Блог им. MihailVlasenko
Вот мы и долетели до 3000 пунктов, причем наибольший рост показали вчерашние аутсайдеры — должники, металлурги и застройщики.
О последних мы сегодня и поговорим :) Какое-то время строители купались в деньгах, ведь льготная ипотека давала им огромные доходы. Но потом ключевую ставку подняли, а льготы отменили — и весь сектор как по команде ушел в кризис.
И дело не только в том, что люди перестали покупать жилье. Специфика этой сферы такова, что ее представители перегружены долгами, поэтому рост ставки взвинтил их процентные расходы. И некоторые компании теперь работают только на кредиторов.
Все это привело к тому, что их акции полетели в пропасть — за год Самолет потерял 66%, Пик — 42%, а Эталон — 25% своей стоимости; и лишь бумаги ЛСР выросли на 3%. Стали ли их акции интересными к покупке? Давайте разбираться :)
✅ Самолет. P/E = 3,2х; P/S = 0,2х (исторически 18,7х; 1,3х)
Главный аутсайдер сектора, который поверил в светлое будущее и набрал кучу долгов. Теперь вся его прибыль уходит на проценты, причем даже этих денег не хватает — приходится занимать под еще более высокую ставку и распродавать земельный фонд.
И все это на фоне бегства мажоритариев и ужасных корпоративных практик. Менеджмент выкупил акции у нужных людей (по завышенным ценам), а потом просто сливал их в биржевой стакан — очень некрасивая схема по разводу обычных «физиков».
✅ ПИК. P/E = 10х; P/S = 0,4х (исторически 8,4х; 1,2х)
Выбрал менее агрессивную стратегию, поэтому не так перегружен долгами. Отсюда и относительно неплохой отчет — компания даже сумела нарастить свою выручку (+15%). Но на этом позитив для инвесторов заканчивается..
Руководство забило на своих акционеров — дивиденды не платятся, отчеты выходят поздно, а информация толком не раскрывается. Плюс владелец бежит с корабля и продает свою долю «неназванным структурам». Странная история, ничего не скажешь.
✅ Эталон. P/S = 0,2х (исторически 0,4х)
Оценивается дешевле остальных, и тому есть очень веская причина — долг/EBITDA = 2,5х, так что проценты сжирают всю ее прибыль. Большая часть этого долга принадлежит Системе — «мама» заняла ей под несчастные 27% годовых :)
Не могу не отметить, что компания неплохо работает на операционном уровне. И если ставку резко снизят, то ее процентные пойдут вниз, а все показатели кратно вырастут. Главное до этого дожить и наконец переехать с Кипра в Россию.
✅ ЛСР. P/E = 2,6х; P/S = 0,3х (исторически 4,8х; 0,5х)
Самый крепкий застройщик, который даже на таком рынке получил прибыль (и выплатил дивиденды). Для руководства это не первый кризис, поэтому оно хорошо подготовилось — снизило объемы строительства, сократило долг и т. д.
И все бы хорошо, если бы не жадность его владельца — в 2023 году он объявил байбэк и подарил себе акций на 18 млрд. рублей! В прошлом году эта практика продолжилась, пусть и в более скромном масштабе («всего» на 1,4 млрд. рублей).
Пришло время для кратких выводов. В этом секторе сплошные проблемы — мало ему высокой ставки, так еще и управленцы тут ниже плинтуса. Часть из них завела свои компании в тупик, а другая часть просто вытирает об инвесторов ноги.
Поэтому я тут идей не вижу — если делать ставку на смягчение ДКП, то лучше взять кого-то из лизинга или банков. И хотя у меня есть акции Самолета (1% от портфеля), докупать их не планирую — пусть они висят и напоминают о моей ошибке :)
*****
Приглашаю вас в свой канал Финансовый Механизм — там вы найдете еще больше материалов и мыслей по рынку.