Блог им. option-systems

Росимущество – эффективная неэффективность.

В начале июня 2015 года в Росимуществе состоялось расширенное совещание Экспертно-консультационного совета Росимущества (ЭКС). В совещании приняли участие постоянные члены ЭКС, руководители подразделений Росимущества, представители Общественного совета при Минэкономразвития России, независимые эксперты.

С итоговым докладом выступила Заместитель Министра экономического развития РФ — руководитель Росимущества Ольга Дергунова.

Росимущество – эффективная неэффективность.

Был представлен годовой отчет Росимущества за 2014 год, я его с жадностью изучил, об этом и будет моя статья.

Управление гос. собственностью довольно закрытый мир, но очень интересный (мне как инвестору он очень интересен с практической точки зрения). Я его изучаю довольно давно, буду периодически делиться своими впечатлениями и новостями по этой тематике.

Кстати, данная тема касается всех граждан России, ведь государственная собственность – это общая собственность всех граждан России! И как эффективно будет управляться госсобственность, так и будет расти наше благосостояние.

Для начала, рекомендовал бы ознакомиться с документами от первоисточника:

Отчет о деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом за 2014 г.

Подведение итогов реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом»

Программа приватизации в Российской Федерации (итоги приватизации 2011 – 2013 гг. и планы на 2014-2016 гг.)

«Дорожные карты» приватизации

Тексты, конечно, сложные для неподготовленной публики, изложены бюрократическим языком и изобилуют частыми сносками к нормативным документам (к законам, постановлениям, распоряжениям, указаниям, указам и прочее), но пытливый инвестор сможет найти полезную информацию для себя.

У меня сейчас в работе две идеи: «гос. дивиденд» и «приватизация 2.0».

Довольно простые и думаю, рабочие: это переход на дивиденды 25% от ЧП по МСФО и приватизация публичных гос. компаний. В разработке – около 50 компаний (включая публичные ДЗО госкомпаний). Окно реализации — до лета 2017 года. Итоги моего исследования ждите осенью 2015 года.

Теперь комментарии непосредственно по документам Росимущества, которые я привел выше.

Итоги года.

Оценивая финансовые итоги Росимущества испытываешь эмоциональный диссонанс по поводу размеров доходов (всего около 263 млрд. рублей за год) и объемов всей собственности в ведении Росимущества.

Не хотелось бы огульно критиковать Росимущество, так как мы все знаем о сложившийся системе координат в нашей экономике и стране в целом. Хотя мой заголовок обозначил моё отношение к Росимуществу, но я верю, что будет всё меняться к лучшему, это всё непросто, но всё-таки…

…тот же политический вес Сечина, Миллера, Якунина и Костина не сравнимы с их кураторами из Росимущества – Дергуновой и Семериковой…

Я постарался быть объективным.

… но цифры говорят сами за себя! 

Имущественный комплекс в ведении Росимущества поражает своими размерами

Росимущество – эффективная неэффективность.

И ОАО и ООО лишь вершина айсберга. Но для меня именно эта часть представляет самый большой интерес.

Росимущество – эффективная неэффективность.

Росимущество – эффективная неэффективность.

Есть еще земельный банк, недвижимость и ФГУПы – это отдельная тема, в данной статье про это не буду писать.

В отчете Росимущества я не увидел хотя бы примерной денежной оценки всей собственности, принадлежащей государству. Имущество считают в количестве (в штуках!), но не в рублях.

Россия – страна возможностей!)

Думаю, это триллионы рублей. Но данные цифры еще и увеличиваются — по сей день проводится инвентаризация государственной собственности, и «возвращаются на учет» объекты собственности.

Росимущество – эффективная неэффективность.

Совокупные доходы Росимущества 263 млрд. руб. — с одной стороны огромная сумма, но с учетом того объема гос. собственности и роли, которую играет гос. сектор в экономике России в данный момент (около 45-55% от ВВП) – это сумма катастрофически низкая. Это всего 1,8% доходной части консолидированного бюджета РФ.

Первая часть, 233 млрд. руб. – это доходы от собственности: дивиденды, сдача в аренду недвижимости и земельных участков…

Росимущество – эффективная неэффективность.

