойдёт и эмитенты не упомянут выручку, как показатель успешности и финансового роста, то можете меня закидать камнями при встрече.
Кстати и не в тему. Анализ финансовой отчётности показал, что у части компаний, выручка коррелирует с ценой на акции особенно если дивы начисляются по РСБУ. Если вы первым изучите финансовый отчёт такой компании и выясните, что выручка выросла, то сможете неплохо заработать на акциях этой компании.
Но вернёмся к облигациям и выручке. Выручка – это стереотип, навязанный инвесторам эмитентами. Данный показатель лёгок в восприятии и наглядно показывает, как мощно растёт контора из года в год. Для усиления эффекта выручки, эмитент может использовать в презентации несколько малозначащих показателей, которые снизились в отчётном периоде. Например, выручка выросла на 9%, при снижении продаж на 4%. И все хором: — Ах, как круто. Какая честная и растущая контора. Однако к успехам компании это не имеет никакого отношения, но эффект достигнут. Эмитенту поверили, что он растёт.
Или возьмём лизинговую контору. То, что денег у нас нет, это вас не должно смущать, дорогой инвестор, зато у нас много миллиардный лизинговый портфель!!!
Ох и любят лизинговые конторы своим портфелем щеголять, а строители построенными метрами, а ритейлеры выручкой. Только всё это не деньги, особенно если на счетах по факту баранки.
Но вернёмся к выручке. На самом деле увеличить выручку не так сложно. Достаточно занять денег, закупить больше товара и увеличить продажи. И не важно, что часть денег заморозится в запасах, вторая часть в дебиторской задолженности. Важно, что рано или поздно запасы продадутся, а дебиторка погасится и это несомненно повлияет на рост выручки. Но есть один вопрос к конторе. Почему компания увеличила выручку не за счёт собственного капитала, а за счёт увеличения заёмного? Ответ прост, потому что собственный капитал компания значительно увеличить не может. Почему? Потому что чистая прибыль недостаточная, или выводится из бизнеса. Как говорится лучше синица в руках, чем деньги в чужом. Мало ли что с экономикой. Лучше выведем и пусть чистая прибыль греет собственный кошелёк, чем банковский счёт.
Исходя из выше изложенного можно предположить, что такого показателя как выручка недостаточно, чтобы оценить успешность компании и тем более недостаточно, если мы будем оценивать объёмы выручки, а не темпы её роста и за счёт чего они растут.
Кроме того, темпы роста выручки должны оцениваться на фоне других финансовых показателей, а именно темпов роста:
Рассчитать темпы роста не сложно используя ниже приведённые формулы. С этим справится даже школьник.
1. Выпишите из баланса компании, или её консолидированного отчёта, значения активов эмитента на начало (Анп) и на конец (Акп) периода.
Определите темпы роста (ТР) по формуле, %:
ТРактив = (Акп — Анп) / Акп * 100
Если значение больше нуля, то это означает, что компания увеличила в отчётном периоде свои активы, не важно за счёт чего, и теперь у инвестора есть все основания полагать, что контора развивается. Но… растёт контора только в том случае, если при этом выполняется условие п.2.
2. Выпишите за рассматриваемые периоды значения выручки (В), или совокупного дохода (СД)
и рассчитайте темпы роста выручки по формуле, %:
ТРв = (Вкп — Внп) / Вкп * 100
Если доходы от операционной деятельности не существенные, рассчитайте темпы роста совокупного дохода компании:
ТРсд = (СДкп — СДнп) / СДкп * 100
Темпы роста выручки или совокупного дохода должны превышать темпы роста активов. Это будет говорить о том, что наращивание активов в отчётном периоде, например, за счёт займов, привело к росту выручки за счёт их эффективного использования. Другими словами, если ТРсд > ТРактив > 0, то компания несомненно растёт. И это так, если выполняется третье условие.
3. Выпишите за рассматриваемые периоды значения чистой прибыли (ЧП)
и рассчитайте по той же формуле темпы роста чистой прибыли, %:
ТРчп = (ЧПкп — ЧПнп) / ЧПкп * 100
Если темпы роста чистой прибыли оказались ниже темпов роста выручки и активов, то грош цена всем лозунгам эмитента о том, что они №1 и увеличили свою выручку в 2, 3, 5 или 10 раз.
Контору, которая на протяжении последних 5 лет показывает неравенство
ТРчп > ТРсд > ТРактив > 0
можно считать успешной и ей доверять (но проверять!)
При этом, если ТРзк > ТРчп, ТРсд, ТРактив, то контора вам пудрит мозги своим ростом выручки. Контора не развивается, а выживает. И выживает эмитент за ваш счёт. Опережающие темпы роста долгов приведут контору к их критической массе и…. И не важно, что контора вам платит проценты, всему своё время.
Обратите ещё раз внимание на обложку этой главы. 👆
Не важно, что растут доходы, важно, какими темпами растут расходы.
Не важно, что растёт выручка, важно, как быстро растут долги, и что остаётся от чистой прибыли.
Исходя из выше сказанного можно прийти к выводу, что единственно достоверным источником информации для инвестора может служить финансовая отчётность эмитента — индивидуальная или консолидированная, но об этом в следующей главе…
Глава II
Продолжение следует…
Не забудь тыкнуть в ⭐💖 или 👆 в небо, а я пока подготовлю новый материал
инвестиции без риска — самый правдивый сайт об эмитентах