Из психологии трейдинга нам известно, что есть два основных внутренних дракона, ведущих борьбу за трейдерский депозит — это страх и жадность.
Вы можете быть удивлены, но в буддизме они также являются основными линиями поведения человека. Точнее, это две первых линии, а всего их три. Поведение зависит от уровня познания и имеет три формы выражения: жажда (привязанность, страсть, жадность), отвращение (неприятие, страх) а также поведение свободное от этих крайностей. Как привязанность, так и отвращение относятся к принуждающим импульсам, они представляют собой состояние зависимости, рабства, в противоположность третьему состоянию — состоянию свободы.
Для того, чтобы прийти к продуктивному третьему состоянию, нам недостаточно просто назвать его. Необходимо осознать, почему возникают первые два — ведь сила заключена в знании, и задав правильный вопрос получишь правильный ответ.
Здесь надо отметить, что в буддизме, также как и в трейдинге, не существует никаких безусловных догматов (в отличии от более известных религий). Вообще же догматов существует превеликое множество и не хватит одной жизни для того, чтобы сов всеми ознакомиться. Есть множество школ, многие из которых противоречат друг другу чуть менее, чем полностью, сходясь, однако, в главном — также, как и в трейдинге, есть цена и есть её движение, и есть толкования, могущие быть более или менее полезными. В дзен-буддизме, например, вообще отрицаются все письменные источники (встретишь Будду — убей Будду). Кстати, полностью эта фраза звучит довольно шокирующе: «Встретишь Будду — убей Будду, встретишь патриарха — убей патриарха, встретишь святого — убей святого, встретишь отца и мать — убей отца и мать, встретишь родича — убей и родича. Лишь так достигнешь ты просветления и избавления от бренности бытия». Для тех кто хочет постичь истинную суть этого высказывания, могу посоветовать почитать Алмазную Сутру.
А в чём же схожи все школы буддизма? А схожи они в том, что все они признают 4 благородных истины, вот они: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь. Эти истины Будда озвучил в самой первой своей проповеди (см. Сутта запуска колеса Дхаммы).
Эти истины названы благородными (арья — на санскрите) — почему?
Эти истины называют благородными, но на самом деле санскритское слово «арья» означает также — продвинутый, прогрессивный (
http://www.vaniquotes.org/wiki/Arya_means...). Их называют так потому, что они подлинны, вневременны и необходимы.
- Они подлинны потому, что ничто не может им противоречить, сделать их сомнительными или заместить — и, практикуя их, человек переживает их подлинность.
- Они вневременны потому, что страдание и конец страдания не ограничены определённой культурой или периодом времени. Пока есть страдание, чувствующие существа будут стараться закончить это состояние.
- Наконец, они необходимы, потому, что для достижения прекращения мы должны действительно практиковать путь, ведущий к освобождению.
Но вернёмся к нашим драконам. Итак, впадая как в жадность, так и в страх, мы страдаем, получая лося либо упущенную прибыль (их сочетание также возможно). Причина этого страдания — ненасытное стремление получить прибыль. Жажда, которая никогда не может быть удовлетворена. Как же нам достигнуть нашей трейдерской нирваны? Ведь если всё на свете фрактально, то способ достижения большой нирваны должен нам помочь в достижении нашей, пусть маленькой но тоже нирваны? А какой способ предлагает Будда для достижения нирваны? А предлагает он восьмеричный путь, который и есть четвертая благородная истина.
Восьмеричный благородный (прогрессивный) путь состоит из практик:
- совершенное видение,
- совершенное устремление,
- совершенная речь,
- совершенное действие,
- совершенный образ жизни,
- совершенное усилие,
- совершенная осознанность (или «правильное памятование»)
- совершенная медитация.
Надо ещё отметить, что во всех этих истинах имеется три уровня постижения (прям как у Элдера в трёх экранах). Согласно учению Будды, каждая из благородных истин подразумевает три вращения, или три стороны. В каждой благородной истине три вращения, или стороны, были: первое — понимание этой благородной истины; второе — введение в практику своего понимания этой благородной истины; и третье — достижение плодов, или осуществление, этой благородной истины. Итак, последовательность — от понимания через практику к осуществлению. Полная практика Четырёх Истин состоит из двенадцати продвижений которые, когда завершены, обеспечивают вход в нирвану.
Но об этом в следующей серии.