основные дивиденды от: Газпром, Роснефтегаз, ВТБ…

Росимущество – эффективная неэффективность.

142 млрд. руб. из 1-триллионного объема дивидендных выплат в России, при том, что 50% экономики — это госсектор. Разве это эффективное использование собственности. Интересно, если бы этой собственностью, владел частник – какая у него была бы прибыль?

И вторая часть, всего лишь 29,7 млрд. руб. – это доходы от приватизации

Росимущество – эффективная неэффективность.

Совсем не радужно. Но план приватизации выполнили, правда, план один из самых низких за последние несколько лет и выполнен еще интересным способом.

По приватизации в 2014 году обнаружил весьма курьезный момент в годовом отчете Росимущества. Из 29 млрд. руб. – 21 млрд. рублей это продажа двух крупных пакетов акций: 13,76% ИНТЕР РАО ЕЭС и 100% Архангельский траловый флот

Из них по 18,8 млрд. руб. возникает вопрос – это была точно приватизация?

Росимущество – эффективная неэффективность.

Курьез в том, кто покупатель 13,76% ИНТЕР РАО ЕЭС – это ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ». Для справки служащим Росимущества: 100 % акций «Роснефтегаза» принадлежат государству в лице Росимущества. В 2013 году в данной компании работало 11 человек.

Вот такая приватизация по-русски :)

Интересно, чем руководствовались в Росимуществе при включении данной суммы в отчет? Выполнить план – 26 млрд. руб.  Выполнили. Наверное, КPI руководства Росимущества были привязаны к показателю по выполнению плана приватизации. Классная эффективность.   

Так можно приватизировать на очень большие суммы и дальше, благо госкомпаний у нас много – продавайте друг другу пакеты акций и будет Вам счастье.

Еще Росимущество провел продажу относительно маленьких 108 объектов на 8 млрд. руб., вот 10 наиболее крупных продаж…

Росимущество – эффективная неэффективность.

Тут я не могу комментировать, как и по ФГУПам, недвижимости и земельным участкам, моё направление – публичные компании.

Именно на них может заработать инвестор при переходе данных компаний в частную собственность.

 

Приватизация.

В презентации Росимущества по теме приватизации в феврале 2014 года декларируются правильные вещи.

Росимущество – эффективная неэффективность.

Но мне кажется, в обозначенных ниже слайде ключевых этапах процесса приватизации не хватает самого главного…

Росимущество – эффективная неэффективность.

перед тем как проводить приватизацию компании необходимо привести рыночную стоимость компании к справедливой цене (конечно, это касается публичных гос.компаний), путем использования разумной модели управления акционерным капиталом (МУАК).

Первейшая задача Росимущества   — сделать из акций государственных компаний финансовый инструмент с понятными условиями получения дохода, тогда и инвесторы появятся, и продать имущество получится по хорошим ценам. Ведь инвесторы покупают активы не просто из-за любви к искусству, им нужен финансовый инструмент!

Лучше всего продается то, что продавать не хочется!

Этого момента нет в задачах Росимущества, есть как декларация (повышение инвестиционной привлекательности), но как ключевого этапа процесса приватизации – нет.

Задайте себе вопрос: «Вы бы купили себе акции данной компании, которую Вы хотите приватизировать?»  Интересно сотрудники Росимущества сами владеют или владели когда-нибудь акциями? Они понимают, что такое «акция»?

«Инвестиционная привлекательность» – довольно виртуальное понятие, нужны конкретные действия и система принятий решений, направленные на превращения акций госкомпаний в финансовый инструмент.

Срок данного этапа – 5-7 лет. За этот срок  — после необходимых мероприятий согласно МУАК (выплата дивидендов, обратный выкуп акции, понятная и четкая система принятия решений в плане управления акционерным капиталом) капитализация будет расти, и покупатели сами появятся, никого искать уже не нужно будет.

В данный момент сроки приватизации регулярно переносят из года в год. Можно уповать на конъюнктуру мировых финансовых рынков, а также уровень спроса со стороны потенциальных инвесторов, а можно и самим влиять на ситуацию. Тем более само государство способно произвести, как внутренние преобразования в компаниях, направленные на повышение инвестиционной привлекательности, так и внешние, в том числе регуляторные изменения.

