Статья Виктора Долженко, ИК «АТОН», заместителя генерального директора, руководителя блока по работе с частными клиентами для rbcdaily
Время алхимиков, волшебных линий и метода дисконтированных денежных потоков закончилось, во всяком случае для частных инвесторов. Да здравствует абсолютная доходность!
Российский частный инвестор — интеллектуал. Встречается редко, но умнее многих. В его жизни были разные периоды. Вспомним прекрасное начало 2000-х годов: российские акции растут, страна меняется. Апогеем стал 2006 год, когда заработал рынок коллективных инвестиций. Приток в паевые инвестиционные фонды в 2006—2007 годах составил 2,4 млрд долл. Затем грянул кризис 2008 года, как всегда, неожиданно, но нельзя же расти бесконечно. При этом истории о получении сверхдоходов еще были свежи в памяти. Подешевевшие акции спровоцировали устойчивый поток желающих инвестировать. В 2009 году случился ожидаемый отскок, и казалось, что все начинается заново. Но за окном 2013-й, а налицо третий год сползания, затухания, увядания российского фондового рынка.
Кто же из частных инвесторов остался? Мой ответ — умные. И спекулянты. Для активных игроков наиболее важен сам факт присутствия на рынке, нежели получение прибыли как таковой. Стоит признать, что единицы действительно хорошо зарабатывают, остальные же расстаются со своими деньгами, оплачивая яркие, эмоциональные впечатления.
Спекулянтов все меньше, а выбор все шире: вот тебе Forex, вот тебе американский рынок либо любой другой, какой пожелаешь. Программы ускоренного выставления заявок, удобные и быстрые, рисующие красивые линии, роботы. Все для тебя, только торгуй. Тем не менее всплеска массовой активности как-то не наблюдается.
Но вернемся к умным инвесторам. Очевидно, что лучший инвестиционный инструмент последних двух лет — рублевый депозит в российском банке. И только умный инвестор подумал о валютной диверсификации. Сформировалась потребность: фиксированная валютная доходность выше ставок российских депозитов.
Спрос рождает предложение. Умные финансовые советники нашли своих умных клиентов. Их объединила абсолютная доходность — инвестиционный инструмент, для которого ориентир — это доходность банковского депозита. И оценка продукта абсолютна — лучше депозита или хуже, без относительных, абстрактных рассуждений.
Самый простой из предлагаемых продуктов — еврооблигации. Инвестировать можно либо напрямую, либо через специализированные фонды. Более сложны структурные ноты. Крупнейшие производители в этой схеме — ведущие европейские банки.
Наиболее популярный у инвесторов вариант — это комбинация фиксированного дохода 10—15% в зависимости от динамики цен на набор акций либо иных биржевых товаров.
Также частные инвесторы используют ноты защиты капитала, когда инвесторы, с одной стороны, имеют гарантированную банком-эмитентом защиту вложенного капитала, а с другой стороны, частично участвуют в росте того или иного биржевого актива, например золота. Но чудес не бывает. Обратная сторона повышенной доходности — риск. Однако умные инвесторы научились просчитывать его заранее.
Нейтральная к рынку стратегия состоит в том, что часть бумаг находится в длинной позиции, часть — в короткой. За каждой акцией стоит определенная компания, бизнес, а главное — люди. Одни люди умеют вести бизнес, условия им благоприятствуют, бизнес процветает. Другие люди или не умеют, или не хотят вести бизнес, или, возможно, рыночные условия слишком тяжелы для этого бизнеса. При покупке акций первых компаний и продаже в шорт акций вторых эксплуатируются эти крайне устойчивые тенденции, которые гораздо более устойчивы, чем прогнозы, куда пойдет рынок — вверх или вниз.
Я верю в увеличение числа умных клиентов. Запрос от умных клиентов изменит облик индустрии. Широкое аналитическое покрытие всех секторов для частных клиентов уже неактуально, доверие к определенным банкам и компаниям умный инвестор сформировал самостоятельно. Единственное, что необходимо, — красивая презентация с понятным описанием продукта. Большое количество офисов тоже не нужно — в отличие от понятного сайта, удобного и функционального. Умные клиенты экономят свое время, и их не так уж много. По крайней мере пока.
"… в отличие от понятного сайта, удобного и функционального. " Уж что-что, а сайт у атона всегда был намного неудобнее и непонятнее, чем у многих брокеров. И в плане его содержания (наполненности) еще есть куда расти