Экономисты из четырех американских университетов утверждают, что им удалось вычислить объем падения прямых иностранных инвестиций при увеличении политических рисков и опровергнуть представление о том, что инвесторы — это люди, которым плевать на политическую обстановку в стране, лишь бы была прибыль.
Неспособность политиков руководить дорого обходятся экономике — повышение политических рисков на 1% приводит к падению прямых иностранных инвестиций на 11,5%.
Под политическими рисками эксперты понимают именно неспособность чиновников эффективно руководить страной, а также их опасные действия — от прямого захвата частных активов до ползучей экспроприации (неожиданные налоги или поборы).
Способность властей платить по своим счетам тесно связана с их умением извлекать ресурсы из своих граждан — способствовать росту производительности труда, стимулировать производство и собирать налоги. Если в стане нет стабильности, то власти не способны проводить эффективную политику.
Как сообщает
ИА «Финмаркет», Кембел Харви, Кристиан Лундбат и Штефан Сигель и руководитель группы, профессора Колумбийского университета Герт Бекаерт,
придумали точный и удобный способ оценить вероятность политических потрясений — спреды чисто политических рисков.
За основу расчета исследователи взяли международный гид по политическим рискам (ICRG), который оценивает влияние политики на финансы, используя данные о фактических транзакциях стран на протяжении шести лет.
Для «проверки» были использованы два альтернативных способа измерения рисков — количество обращений компаний в страховые компании с жалобами на политические барьеры и анализ новостей. Для этого экономисты составили специальный словарь «рисковых» слов, и «прогнали» по нему новости о каждой из 20 исследуемых стран.
Затем все полученные данные были сопоставлены с информацией о спредах гособлигаций государств с формирующимся рынком с января 1994 года по декабрь 2009 года.
Оказалось, что спреды политических рисков, как правило меньше, чем спреды гособлигаций, хотя они и следуют одному и тому же тренду.
Меньше всего политические дрязги, как выяснилось, помешали экономике Польши. Самый большой ущерб иррациональное поведение политиков наносило экономикам Венесуэлы и Ирака.
Результаты России получились неоднозначными. С одной стороны, рисков, отражающих способность чиновников управлять страной, здесь в разы больше, чем у соседей по Восточной Европе. Однако с другой — российские риски в пять раз ниже, чем в Венесуэле.
В итоге РФ в рейтинге политических рисков стран — среди «середнячков» с показателем 57,16.
Исследователи, правда, признают, что их метод не является универсальным: предсказать внезапные изменения в относительно стабильных режимах слишком трудно. Так, в Египте в 2009 году политические риски оценивались довольно низко, и в итоге арабская весна стала для инвесторов большой неожиданностью.
причем сам политический режим совершенно ведь неважен-важна уверенность в стабильности политической ситуации, это доказали сами американцы, сотрудничая с разнообразными кровавыми режимами и при этом ведущие там активную инвестиционную политику, самое интересное то, что почти всегда идут не инвестиции а кредиты, то есть каждая страна, интересующая американцев садится на кредитную иглу… хотя Россия это делает так же, впрочем и другие страны тож))