В 2014 году должны были приватизировать следующие компании:

Росимущество – эффективная неэффективность.

Но как я написал выше, были приватизированы 2 компании (одна – весьма условно), все остальные пока в процессе подготовки.

Потенциально в планах на приватизацию следующие компании:

Росимущество – эффективная неэффективность.

Росимущество – эффективная неэффективность.

Росимущество довольно много делает в плане повышения корпоративного управления. Например, ввела в действие КПЭ для топ-менеджмента и Совета директоров компаний:

Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется определить общий вес финансово-экономических показателей в диапазоне от 50% до 70% от суммы весов всех показателей.

Обязательными показателями определены: рентабельность инвестиций акционеров (TSR) (для публичных АО) или размер дивидендов (для непубличных АО), а также рентабельность инвестиционного капитала (ROIC) или рентабельность акционерного капитала (ROE).

Это радует.

Основой построения механизмов материального стимулирования лиц, входящих в органы управления акционерным обществом, является их ответственность перед акционерами. Для акционеров важно одновременное выполнение двух условий:

• Рост финансовых показателей деятельности общества. Итоговым критерием является скорость роста собственных средств общества в расчете на одну акцию. Рентабельность собственного капитала (ROE) компании находится в тесной взаимосвязи с указанным критерием и фактически является его основной составной частью.

• Отражение финансовых результатов деятельности общества в курсовой стоимости его акций и величине дивидендных выплат, так как только эти две величины являются доходом акционеров.

Главный принцип определения вознаграждения лиц, входящих в органы управления акционерным обществом, – взаимосвязь между суммами выплачиваемого вознаграждения и показателями, на которые могут и должны влиять органы управления обществом, исходя из имеющихся у них полномочий.

Правильные принципы вознаграждения Советов директоров и топ-менеджеров приведут к росту эффективности управления гос. имуществом, и соответственно цены актива.

В прошлом году еще введен Кодекс корпоративного управления от ЦБ (его начал делать еще ФСФР), всё больше и больше увеличивается кол-во «независимых» директоров в Советах директоров госкомпаний.

Тут у меня неоднозначное мнение – Кодекс дело хорошее, но он больше похож – на документ о добрых намерениях. Как говорится, за красивыми словами можно будет проводить любую политику, благо чиновники писать документы у нас умеют.

И второе, «независимые» директора от различных некоммерческих партнерств. Это довольно новый институт на нашем корпоративном поле. Почему я пишу в кавычках слово независимый, я напишу как-нибудь подробнее позже. На данный момент и данная промежуточная модель управления госкомпаниями – это благо.

Надеюсь на дальнейшее поступательное развитие.

План на следующий год.

Росимущество – эффективная неэффективность.

КПЭ Госпрограммы, План по доходам – даже шокируют, очень низкие планы.

Цифры по приватизации – еще более скромные (всего 15 млрд. рублей), чем в 2014 году. Снижение общего показателя по доходам -15% год к году.

Как-то не амбициозно, или чтобы план проще было перевыполнить? Но доходы от госсобственности на уровне 4-5 млрд. долларов – это совсем грустно, особенно с учетом объемов этой собственности.

Государство – это плохой бизнесмен. В принципе, это понятно всем. У государства не стоит задача получать доход от своей собственности, причина я думаю, всем понятна. Если доход не получает государство, то его получает кто-то другой.

Наиболее правильный путь – это приватизация бизнеса.

Пожелаем успехов команде Росимущества в этом непростом деле! 

Фото с данного мероприятия:

Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность.
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Росимущество – эффективная неэффективность. 
Продолжение следует…

P.S. Отлично было бы получить развернутый комментарий от Росимущества на вопросы, которые я осветил в данной статье. Открытое общение – признак развития.

Успешных инвестиций!

★7
47 комментариев
Перекладка в РОСНЕФТЕГАЗ видимо для удобство вывода доходов через левые контракты и траты. Ну и зарплату что бы нужные люди получали. А вообще грустно.
avatar
В штуках считать это круто, еще не дочитал, но это конечно просто вселенная по размерам и представляю насколько там люди оторванные от реальности, насколько там легко творить херню. Как может в отчетах быть какие то фотографии встреч, какие то там призы награждения и тд, это черт побери банк имущества+управляющая компания, они должны быть образцом прозрачности отчетов.

