Хотел бы затронуть типичный пример жизни частных российских компаний, компанию Вымпелком. Пример настолько типичный и настолько показательный, что может быть применим практически к любой компании в России, у которой рублевая выручка и долги в долларах (евро). У Вымпелкома появился недавно могущественный конкурент, компания с брендом Yota, обладающая господдержкой. Вымпелком пытается продавать услуги мобильного итернета, мобильные гаджеты, увеличивая количество услуг, пытаясь изо всех сил увеличить свою маржу. Когда-то (1 декабря 2007) компания стоила 41,6 долл. Сегодня в 10 (десять!) раз дешевле. Ко всем бедам компании прибавились санкции к РФ, и теперь новые кредиты получить намного сложнее, чем в прошлом. Капитализация 7 млрд. долл., долг 28 млрд. долл. Долгов у компании в 4 раза больше капитализации. Правда на балансе лежит 6 млрд. кэша, НО! во время кризиса (а он будет, как мы это видим) происходит падение трафика и снижение выручки, а выручка у компании в рублях, рубль, как мы знаем, имеет тенденцию к быстрому обесцениваю. Что это значит? Компании срочно нужно (как в былые времена) переводить ценник в у.е., чтобы расплачиваться по своим валютным долгам, что пока в нашем авторитарном государстве будет сделать проблематично. Я уже вижу очередь в Кремль из компаний, наподобие Вымпелкома, которые просят введение у.е. вместо оплаты рублями. Пока они только захаживают, но это пока… В авторитарном государстве не очень то работает формула «девальвация это хорошо!». Пока компания генерила достаточную выручку (27 млрд. долл.), чтобы справляться с проблемами на долговом рынке. Эту сумму логично делить в разы, как обесценивается рубль.
Что будет, если ввести у.е. завтра? У компании будет захеджирован валютный риск, но пока у 90% населения з/п в рублях, они все больше будут звонить по вайберу и скайпу и все меньше по Билайну.
Поскольку конца и края кризиса не видно, санкции не снимаются, можно ожидать смерти Вымпелкома через 2-3 года. Хотя, вероятно в этот период его кто нибудь спасет и выкупит. Правда по долгам что то надо будет делать. Например, объявить дефолт.
Кстати, вариант дефолта очень высоко рассматривается западными инвесторами в отношении российских компаний
Примечание: текущую ситуацию с оценками Вымпелкома (VIP) можно посмотреть на яху файненз
я работаю в сотовом операторе, Вымпелком наш конкурент, мы бы очень радовались реализации Вашего сценария, но увы пока не время:
1)ARPU (средний счет абонента за месяц) в настоящий момент в России составляет 300-400 рублей. это 5$, уровень китая и индии. можно поднять ценник в 5 раз, если ФАС разрешит.
2)Год назад в билайне поменялся менеджмент и начал реализовывать адекватную стратегию. даунтренд по рыночной доле и рублевой выручке они сломали.
3)Рост популярности скайпа означает рост в том числе и мобильного интернета — для сотового оператора это не проблема. (не везде же есть проводной интернет)
но в целом, билайн худший оператор- кидайте в него шапками и топчите ногами. это мое экспертное мнение.
1 сообщение в вотсап стоит на порядки дешевле, чем 1 смс.
но в вотсап никто не пишет по 1 сообщению. пишут сразу десятки, да еще и фотки отправляют.
так что у нормальных операторов двузначный рост доходов от мобильного интернета компенсирует падение доходов от смс.
причем, парадокс в том, что смс-трафик в России пока еще не падает, только перестал расти.
в топике говорится про господдержку йоты.
пара комментариев:
1)йота куплена мегафоном и по факту является его структурным подразделением.
2)господдержка/административный ресурс у мегафона были, но это древняя история.
да, все правительственные учреждения вместе с думой сидят в мегафоне на корпоративном обслуживании, но это копейки.
сказать, что ФАС или минсвязи сейчас в чем-то подыгрывают мегафону — это не правда.
3)на рынке есть (в москве тоже скоро будет) оператор со 100% государственным контролем — теле2.
именно благодаря госконтролю они смогли наконец пробраться в Москву.
это плохо для всей большой тройки операторов. но не смертельно. целевая аудитория теле2 — хитрые и жадные люди. это большой % от абонентской базы, но не такой большой % от выручки.