Графики из ворда сделанные школьником… просто вырезанные графики из ворда с белым фоном на бежевых страницах отчета…
я хочу источник денег и просто участвовать во всех тендерах росимущества )) черт, у них даже опечатки в отчете есть, кажись даже в ворде не проверяли)
Oliver, фото это из пресс-релиза о встрече.

Оценить всю собственность не может никто, год назад в ОКДМ рассказывали, что много случаев, когда госсобственность бывало просто уходила на сторону просто так, и приходилось возвращать.

Представляешь там какие интересы — могут и убить.
Александр Шадрин, ну понятное дело где есть легкие деньги, там есть люди, которые ради своей легкой финансовой жизни готовы идти на аморальные, незаконные дела. Просто, не начав внедрять правильную практику, легко может случиться преемственность поколений, а затем обнаружатся новые олигархи не из приватизации 90-х, а приватизации 201х-х, всех, кто там могут убить нужно отрезать от возможности влиять на принятия решений и им придется искать другой путь, сильны те, кто кучкуются, как только их разделить и отнять власть — мигом ради своей шкуры будут что угодно делать, чтобы их помиловали.
Надеюсь там все нормально с личными качествами людей, у них очень важная задача.
Oliver, я тоже надеюсь, но их подопечные, как я в посте написал — Сечин, Якунин, Костин и Миллер — своих кураторов могут и не принимать всерьёз...
Александр Шадрин, скорее всего и не принимают, по фоткам видно относительно молодые, активные, а тех, кого перечислил — прям деды отраслей, как что, пойдут жаловаться на «кураторов», типа «откуда они могут знать что-то, я вот вкалываю на благо страны, у меня мильен лет опыта, куда они суются!».

Беда что нет реальной конкуренции среди топ менеджмента госкомпаний, в США сколько занимаюсь акциями, как то управляющих, топ менеджмента больше, лучше хватка что ли. А в росгоскомпаниях одни и теже лица, это как то несерьезно вообще
Oliver, да они не суются туда, там это Спецперечнем называется, всё решает Правительство и Администрация Президента, они что поменьше решают, но одних ФГУПов в стране столько, что ого-ого сколько недвижимости у них…
Oliver, я тебе больше скажу — у них уже спайка с Росимуществом. Формально — это независимые директора, но без НП ты не пройдешь туда. Нужно вступить в НП, типа ОКДМ — потом подать заявки, потом на комиссиях Росимущество с данными НП делит кресла в ОАО...

Как бы всё отлично — идет развитие, а по факту просто еще один дележ денег. Так надоели эти кормушки.

Еще потом, когда Старченко рассказывает, про то, как нужно управлять собственностью зубы сводит — еще придумывают 1001 причину почему собственность должна оставаться государственной.
Александр Шадрин, люди держаться за свою веру, привыкают, считают что ничего не изменится и продолжают дальше держаться этой ерунды, сдерживают своей репутацией, а в какой то момент настанет переломный момент, когда все это дойдет до абсурда и все откроется, все же идут изменения и по-немногу улучшается прозрачность, сужу по некоторым государственным учреждениям
Oliver, я тоже надеюсь на лучшее
Oliver, скачай их отчеты полистай, там много интересного можно найти))
Oliver, да есть, опечатку «2013» нашел или другая?
Александр Шадрин, другие, текст в ворд скопировал и увидел.
В отчетах про фотки говорю, какие то вообще несерьезные, какие то там награждения, встречи с монахами и тд, будто какой то благотворительный фонд
Oliver, :)

Ладно, если бы ошибки в тексте и фотки с монахами, было бы главной проблемой,
главное другое — не должна быть отдача от собственности такой низкой.

Если бы это был частный сектор — там такой разнос бы был. А когда ничье — тогда всё не так идет.

А доходы могли быть — на порядок-два выше.
Александр Шадрин, ну понятное дело, там активов на триллионы, прибыль должна быть более 100 млрд, не учитывая дивиденды.

По идее, можно разделить на области и создать прям реальное управление имуществом, у них же под контролем целые компании, множество компаний, можно столько создать качественных рабочих мест в регионах, на местах, что ппц)
Чет вообще в России нет воспитания публичности руководителей компании, как будто на другой планете живут, ни интервью нормальных, только заготовленные по телевизионному каналу. Вообще не ясно что за человек, что может полезное людям сказать и все такое. В США, например, очень много публичных фигур, которые дают интервью, не важно насколько крупной компанией управляет, найдет время и поделится чем то полезным, а зрители хоть понимают что за человек. А тут будто стеной огородились и «вершат» дела
Я вот такую вещь не пойму:
Если доля государства при приватизации упадет до 75%, то будет ли смена менеджмента компаний?
Или Сечин, Костин и т.д. останутся?
avatar
Mitro77, проблема не в персоналиях, главное в установках
Достояние народа ) у нас даже вода из колонки, не говорю уже о газе и т.д… )
ПРосто отличная и огромная работа! Вы молодец! Однозначно плюс
Александр, как обычно много шума. И много фактических ошибок. Все бессмысленно даже перечислять. Самая явная — Росимущество не курирует Роснефть, Газпром и другие компании из списка 91-р в том виде, который Вы описываете. Соответственно, более половины Ваших «размышлений» просто ни о чем.
avatar
Печально. Но как прекратить этот бардак?
avatar
Кстати, кто даст ссылочку на размер всех дивидендов, выплаченных в 2013 году в России?
avatar
Mikola, 1 712 млрд р. за 2013
www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2313155
Ссылка может открыться не с первого раза, т. к. база Росстата плохо работает

«Направлено денежных средств на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников), за отчетный год, тысяча рублей,
Российская Федерация,
Всего,
Российская собственность,
значение показателя за год
2013
организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек
всего

1712005988»
avatar
Вы смотрите очень шаблонно, что государство неэффективно и неразумно, на самом деле, идет просто подгонка фактов под свою точку зрения, а в реальности все иначе.
— В штуках акции считают, потому что фиксированной цены у них нет, допустим, влив 10тыс.р в неликвид, можно поднять его биржевую цену на 30%, и что, после этого все миллиардное предприятие оценивать на 30% дороже?
— акции госкомпаний имеют более высокую надежность и защиту от банкротства, поэтому их акции торгуются с премией по цене в разы выше аналогичных частных компаний, соответственно, дивдоходность в разы ниже.
avatar
Николай, то, что вы говорите — это тоже подгонка чего-то под свою точку зрения, т. к. никаких фактов вы тоже не сообщили, как и автор топика.

Чтобы делать выводы о сравнительной эффективности — нужно проанализировать наверное цифры какие-то? Хотя бы самый общий анализ сделать по данным, что Росстат публикует, в разрезе по формам собственности, общие показатели деятельности орг-ций же существуют?
avatar
speculair, если Сбербанк платит 1р дивидендов и какой нибудь частный Удмуртский банк 1р, вы какой скорее купите в свой портфель?
Ответ очевиден, поэтому и оказывается, что госкомпании торгуются по большей р/е и с меньшими дивидендами относительно цены.
Я не пишу, какая конкретно эффективность, я просто указываю на ошибки в ее подсчете, что ее невозможно посчитать тем способом, что описал автор.
avatar
Николай, да с чего вы взяли, что госкомпании торгуются «по большей p/e»? Вы p/e Газпрома давно видели? ) А Новатэка?
avatar
speculair, В том-то и фигня, что нет глубоких исследований эффективности частных компаний по сравнению с государственными в России. Так, писульки, вроде Арсагеры и Александра про то, что государство гавно по определению.

С другой стороны из опыта известны типичные истории: было в области два дорожных государственных предприятия. Одно приватизировали, второе нет. Одно строит дороги, другое нет, догадайтесь с тех раз которое продолжает строить дороги?
avatar
Mikola, доходная часть Росимущества это разве не показатель?

или у государства не стоит задача зарабатывать на гос.имуществе, тогда это совхоз какой-то, только очень узкий круг на нем зарабатывает...

и Вы один из них, я понимаю, что Вам неприятно, когда у Вас хлеб отнимают, и еще более неприятно, Вы понимаете, что Вы не правы!

оправдание типа — всё равно разворуют не катит
Александр Шадрин, конечно сама по себе доходная часть ни разу не показатель, и не может им быть, потому что все ведь зависит от структуры и качества активов. Может там за исключением стратегических предприятий такое, что и не надо никакому частному инвестору (и даже скорей всего так оно и есть, т. к. за 25 лет все что было вкусного — все разобрали :) ?

Если эффективность оценивать, то сравнение надо проводить по сопоставимым классам имущества (активов) с учетом их качества, амортизации и т.п. Вы же не станете спорить, что эффективность, скажем, конвейерно-сборочной линии, которой 70 лет от роду будет явно ниже, чем только что введенной в эксплуатацию?

С чем можно согласиться в ваших выводах, на мой взгляд, — это с тем, что действительно высокая концентрация активов у одного собственника (в данном случае — государства) — ограничивает конкуренцию. Но Росимущество тут ни при чем, это общая политическая проблема нашей страны. Крайне слабое антимонопольное законодательство, и фактическое потакание монополизации рынков со стороны государства.
avatar
Александр Шадрин, дискуссия с Вами с некоторых пор у меня не вызывает вообще никаких эмоций в силу Вашей вопиющей экономической безграмотности. Это просто часть просветительской работы, которую наше объединение должно делать.

Что касается задач государства… Ну почитайте хоть что-нибудь на эту тему!!!!

Вот хоть полтеровича «приватизация и рациональная структура собственности»
avatar
Mikola, хорошо

я Вашу статью потерял, можете ссылку прислать — хочу Вас покритиковать!
Александр Шадрин, на какую из моих статей Вам прислать ссылку?
avatar
Mikola, по поводу целевых критерий бизнеса или как-то так, у Вас две статьи в одном журнале были сразу

для каждого бизнеса — целевая установка должна быть
Александр Шадрин, :))) Вы собираетесь критиковать то, чего даже воспроизвести нормально не можете?

Посмотрите в журнале новой экономической ассоциации. Возможно там было нечто про целевые функции компаний госсектора
avatar
Mikola, я просто забыл Ваши объяснения — почему не нужно приватизировать компании.
Александр Шадрин, опять передергиваете. Я не говорил, что не нужно приватизировать компании.
avatar
Mikola, хорошо, но из Вашей статьи я сделал такие выводы
Александр Шадрин, это Ваши проблемы. Читайте внимательно и включайте голову.
avatar
Mikola, case studies имеют право на изучение тоже, но не должны использоваться как база для слишком широких обобщений :) Что касается исследований, думаю они на самом деле есть, просто не может быть, чтобы внимание многочисленных научных работников ускользнуло от такого вопроса ) Хотя специально я не интересовался их наличием.
avatar
speculair, я интересовался. Значимых работ практически нет. Есть шпренгер, полтерович (обзорно), либералов рассматривать нет смысла, у них не наука, а политика. На все приличное в своих статьях я ссылаюсь. Скоро будут ссылаться на меня :))
avatar
Mikola, думаю тут не столько важна значимость и масштабность работы, сколько просто методически хорошо выполненный анализ эмпирических данных. Поскольку данные есть, их собирает Росстат, то и работы должны быть, вроде ) Но еще раз — я не интересовался.

Из общих соображений думаю, что эффективность государственных инвестиций снижается, когда государство трансформируется из публично-правовой институции в закрытый клуб лоббистов/политиканов, стремящийся избавиться от надоедливого внимания общественности и манипулировать общественным мнением вместо того, чтобы решать поставленные обществом через его представителей задачи.

А эффективность управления приватизируемым имуществом, вероятно, снижается, если отсутствует поддержка конкуренции как таковая и одновременно не устанавливаются требования к собственникам (в частности, сервитуты), что превращает приватизацию в простое разворовывание основных средств.

И, опять же, исключительно из общих соображений, мне кажется очевидным, что эти два процессы взаимосвязаны.
avatar

теги блога Александр Шадрин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн