Блог им. natahit

Лихие 90-е в ценах и зарплате

Чуть ниже был топик, в котором автор назвал девальвацию в 3 раза в 1998 году «лихими 90-ми». Улыбнуло.

В 1998 году мне было 27, и тот кризис прошел как-то малозаметно. Да, пришлось кое-в чем урезать расходы, но по сравнению с началом 90-х это было не так уж страшно. Хотя бы потому, что, наученные предыдущими годами, сбережения хранили только в валюте. Они очень выручили в то время.

А вот 1991-1994 года были по-настоящему лихими. 

1991 год. Голые полки магазинов. Сейчас это даже представить нельзя тем, кто не жил в то время. Сегодняшний самый маленький, самый захудалый ларек — это потребительский рай для жителя 1991 года.

В то время магазин в Обнинске, где я тогда училась, выглядел так:
Магазин разделен на две половины. В одной половине продают продукты, на которые нет талонов. В один из дней я там насчитала 12 (двенадцать) товаров. Хлеб черный и белый, кефир, маринованная свекла, варенье из мандаринов (дорогое, поэтому и задержалось на полках), морская капуста, ячневая крупа и еще какие-то консервы типа «Завтрак туриста» — рыба с перловкой. Утром привозили разливное молоко, за которым выстраивалась часовая очередь. Все.
Во вторую половину магазина вход был по спецталонам. Точнее, уже не талонам, а листу бумаги со списком продуктов. Раз в месяц, в определенный день, указанный на этом списке, можно было прийти и купить 1 кг окорочков, 1 кг мороженного минтая, по 1 кг риса и пшена, 2 кг муки, 1 десяток яиц, 1 литр подсолнечного и 400 г сливочного масла, немного конфет, чаще всего карамелек, 2 кг сахара, бутылку водки, сигареты, пачку чая. 
Стипендия была 150 р, зарплата инженера около 600. Но это было не так уж важно — покупать было нечего. В обычных магазинах — потому что там было пусто, в коммерческих — потому что дорого. Там, к примеру, килограмм сметаны стоил 36 рублей. 

1 января 1992 года прошла либерализация цен. В магазин ходили, как в музей. Или как в комнату смеха. Зашли, посмеялись, ушли. Появилось то, чего давно уже не было на прилавках, но купить это было не на что. 150 р стипендия — 150 р килограмм сыра. Беременная подруга сокрушалась: «Ты представляешь, я прочитала, что для того, чтобы у ребенка были крепкие кости, мне надо съедать 30 грамм сыра в день. Да на этот сыр вся моя зарплата уйдет!».
Деньги печатали со страшной скоростью, зарплаты росли быстро, но все равно не успевали за ценами, земли вокруг городов раскопали под огороды, с балконов вовсю кукарекали петухи, а возле нашей общаги мужчина каждое утро пас козу. Она тоже жила на балконе.

В 1993 году я вела дневник, и туда записывала в том числе и расходы. Недавно нашла его в дальнем ящике среди старых конспектов — волосы на голове зашевелились. Как при таких зарплатах выжили, не понимаю. Дачную картошку и квашеную капусту как ежедневный рацион помню, но общее впечатление от 90-х у меня было вполне радужное. То ли по молодости, то ли после этой пустоты в магазинах. 

Я по-мелочи чем-то приторговывала по случаю, разница между городами в ценах была иногда в несколько раз. Один из однокурсников называл себя «свободным брокером», и это было очень непонятное слово :) 

Ну, а теперь к конкретике.
Осень 1993 года, стипендия 12909 рублей, зарплата моих родителей около 30000. Сотрудники НИИ. Курс доллара 1100-1200 р. Большая удача — найти работу в Москве за 1 доллар в час — ну еще бы, за неделю можно было заработать полтора оклада научного сотрудника.

Десяток яиц — 263 рубля (сентябрь), 435 р (октябрь), 690 р (декабрь). /1 рубль 30 копеек — в 1990 г. Далее цены 1990 г. через черту.
Батон хлеба — 54 р (2 сентября)
                    108 р (22 ноября)/ 25 копеек
Буханка черного — 64 р (2 сентября)
                          140 р (22 ноября)
                          204 (8 декабря)/18 копеек
Пачка (250 г) творога — 145 р / 26 копеек
Сливочное масло, 1 кг — 1470 — 1800 р/ 3,60 р
Молоко, 1 литр — 110 р./ 24 коп.
Пряники, 1 кг — 738 р/ 1 рубль
Рис — 160 р /90 коп.
Сыр «Пошехонский» — 1800-2100 р/ 3 р
Колбаса копченая — 3700 р/ 4 р
Свинина — 3900 р/2,80 р
Шоколадка, 100 г — 438 р./2 р
Баунти — 320 р /(не продавали)
Банка тушенки — 700 р
Геркулес, 500 г — 130 р
Селедка мороженая — 791 р/ примерно 70 копеек. Минтай — 58 копеек.
Обед в студенческой столовке 
(борщ, салат из капусты, котлета и макароны) — 478 р /60 копеек

Транспорт:
Автобус по городу  - 10 р/ 5 копеек
Жетон в метро — 30 р./ 5 копеек

И самая жесть, фрукты.
Бананы — 1350 р. за кг/дефицит, но когда были — 2 р
Лимоны — 3100 р. за кг./3,50 р

На фоне этих цен уже смешно смотрелись 10000 рублей, указанные на ваучере...

Не буду всю продуктовую корзину считать, но только по хлебу за 3 года, с 1990 по 1993 год инфляция составила 4000% и более.
А вы говорите, доллар вырос на 150% :) Инфляция, ёшкин кот, 13% :)  
Мамадорогаявсепропало, мы вернулись в лихие 90-е!!!
Нет, это пока еще цветочки. Надеюсь, так цветочками и останутся...

П.С. Кстати, а какие могут быть способы сохранить сбережения во время подобной гиперинфляции? Если бакс запретят?



★27
164 комментария
Ужас
avatar
то есть когда будет ситуация как при дефолте 98 года, нам будут втирать по телевайзеру, что мы ещё не в 90-х верно?
avatar
Vadimka, ага. Типа нк все так плохо. Покажут ролики про 90-е для успокоения бурления говномасс.
kbrobot.ru? ага, при этом покажут самые первые года после развала СССР, когда ещё страны то не было даже
avatar
Vadimka, 

Vadimka, фишка в том, что в 90-ых активно прожирали наследие СССР. Сейчас прожирать тупо нечего, все кадры и индустрия уничтожены, демографическая яма.
Что в нулевых проедать будем?
Ну и конечно все эти бл*ие комментарии было ещё хуже, вы ещё за это скажите спасибо, просто бесят.

avatar
Asenar, ну побесись)))перебесишься, выйдешь из ЧС))а то чет нервные такие все))чуть что бесятся))
avatar
Vadimka, а все благодларя чему? благодаря гос перевороту.
avatar
Vadimka, ты что слил свои 300 долларов?
avatar
они просто не все помнят 90 тые.а многие тогда еще и не родились.вот муть и несут.
avatar
matroskin, некоторые сосали мамкину титьку и понимали что все ох… енно
avatar
Спасибо, всё верно.
Помню, трикотаж местного производства в шапке разыгрывали на комбинате для работников, и помню, как кожанные куртки примеряли(на брак внимания ноль) главное чтобы по размеру, сегодня сдал партию в магазин 30 курток, через два часа их все продали! Вот времечко было, кредиты выдавали под 240% годовых! Доллар был единственной акцией, еще были ваучеры и мммшки!
avatar
Владимир Ш, зато «чековые инвестиционные фонды» с рекламируемой доходностью 700% годовых. :) Хопер-Инвест, Русский Дом Селенга, и другие МММ-ы. Романтика…
avatar
Marco, романтика была когда банк включил по кредиту просрочку, без права пролонгации в следующем году, вуаля и % по кредиту у тебя 400 с лишним годовых!
avatar
Владимир Ш, да уж, если еще и брали у какого-нибудь местного бандитского банчка — тогда совсем невесело… С другой стороны, и тело кредита в реальном выражении обесценивалось. Люди отдавали кредиты, взятые на квартиры, за месяцы.
avatar
инфляционные ОФЗ;)
avatar
Если  запретят бакс в обменниках, то появятся менялы, вот через них и сберегать. С ними будет как с магазинами, торгующими алкоголем по ночам. Будет ментовская крыша. Ну и курс соответствующий.
avatar
portugalec, поэтому вряд ли отменят. до 92 за это сажали и то без проблем можно было поработать с валютой
Добрый человек, да там могут администртивку с огромным штрафом придумать. И все для того, чтобы теневой оборот контролировали люди в погонах. Ну а штраф для «залетных» без покровителей.
avatar
portugalec, просто тем бизнесом сам не захочишь заниматься-трвамоопасный очень. риски иногда выше чем на бирже и для капитала и что еще важнее для здоровья
Добрый человек, Да, у меня знакомого убили в конце 90-х, он менялой был((( Причем убили за 1,5 килобакса, а основную часть не смогли найти в машине.
avatar
portugalec, у меня двоих знакомых убили и несколько сделали инвалидами еще в 92-95. сам постоял с валютой в 92 полгода и понял что такие риски того не  стоят
Добрый человек, Ну прикинь сколько в нашей стране всяких ментов, вертухаев и охранников, которые  скоро лишатся заработка и выйдут на «охоту». Высока вероятность всплеска уличной преступности и рэкета на дорогах. 
avatar
portugalec, 100%. уже по машинам стали чаще лазить. то бензин сольют то акуум вытащат или регистратор с навигатором
Добрый человек, Идут по простейшему пути, вместо того, чтобы попытаться стать независимыми от паечки. А сколько продажников еще повылетает…
avatar
portugalec, вопрос только 88 статья в УК РФ до сих пор осталась?
avatar
Владимир Ш, Нет, УК новый в 97-м году вступил в силу, но вспомнить хорошо забытое старое под соусом заботы о благосостоянии вверенного населения для них не проблема…
avatar
в 98 мне стукнуло 30. в 2008-40. страшно подумать что будет в 2018  когда у меня будет юбилей
Добрый человек, будет все тип топ(ОТЛИЧНО!), мысль вещь материальная!
avatar
Владимир Ш, да у меня то я не сомневаюсь что все будет окей.за страну страшно
Добрый человек, а у меня он будет в следующем году...
Я в 92 закончил мед. и стал работать врачом. В 93 родился сын. Вспоминаешь сейчас эти годы с ужасом, как выжили вообще не понятно. Я работал врачом в б-це, совмещал на скорой, работал иглорефлесотерапевтом в одном мед. кооперативе, плюс лечил алкашей и наркоманов на дому ставя капельницы в другом, ну и до кучи массажистом в бане. Не считая прочих мелких подработок))). Меня дома вообще не видели.
Так что наше поколение не напугаешь, но в целом за страну и людей становится, мягко говоря, тревожно.
Анатолий Батухин, ничего, как нибудь прорьвемся и не такое страна переживала.
avatar
matroskin, ага… Но вообще впечатление что в этот раз решили додавить нас до конца. Да и в целом в мире все глобально идет враздрай. И ждет нас всех в нашей матрице глобальная перезагрузка…
Второй год подряд цветочки, надоело как-то.
avatar
Andy_Z, ждем когда все оформится в букет  
Любые заменители доллара. Серебро, золото ( изделия), недвига, если хватит.

Если у вас 100000 то можно  и не дергаться. Суета дороже обойдется.
avatar
sergik99, только не недвига. 
А мне в 98 было 18, я особо не интересовался что там происходит, деньги брал у мамы в тумбочке. 
avatar
winвестор, Везет, было где брать. А мне в 97 году пришлось идти работать. 17 лет было. Взять не где было)
Швейцарский франк. 
avatar
бакс запретят — он станет дороже на черном рынке.
потому для держателей бакса к лучшему
avatar
trader_95, с каких это ......? Сами себе будут запреты устанавливать и всей команде?
avatar
Владимир Ш, так ведь поездки за границу запретили «своей команде» силовиков
на низовом уровне не пикнут. они отдрессированные
уровнем повыше — закон не писан
avatar
trader_95, все сложнее, долго строили с нулевых и прикармливали!
avatar
 Вот интересно пойдут на заморозку валютных депозитов у населения или чего хуже, запрета на обмен валюты? Вероятность не высокая, но риск сеет не приятные мысли!
avatar
Владимир Ш, Почему-то я в этом уверен, причем заморозить могут и рублевые, как во времена товарища Павлова.
avatar
portugalec, вот этот риск меня уже парит весь январь, смотрю на резервы ЦБ уже чаще, потерь уже достаточно что доходы рублевые и цены растут
avatar
Владимир Ш, Я уже смирился с тем, что могу и не продать жилье, оставшееся в России.
avatar
portugalec, думаю восстановится в течении двух-пяти лет, у каждого товара всегда есть покупатель, зависит от цены
avatar
Владимир Ш, Ну живу-то я не на рубли, а в евро цена сущетвенно рухнула. То же самое и с арендной платой.
avatar
Владимир Ш, недвига в России?? — нет, не восстановится. Даже и не думайте. В реальных деньгах будет постепенно падать еще лет десять, если не случится обвала за один раз.
Лёва Соловейчик, да пора уже отказываться от сверх маржи и научиться качественно строить, хотя второе не скоро!
avatar
portugalec, при Павлове разве замораживали вклады? — обмен денег был весной 1991, помню — т.е. ударили по держателям налика, но смысл ведь тогда был в том, чтобы по теневикам ударить, а те у кого на книжке лежали, вроде как наоборот, не тронули? — подробностей не знаю, я тогда еще был подростком; Заморозка вкладов, насколько я понял, произошла уже под конец 19991, т.е. перед окончательным развалом СССР, но это ведь уже было не при Павлове?
Лёва Соловейчик, Да, мои родители как раз незадолго до этого безобразия сняли все деньги и купили машину. Заморозили практически сразу после обмена купюр, разрешив снять не более 500 рублей. 
avatar
portugalec, еще раз — точно это сделали при Павлове? — т.е. еще до путча, весной-летом 1991, а не после путча, т.е. осенью 91-го ближе к концу года? и все-таки — был хоть какой-то промежуток времени между обменом денег и заморозкой вкладов? — сколько времени прошло? — это приницпиально важно;
Лёва Соловейчик, точно до путча, там потом еще какой-то механизм компенсации придумывали с выплатами то ли через 2, то ли через  3 года
avatar
Лёва Соловейчик, 

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачёв подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года.[3] О подписании Указа было сообщено по телевидению в 21 час по Московскому времени того же дня, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Наиболее находчивые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50- и 100-рублёвые купюры в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов (многие кассиры и таксисты, занятые работой, ещё не знали об оглашении Указа). Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до 24 часов. Очень изворотливые покупали за 50- и 100-рублёвые купюры в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом после окончания обмена сдавали эти билеты и получали деньги. Реформой предусматривалось, что 50- и 100-рублёвые купюры образца 1961 года подлежат обмену на более мелкие купюры образца того же 1961 года, а также купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года.

Обмен изымаемых купюр сопровождался существенными ограничениями:

  • Сжатые сроки обмена — три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу).
  • Не более 1000 рублей на человека — возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года.

Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР — не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика. Поскольку граждане могли иметь вклады в нескольких сберкассах, в том числе в разных городах, то на последних страницах общегражданского паспорта сотрудниками сберкасс делались отметки о снятых со вкладов суммах.

avatar
Наталья Х, мало кто знает, но эта реформа тупо отвлекала внимание от событий в вильнюсе…
avatar
Бакс могут не запретить. Запад может ввести санкции, которые сделают не возможным работу в баксах и евро банков. Ну это почти война. Хотя такое возможно.
avatar
мангуст, вероятность практически нулевая у такого сценария. Потому что это не почти война, это и есть война, только гибридная.
avatar
Geist, Мне так кажется, что до этого едва не дошло осенью 2014. И именно это сейчас единственный козырь у амеров. Почти мат к моему великому сожалению. При определенных обстоятельствах этот сценарий очень вероятен.
avatar
мангуст, амеры не играют плохие шансы, коллега. А этот шанс — плохой, потому и не дошло. После такого нельзя было бы разменять ситуацию никак.
avatar
мангуст, нет, отсюда я бы ждать не стал.
Кстати да, тогда реально кушать нечего было. Я потом долго не мог отучится пить чай без сахара). А «пустой» борщ… которым не наедался, было нормой. Соглашусь с ТС, что 98-год не такой ужасный был, как 91-95 (год добавил от себя))
Игорь Николаев, мы сейчас где то в 95-97 вернемся по моим прикидкам
Добрый человек, уже вернулись, если в баксы перевести среднюю з/плату по стране, в регионах при баксе в 6 рублей з/пл средняя была 2000руб= 330 баксов, сейчас 20 000рублей/82 -почти, а после осени 98 когда Кириенко отправили на хороший пост(отставка) доходы резко в бакинских пошли вниз
avatar
Владимир Ш, не совсем так.
При баксе в 6 рублей я по первому зову примчалась на работу в Москву на зарплату 375 баксов — 2300 рублей. Потому что у себя дома, в Серпухове, я получала от 500 до 1000 р. (точнее, от 500000 до 1 миллиона неденоминированных в 1997 году). И это в частной фирме, где платили лучше, чем бюджетникам.
avatar
Наталья Х, может быть, дневник я увы не вел, 97-98 года после убранных нулей
avatar
Наталья Х, ну записи расходов по сделкам и планам тоже есть, где то лежат с тех времен, настольжи!!!
avatar
Наталья Х, не знаю- в 92 году как магазины пооткрывали со всякими сникерсами и ликерами-то народ просто туда ломанулся.очереди стояли огромные.я этот магазин на всю жизнь запомнил.и либеральные цены.все скупали пачками! а спирт какой был!!! из Нидердандов…
avatar
Игорь Николаев, А без булки хлеба как ты водой наешься. 
avatar
Спасибо за пост, коллега Наталья!

Вот что значит настоящий женский ум и память, всё помнит, до мелочей, до двух знаков после запятой!

А пост надо прибить на самом верху смартлаба, пусть молодежь читает и думает. Если поймут что-нибудь, смогут сэкономить на памперсах и носовых платках.
avatar
Geist, спасибо за комментарий! 
avatar
Geist, боюсь не поймут.новое поколение и рогатку то сделать не в состоянии)))шучу)есть толковые ребята конечно и среди молодежи)хотя и сам вроде не старик.Но 90 помню оооочень хорошо потому вся эта ересь и напрягает и стоны.тогда реально был вопрос «как выжить?».для многих это сложно понять.что не как купить айфон в кредит, а тупо что пожрать.
avatar
matroskin, а сейчас типо не напрягает? Если банковская система лопнет и коллекторы начнут шарится по домам?
 Сколько Союз продовольствия на собственное потребление производил и сколько сейчас РФ ввозит из-за рубежа?
avatar
огород и золото
avatar
Помню как друзья гонялись за сигаретами «Космос». В очереди  давился за аудиокассетами «BASF», давали по 2 шт в руки. Мафон «Электроника» на батарейках, портвейн 777. Потом спирт «Рояль» разбавляли прямо водой из под крана 1/2, от этого полученная «водка» нагревалась и вставляла теплой с удвоенной силой. Бегали по огородам и обдирали огурцы на закусь. Будучи студентом всегда ездил зайцем. В метро ставил руки к турникету, чтобы он не начал захлопываться.В электричках бегали от контролеров по вагонам. Бывало когда уже не куда бежать прижимали дверь ногой в тамбуре, а на остановке с дикой скоростью перебегали в задние вагоны. Хорошее было время.

avatar
А если мы идём к этому? Ясно же как божий день, что это ещё не дно.
avatar
Ded 6886, вот-вот…
avatar
Акции пора покупать, очень уж в долларах все подешевело. Гамак вон поди сто баксов почти.  А вообще нагнетайте, нагнетайте еще жути)
avatar
Я служил в это время. В части ваучеры раздавали. Суешь в ларек ваучер, тебе дают три литровых бутылки спирта ROYAL :) Свой домой привез. Надо было пропить:)
avatar
Sas, О да! Рояль с томатным соком весчь). Еще жвачку и сигаретку море)) Только вот ваучеры можно было с большей выгодой пристроить
avatar
Помню в 90х было по всем городам РФ столько бирж(сколько в не давнем прошлом казино), в региональном городе 2-4 биржи, торговали с молотком(стучали продано, как на аукционах), брокерских контор было тьма!
avatar
Ребятки, самое верное решение сейчас это хорошее настроение и юмор! Все будет хорошо! 
avatar
Текст авторский?
Плюсую категорически. 
Согласен полностью, в 90 — 93 было нелегко. В 92м хотя бы еда появилась. Оставалось добыть деньги. Сейчас как зайду в магазин, в памяти всплывают 80-е… Тогда некоторые продукты вообще официально продавались только по карточкам или за валютные деривативы в спецмагазинах.
avatar
Market Mover, да, текст мой. Спасибо.
avatar
Market Mover, да было, колбаса только по карточкам и для жителей города. Ты из деревни или села? Тогда пшёлнах
avatar
Лёва Соловейчик, да, я это понимаю, хотя и надеюсь, что такого не случится. Потому и спрашиваю, что делать, чтобы хотя бы первое время пережить. 
Но, блин, если подобный кризис разразится, то мне уже на 22 будет, а почти 50, да еще и дети на руках, и пожилые, больные родители… И страшно подумать, и нельзя не думать.

avatar
Наталья Х,
давно у меня мысль написать на эту тему. Но времени хронически нет, да и песатель из меня неважнецкий. Если коротко, то от кризиса зависит, кмк. Если V образный, как в том же 98м, 2001м, 2008м, то особо ничего не делать, терпеть, проедать запасы, дауншифтиться. Заняться семьей, образованием. Подкупить на луях что-нибудь нужное. Если как на рубеже 80 — 90х, и он застал Вас в России, то самое лучшее — это перенимать опыт тех, кто пережил это время и, если не поднялся, то хотя бы не опустился. 
З.Ы.
Что-то мне подсказывает, что сейчас грядет как раз «тот» период. Самое надежное, кмк — госкомпании, платоны и т.п. места. 
avatar
Market Mover, учтем. К семье и образованию добавлю еще: заняться здоровьем. Конечно, выкарабкаемся, но чувствую, будем еще вспоминать 2000-е, как старики вспоминают брежневские времена.
Не хочется жить, оглядываясь назад с тоской. Развития хочу стране, себе, детям. 
avatar
Хороший текст! Не дай Бог повторения 91-93
skif-tag.livejournal.com/1595456.html
avatar
Svayar, спасибо. И за оценку, и за интересные фотографии.
Не дай Бог, да…
avatar
Svayar, наткнулась на еще один интересный сайт с фотографиями начала 90-х. 
varlamov.ru/1250876.html 

avatar
Благодарю, за пост!
avatar
петр 12, спасибо!
avatar
Землячка! Я тоже из Серпухова! В армию рядовым пошёл, в июне 92 го. Солдатам тогда давали 60 руб в месяц, а в декабре 93 го увольнялся, уже 5600 давали. Вот инфляциия была!
Аристарх Иванов, приятно встретить земляка! 
А у меня брат в декабре 93 в армию уходил, к счастью, в Чечню не попал.
avatar
Цена на нефть в 90 рухнули ниже 20 (лой был 12 кратосрочно)..
Идем, идем в 90-ее, — недолго осталось..

видос по пустым полкам для наглядности:

www.youtube.com/watch?v=yuc-WHOKXk4

Если в 90-ее доллары НЕ запрещали, то и сейчас не запретят..
Если запретят, то скинуть на черном рынке всегда можно по частям… Или прям расплачиваться ими..
А вообще от инфляции можно покупать:
— продукты длительного хранения (тушенка, мука, крупы, сахар и проч.)
-Бытовая химия
— Сигареты/водка (самогонный аппарат и сахар)
— недвигу
— акции (они растут чуть быстрее инфляции, особенно после падения)
— так как в 90-ее спасались огородами(особенно в регионах) можно приобрести дачку или хоть участок земли..
Про картоху и квашеную капусту отлично! основная еда в деревнях!
Пост отличный! Надо еще подумать над ценами и зарплатами…
avatar
сергей, спасибо.
Про тушенку с мужем уже думали :). Но срок хранения — 3 года. Маловато для затяжного кризиса. 

avatar
Наталья Х, тушняк спокойно хранится и 8 лет… Мы с ребятами армейский с 89 года пробовали… не отравились!!! Главное банку маслом (солидолом обмазать) и хранить в сухом прохладном месте… Главное банка не должна проржаветь..
А вообще из Белоруской есть Оршанская гост в толстой банке 0.45кг… у нее официальный срок хранения 5 лет..


avatar
сергей, доллары не только не запрещали, а всячески поощряли. Что сейчас могут запретить, более вероятно, чем тогда. Но и сейчас маловероятно.
avatar
сергей, когда жопа придёт землю покупать не обязательно, можно просто кусок отгородить.
За ваучер Газпром давал три тысячи акций. Некоторые очень хорошо поднялись на этом.
avatar
Gospodin, У некоторых был доступ к Газпрому, у большинства и не было!
avatar
Добавлю по ценам осени 1993… однокомнатная квартира в Москве недалеко от метро — 17-19 тыс$, 3-ка на Кутузовском, Ленинском  в сталинке — 70-80тыс $, новый SAAB 9000 —  30 тыс$
avatar
Бульдозер, Ну эт в Москве. В Челябинске в 1993м(в конце года, а это уже примечательно, т.к. всё за год менялось в разы!) сам менял новый ваз 2106 на полуторку(1й этаж, магистральная улица!). Потом хозяин квартиры передумал, перетёр с бандюками, и пришлось всё вернуть взад
avatar
Бульдозер, точно помните связку года и цен на квартиры?

Я не помню, но мне кажется, что дороговато для 1993-го. Я точно помню, что в 90-м можно было купить однушку в Москве за $2-4к, неужели так быстро подросли цены до 17-19к?

Причем в 2000-м цена была примерно 18-25к.
avatar
Geist, верно, мой брат купил однушку у МКАДа в 2001 за 26000, цена уже начинала подрастать, в пике снижения квартиры там стоили около 20000. 
Но это была цена после дефолта. До дефолта коллега покупал однушку на Тульской за 36000. 
Про цены на недвижимость 93-95 очень интересно узнать.
avatar
Наталья Х, я про 93-95 тоже не помню, но вот 91 помню, приятель купил однушку за 3200, у всех знакомых денег занимал, поэтому помню. Еще помню, что в 90 или 91-м другой приятель купил комнату в коммуналке на Соколе за 800.

Про 2001 помню хорошо, потому что сам купил тогда однушку в новострое за 24к.
avatar
Geist, 

чё-то дороговато. Я за 30 трёшку взял, правда в 99.
tim, ну, 99-й это же последефолтный год, к 2001 подросли цены.

Плюс та однушка была на Новослободской, на окраинах стоило дешевле.

avatar
Geist, я пришел в недвижку в январе 93, тогда цена  однушки была 14-16к в Москве, 10-12к в Зеленограде, к осени подорожало, могу сказать с точностью до бакса, но надо лезть бумаги искать)). В 94 покупал однушку за 5млн рублей ( примерно, 3500 баксов, без бандитов и водки))) но это повезло, просто. Комнату неприватизированную да, можно было купить за 2-4к, но не квартиру. Кредиты тогда брали в валюте под 5% в месяц.
avatar
Бульдозер, понял, спасибо.

Я не спорю по ценам, просто сам плохо помню и удивился, что так быстро выросло между 1991 и 93-м. 
avatar
Geist, сколько было в 91-92 не знаю, я тогда другими делами занимался, да и за рубли покупалось. Помню, в 90-м примерно, знакомый покупал кооперативную трешку за 20тыс рублей ( если не ошибаюсь) в Зелеке. Но это было не просто, тогда очередь была и они сколько то лет стояли. Тогда все только начиналось, рынок ещё не сформировался, вот и росло быстро, насколько понимаю. В 95м  однушка в Зелеке уже 24к стоила, в Москве — 28-32к
avatar
В ценах и зарплате так, согласен.(мне тоже в 98м 27 стукнуло;) Но вот талоны в 91м у нас были только на алкоголь и табак. И цены«попёрли»вроде как раз с Ппвлова… Про талоны с 90-м не путаете?
avatar
Дмитрий Ш, нет, не путаю. Талоны в виде карточек на мясо, масло, чай, сахар и прочее в 89, 90-м и начале 91 (на мясо и колбасу еще раньше, с середины 80-х, я еще в школе их отоваривала). Осенью 91- го я вернулась на учебу после картошки, а там ввели вот такую систему — отпуск дефицита 1 раз в месяц. Видимо, слишком на многое пришлось бы уже талоны печатать. С одной стороны, удобно — пришел и почти без очереди купил все, что было положено. А с другой — холодильника-то в общежитии не было. На весь месяц продукты нельзя было растянуть. Продукты вывешивали в сетке за форточку. Один раз у нас птицы выклевали полкуска масла :)
avatar
А почему вдруг все ждут«90х»? В прежнем варианте они точно не повторятся, слишком многое изменилось. Чтоб вернуться к прежнему МЕНТАЛЬНО хотя бы, надо минимум лет на 10-15 перекрыть интернет и границы
avatar
Рояль мы пили не разбавляя. Ваучер свой я обменял на акции Татнефти и через много лет продал. Газпром помню по рублю можно было взять.
 Талоны на продукты были ещё даже при Брежневе!
Можно еще дневники (пра)бабушек, (пра)дедушек времен продразверстки попробовать поискать…
avatar
 у афтора типичная ошибка выжившего… типа не все так плохо было в 90ые… у кого было плохо те увы не дожили и не расскажут… людские потери больше чем в вов... 
avatar
ves2010, людские потери — за счет низкой рождаемости в те годы. Смертей от голода не было, правда. Огороды, запасы, а главное — умение выживать на небольшую советскую зарплату. Почти все шили, вязали, делали ремонт от сапог до квартиры и машины. Иногда привозили гуманитарную помощь — американские армейские сухпайки. 
Если посмотреть на цены, то можно прикинуть, что продуктовая корзина в те годы стоила примерно 3000-4000 современных рублей. Плюс картошка и овощи с дачи, грибы, рыбалка. Можно прожить сейчас на 3000 и не умереть от голода, и даже иногда мясо покупать.
Тогда еще мало увеличилась в цене коммуналка и несильно подорожал транспорт. 
А вообще, начало 90-х — это бешеными темпами растущий рынок. А на растущем рынке оптимизм рулит. 
Только представьте себе, 91 год. Пустота и на прилавках, и в кошельках. Ноль. Через год — наполняются прилавки. Каждый месяц появляются новые возможности заработать. Открываются мелкие фирмы, частные магазины. Открываются десятилетиями закрытые границы, черт побери! Можно работать в любом городе, а не только по месту прописки. Исчезают очереди, появляется масса свободного времени. 
Бешеный бычий рынок, бешеный. И в первую очередь, рынок возможностей, а не просто денег. 
Я даже не нахожу аналогов в современном мире. Зажрались мы, нас ничем не удивить.
avatar
Наталья Х, думаю, вы понимаете, что не может просто так с нуля реальная (а не искусственная) «пустота» за год смениться изобилием.
В интернете много сейчас видео с рассказами лиц, находящихся на различных постах в те годы. Про дефицит они прямо говорят, что была страшная затоваренность складов, произведенную колбасу вывозили на свалку, а почти все табачные фабрики Союза одновременно закрыли на «реконструкцию».
Это очень напоминает события перед февральской революцией 17 года, когда то же зерно с элеваторов и складов не позволяли реализовывать. Кто и для чего это делал, полагаю, объяснять никому не нужно…
avatar
Deimon, изобилия-то в нынешнем понимании не было. После 1992 года появилась доступность и разнообразие. Если сравнивать с 2015 годом, тогда в магазинах был нищенский ассортимент и драконовские цены.
Если бы колбасу вывозили на свалки, об этом знали бы все за 50 км вокруг. И ездили бы на эти свалки целыми семьями. Да и слухи бы о свалках с колбасой просочились намного раньше 2016 года.

А может быть, это сейчас кому-то выгодно отвлечь людей о нынешней ситуации и приукрасить те годы? Кому и для чего, полагаю тоже не нужно объяснять.

Затоваренность складов… Да с тех пор площадь складов выросла в сотни раз, таких комплексов складов, как у нынешних сетевых магазинов и близко не было. Чтобы затоварить те склады, много товара и не требовалось.
Нет, я допускаю, что в конце 91 года, чтобы спровоцировать недовольство населения и его молчаливое согласие на распад СССР и были какие-то диверсии. Но 3-4 часовые очереди и постепенное вымывание с полок товаров были уже и в 87-89 годах. И что, по-вашему, вся произведенная с 1987 по 1991 год продукция гнила на складах, выбрасывалась и никто об этом не знал? 

Миф о стабильной и изобильной жизни при СССР оставьте малолеткам.
Аркадий Райкин читал свой монолог о дефиците в 1974 году. 
rutube.ru/video/def250bc1ebe7759f3b99a286f51470c/
avatar
Павел, это зависит от точки восприятия.
Если смотреть на 1993 из 1991-го — то все просто отлично. 
А если из 2015-го — то что 91-й, что 93-й — и то, и другое ужасно.
Я не знаю как объяснить это тем, кто не жил в то время сам.


avatar
Хороший пост, спасибо
помню в 92-93 учился, если бутерброд  С сыром был на утро -это хорошо,
помню как в 92 после поднятия цен, мать 50 гр масла сестре малолетней купила тк, кг стоил сравнимо с зп, после скачка цен.
вот и пришлось бизнесом заниматься с тех пор)
сейчас для меня наоборот время я думаю лучше, чем в эти годы
когда одни чиновники и силовики в почете и с большими зп, пусть теперь думают 
У меня в дневнике есть записи:
«Купила 5 яиц», «Сегодня я себя балую — сделала на ужин рисовые котлеты с грибным соусом на сметане», «скинулись с Олей по 180 рублей и подарили Марине на день рожденья батончик Марс — она его очень любит». 
И тут же составляю список покупок на сегодня: индейка, масло оливковое, сыр, шоколадка, витамины, фарш для кошки и собаки (да у меня сейчас собака ест лучше, чем я в 20 лет. Варю ей гречку с мясом, а она еще и нос воротит :)). 
avatar
Зато мы получили главное: баунти и выборы из двух и более кандидатов.
avatar
Deimon, иногда я мечтаю всех идеализаторов СССР посадить в машину времени и отправить в прошлое. 
Чтобы получить удовольствие от созерцания их реакции на увиденное. Это будет поинтереснее «Марсианина».
Получили главное: свободу. Но если вам интереснее жить, когда государство решает, сколько раз в жизни вы можете купить машину, на скольких квадратных метрах вам жить и куда вам можно ездить в отпуск, то вам там понравится. Процесс начался. Место проведения отпуска нам уже обозначили.
avatar
Наталья Х, я вовсе не говорю, что в СССР всё было идеально. Но нельзя отрицать, что многое там было действительно лучше. Имущественное расслоение сильно увеличилось. И если 20% (условно) населения стало жить лучше, то 80% стало жить хуже. Это сравнение на 90-е. Сравнивать сегодняшние дни с теми днями СССР не корректно. Будь СССР сейчас жив, то жизнь в нем тоже явно отличалась бы от тех лет.
ЗЫ. Какое место отпуска вам обозначили? Только туры в Турцию запретили продавать. А так куда хотите, туда летите. Разве нет?
avatar
Deimon, плановая экономика СССР — это заведомо гиблый путь был. Не может государство понять и реализовать все потребности каждого человека. Даже если очень захочет. Потому что время реакции такого огромного механизма тоже огромно. Человеку надо сейчас — государственная махина дает через 5-10 лет.
Поэтому можно сколько угодно говорить о величии и мощи СССР, о космосе и оружии — я с вам соглашусь, государство себя не обижало. То, что было нужно ему, оно строило замечательно.

Но потребности человека обеспечивались по-минимуму. Неужели так трудно было выпустить в достаточном количестве автомобили? телевизоры? мебель? Да что там одежду… Книги — вечный советский дефицит. Ну разве трудно было напечатать для всех книги и получить прибыль с книг, а не с нефти? У нас что, леса мало? Воды? Чернил?

Государству совсем было неважно удобство людей. Почему мы, великие советские люди, отправившие человека в космос, не смогли придумать памперс для детей? Не делали ленту-скотч? Не шили удобную и красивую одежду? Почему в большинстве магазинов разные продукты продавали в разных отделах и надо было отстоять три очереди, чтобы купить хлеб, масло и мясо? Почему не строили массово подобие супермаркетов? 
Вы говорите о равенстве — знаете, мне не нравится равенство нищих. Да, кстати, и тогда было расслоение, только оно определялось не деньгами, а доступом к дефициту. И больше всего нареканий на перестройку я слышала от бывших продавцов, которые при СССР были высшей кастой, а в 90-х — обычным низкооплачиваемым персоналом.
Если бы остался СССР, то все становилось бы хуже. По той же самой причине, что и сейчас. Те старики, что сидели у власти или управляли гигантами индустрии плевали сверху вниз. Им спустили план, они его выполнили, а нужна ли кому их продукция, нравится ли она, как сделать ее лучше —  их совершенно не волновало. 
Ситуация 89-90 гг была совершенно закономерной. Так больше нельзя было жить. Никто не хотел так жить. 

avatar
Наталья Х, мелкое предпринимательство разрешить, конечно, было необходимо. Но ведь можно было сделать это, как в Китае сделали?
А что касается госплана в целом, то его аналоги живут и процветают даже сейчас. Вспомните «квоты» ЕС — это совсем не рыночный механизм. Дотирования с/х тоже не рыночный инструмент, где за производство определенного государством объема продукции получаешь субсидии, а за сверхплановый объем нет.
Даже Чубайс в дебатах с Навальным неожиданно признал, что государство, оказывается, может быть более эффективным менеджером, чем частный бизнес, на примере Пентагона и его взаимодействия с компаниями типа Локхид Мартин.
Про дряхлеющую верхушку не поспоришь, но как только пришел первый относительно молодой, так сразу продался за нобелевку, «немца года» и беззаботную старость там.
avatar
Deimon, ну вы понимаете же, что это разные вещи: квоты, дотирование — и абсолютное гос. планирование вплоть до последней пуговицы с уголовной ответственностью  за частное предпринимательство.
Вот принял госплан решение о том, что вам на 5 лет надо иметь одну куртку. И будет сшита именно одна куртка. Порвалась, потерялась, разонравилась — ваши проблемы. Шейте себе сами. Или надевайте зимнее пальто, мудрый госплан о вас позаботился, запланировав 1 зимнее пальто на 7 лет.
Принято решение иметь 10 автомобилей на 100 семей — будет выпущено ровно 10. И начхать государству, что вы не хотите ждать 10 лет своей очереди.

Пентагон, Локхид, эффективные менеджеры — это вообще из другой оперы. Это госрегулирование рынка, а не государственное планирование при полном отсутствии обратной связи покупатель-продавец.

Горбачева и Ельцина в конце 80-х очень даже поддерживали все. И если бы нобелевку вручали в России, он ее получил бы. 
Задним числом все умны и прозорливы.
А вот на самом деле, как можно было тогда накормить и одеть людей, если не открыть границы перед всем миром и не разрешить свободную торговлю? После этого каждый 10-й стал челноком, и к онцу 93-го дефицит полностью исчез. То, что десятилетиями не мог делать госплан СССР за 2 года сделали обычные люди, как только им дали свободу.



avatar
логично что 1990-1994 были значительно хуже 1998. Все-таки масштаб реформ и кризиса в экономике и обществе, а также состоянии государства были не сравнимы.

Ну можно еще 1943 с 2016 сравнить. В 1943 все было в 100 раз хуже, но я то сравнивал сравнимое 1998 vs 2014-2016, то есть кризисы относительно рыночной экономики, а не постСССРный переход. 1990-1994 можно сравнивать с 1917-1921, тоже резкий переход в совершенно другую реальность.
avatar
Warren Warren, мы еще не знаем, что такое 2014-2017 — кризис или переход в новую реальность.

avatar
Наталья Х, не пугайте меня) это просто кризис. Я ж в нефти и рубле — рубль по 91,5 продал дек2016, нефть по $29 купил. Надеюсь, что до 73 по рублю и до 50 по нефти отскочим в этом году.
avatar
+++ ну а так, не все уж было так мрачно), а в 98 до дефолта вообще жили не тужили. Правда есть большое НО, назад в 90-ые не хочу))))))
avatar
НН, да и после дефолта 98-го все быстро устаканилось.
Мрачно было в 91-м. Хотя нет, не мрачно. Страшно и непонятно. А потом как больной зуб без наркоза выдернули. Сначала очень больно, а потом с каждым часом легче.
Не пойму, что сейчас впереди. Ну прямо фантомные боли в подсознании чувствую :) 

avatar
Наталья Х, всё будет хорошо, все ставки сделаны, все процессы запущены, самое главное что бы сейчас ни кто нас не кинул;) А 90-ых больше не будет, фантомных болей тоже)
avatar
Есть то, что нынешней свободе я не смогу простить никогда: в Союзе не было нищих, на улицах бабушки не стояли с протянутой рукой и не замерзали в своих домишках без отопления.

Глобально государство может и не заботилось о красивой одежде и памперсах, но стариков тогда не бросали на произвол судьбы и у людей были идеалы.
avatar
Femina, СССР бросил колхозникам-пенсионерам грошовую пенсию — от 14 рублей, а их, на минуточку, 10-12 миллионов было. Моя бабушка, отработавшая за палочки-трудодни 40 лет, в том числе и в военные годы, до 1988 года получала 28 рублей, что соответствует сегодняшним 3000 рублей. 
Это разве не нищета? 

avatar
Femina, и идеалами у них были магнитофон Грюндиг, финский сервелат и джинсы варенки…
avatar
speculair, да

и вера в светлое будущее, тоже была
avatar
Femina, «светлое будущее» заключалось в поездке в страну СЭВ по профсоюзной путевке, приобретении новой немецкой «стенки», итальянских сапог и вышеозначенного магнитофона Грюндиг…
avatar
speculair, может в Ленинграде так оно и было)

а в глубинке люди попроще и планы у них более приземленные, например, дом сыну построить, мотоцикл купить, а вот дети мечтали… стать космонавтом!!! Кто сейчас об этом мечтает?

не так все надо было перестраивать(

нельзя, чтобы были такие издержки, когда под пресс реформ попало большинство, не сообразившее, что можно и нужно урвать кусок побольше (
avatar
Femina,
не вижу смысла говорить о том что можно было, а что нельзя.
случилось так как случилось и прошлого не вернуть, и не надо ни думать о нем, ни жалеть, оно прошло и всё, больше его нет и никогда не будет.

думать о будущем надо. оно у нас безрадостное. мы катимся по наклонной плоскости. становится все хуже и хуже.
avatar
speculair, не знаю про будущее 

год назад писала о том, что нас переставляют на другой уровень, но не представляла, что настолько другой (
avatar
Femina, думаю на РФ все поставили крест.
В том числе и ее собственные элиты.
avatar
speculair, не хочется верить в это
avatar
Спросить надо не у меня, а у вашей бабушки, как ей жилось на эту пенсию + свой садик-огородик+соседи, которые помогут: кто просто так, а кто за магарыч.
avatar
Femina, вы сейчас хорошо проживете на 3000+садик+огородик? А в 70 лет у вас будут силы пахать на огороде? А в 90?
Моя бабушка жила с нами, в городе, и никакого огорода, никакого другого дохода, кроме пенсии у нее не было. 
Мы, 5 человек, жили на зарплаты родителей 100 и 140 рублей и пенсию бабушки 28 р. Это 268 рублей. Это где-то 30000-35000 рублей сейчас. Нормально? На пятерых-то? Это даже ниже сегодняшнего прожиточного минимума! Понравилась бы вам такая жизнь? 
Веры и идеалов в 80-х уже ни у кого не было. Была большая озлобленность, которую рождала бессмысленная давка в очередях. Часто приводят аргумент «Зато была уверенность в завтрашнем дне». Какая уверенность, если ты не уверен, что после часа стояния в очереди достанется ли тебе кусок мяса? Будет из чего приготовить ужин или нет?  Да, конечно, очумительная была уверенность. В том, что завтрашний день будет таким же беспросветным, что и сегодняшний. 
avatar
Наталья Х, ок, ваше видение таково и ничего с этим не поделаешь, топик получился интересным, спасибо и успехов вам
avatar
Femina, видение — это у тех, кому в 1991-м было 16 и меньше.
А у меня — жизненный опыт.
Успехов и вам.
avatar
Femina, если есть время и желание прочувствовать жизнь пенсионеров-колхозников, советую посмотреть фильм 1976 года «Вдовы». Обратите внимание на дома бабушек (особенно на дом Лизы), на то, как они торгуются с соседом о выпасе козы и починке крыши (как этот сосед вовсе не хочет почему-то помогать просто так или хотя бы за магарыч, а требует за пустяковый ремонт 7 рублей — половину их пенсии) и на то, как они продают фиалки на станции, чтобы насобирать денег на эту крышу. 
Душевный фильм и очень правдивый. 
avatar
Наталья Х, фильм очень хороший. А вы знаете, что после съемок фильм был запрещён к показу, но через два года его показали Брежневу, на него картина произвела сильное впечатление, Леонид Ильич расчувствовался и фильм к показу был разрешён. Через некоторое время в одном из своих докладов он сказал о том, что необходимо проявлять больше заботы о вдовах. И всем вдовам на пять рублей были увеличены пенсии.
avatar
Femina, да, это тоже в духе СССР — замалчивать некрасивую правду и давать подачки по приказу царя (генсека, президента и пр.), вместо того, чтобы обеспечить всех стариков заслуженной пенсией. 
Что такое увеличение пенсии на 5! рублей и только! вдовам (до 19 р), в то время как пенсионеры-рабочие получали пенсию 100-125? Да то же самое, что нынешняя индексация на 4%. Только вы считаете, что сейчас со стариками поступают несправедливо, а тогда их обожали и носили на руках.
Ветераны войны, раненые, потерявшие здоровье, награжденные медалями и орденами имели такую же пенсию, как и все остальные. И единственной реальной льготой была возможность купить что-то без очереди. Но немногие пользовались этой унизительной льготой, потому что, когда они подходили к продавцу без очереди, «добрые и справедливые» советские люди из очереди шипели и возмущались этим. А если товар кончался, то могли и не пропустить ветерана.
Не надо идеализировать прошлое. Все плюсы того времени — это другая сторона минусов.
Не было пробок — потому что очень трудно было купить машину. 
Давали бесплатно жилье — потому что люди, зарабатывая для государства 500 р, на руки получали 150, и с них еще платили 13% налогов. 70% заработанного государство забирало себе, раздавая потом подачки в виде образования и якобы бесплатного жилья.
Бесплатная стоматология — это пещерный уровень. Тот зуб, который сейчас вылечивают, тогда просто выдергивали. И полстраны сверкало металлическими или золотыми зубами, потому что государству не было интересно широко внедрять современные материалы.
То же самое касается и бесплатной медицины. Я в 84-м лежала в самой лучшей, областной Ярославской больнице (не какой-то захудалой больничке райцентра). Стены с осыпавшейся штукатуркой и компот из майонезных баночек помню до сих пор.
У моей знакомой, жившей в Кирове, в 82-м умер ребенок через неделю после родов. От грибковой пневмонии, которой заразился в палате для новорожденных. Потолок этой палаты был покрыт плесенью. Зато бесплатно, да.
Образование, говорите, было хорошим? Ну так отберите у ребенка телевизор и планшет, и засадите за учебники. Вот оно и будет хорошим. Я в 9-10 классе каждый день решала, помимо школьных заданий, еще 10-15 задач. Школу закончила с медалью.
Чудный, чудный мир мы потеряли :)  
А теперь — просто в кошмаре живем. Машину можно любую выбрать, зубы лечить — у любого специалиста, любыми материалами, а не у того косорукого, к которому ты причислен в районной поликлинике, рожать — где хочешь, с анестезией, квартиру — любой площади, а не строго по 6 метров на человека. 
Есть смысл учиться, работать и зарабатывать. 
Скажете сейчас, все воруют, а не работают. Так и тогда воровали, и не меньше. Про золото партии слышали?



avatar
Наталья Х, спасибо вам за топик и за ваши комментарии в нем
avatar
Wilson, спасибо. 
avatar
Наталья Х, слышала 

а вы на дачах Сталина в Абхазии и Брежнева в Крыму были?

скромные такие дачи

не сравнить с бесстыдной роскошью особняков нынешних нуворишей

я не идеализирую прошлое, я за то, чтобы из прошлого в будущее брали лучшее, что было достигнуто
avatar
Femina, это по нынешним меркам они скромные. А вы сравните их с домами бабулек из фильма.
Моя мама до 1965 года жила в деревне. В  доме с земляными полами. Электричество туда провели только в 1963 году.
Вы с этим домом сравните дачу Сталина. 
Кстати, мама моя в 16 лет не получила паспорт, потому что колхозникам паспорта не выдавали. Их стали выдавать только после 1974 года, а до этого колхозники были фактически крепостными. 
Давайте этот замечательный опыт из прошлого тоже переймем?
А то разъездились тут по стране и по миру, понимаешь ли, понасмотрелись, как другие живут. Теперь осуждают государство. 
Нет уж. Живешь ты в провинции, вот и живи. На тебе путевку на твой завод, работай на нем пожизненно. А уйдешь с работы — лишишься очереди на квартиру.
Спекулируешь акциями? Так это нетрудовые доходы! В тюрьму тебя, тунеядца.
Не хочешь рожать детей после 20 лет? Налог тебе за бездетность!
Да массу всего полезного и самого «лучшего, что было достигнуто»  можно перенести в будущее :) Только поймут ли нас наши дети?

avatar
Наталья Х, раз уж вы про мерки и точки отсчета начали, то сколько вы зарабатываете/зарабатывали  в 2000-х и в каких условиях живете? Уверена, что это не зарплата и жилье сечиных-миллеров, а это даже не лидеры страны. Так что по большому счету все не очень-то переменилось.

Вы живете лучше, чем ваша мама и бабушка, и причина этому вовсе не экономические реформы, скорее вопреки реформам )))

Именно вопреки реформам большинство в России выжило и вырастило своих детей, рожденных  в 80-х, 90-х.
avatar
Femina, в 2000-х зарабатывала от 500 до 1000 долларов, сейчас наш семейный доход около 80000 в месяц.

Не Сечины и Миллеры, но на эти деньги мы можем покупать то, о чем наши родители и мечтать не могли. 
На эти деньги я могу с одной зарплаты купить сапоги любого размера и цвета, а не, во-первых, копить на них полгода (зарплата 140, сапоги 200), а во-вторых, или отстоять очередь, или найти фарцовщиков, или разыграть среди сотрудников талон на получение этих сапог.
Я могу достаточно легко поменять телевизор, или стиральную машину, или холодильник. Мне даже не надо особенно напрягаться. В СССР телевизор стоил 700 р, стиралка — 400, холодильник — 550. И на такую покупку с семейного дохода в 300 р надо было копить полгода-год, да еще и стоять в очереди на предприятии. 

Я впервые увидела море в 14 лет. Мы с мамой и братом поехали в Сочи, по путевке, которая ей досталась на работе. Путевка была в частный сектор.  Нам выделили комнату в 2-х комнатной квартире. В комнате — железные односпальные кровати с провисшей сеткой и грязными матрасами и по развалившейся тумбочке каждому. Дали нам талоны в столовую. Чтобы пообедать, каждый день стояли в очереди не меньше получаса на жаре +35, сначала на улице, потом внутри, где было еще жарче. С третьего дня перестали ходить на обеды, мама покупала молоко и хлеб, на нем протянули до конца отпуска. Потом, к счастью, нашли шашлычную, где принимали эти талоны. До пляжа — километра полтора. Пляж под железной дорогой, место для полотенца не найти. Никаких лежаков и тентов. Масса бычков между камней и запах мочи от стен. 
Моя дочка не представляет себе лето без моря. Уютные отели или апартаменты, чистые пляжи, кафе без очередей. Раньше ездили за границу, теперь ездим и на российский юг, потому что там, чтобы быть конкурентными с западом, тоже стали строить неплохие гостиницы. 
Это стало доступно вопреки реформам? Или все-таки благодаря тому, что реформы разрушили железный занавес? 

Я могу лечить зубы в частной клинике благодаря тому, что реформы начала 90-х разрешили частное предпринимательство.

Я могу купить квартиру своему ребенку благодаря тому, что в начале 90-х стране появился рынок недвижимости. И ушла система распределения жилья. Да, на это надо будет копить какое-то время. Примерно столько же, сколько  в СССР понадобилось бы, чтобы купить холодильник, телевизор, стиральную машину, мебельную стенку и сапоги для всей семьи.
На свою первую квартиру, купленную в 2000 году, я насобирала за 3 года. У меня даже есть топик на эту тему.


 Из ссылки я вижу, что вы даже не помните, в какой году отпустили цены :) Сколько вам было в 91? 10 лет? 12? Вряд ли больше.
Повторю еще раз.
Хорошая жизнь в СССР — это миф для малолеток.
И жаль, что нет машины времени. Я бы организовала трэш-тур «Назад в СССР». Туда — бесплатно, назад — за выкуп. 
avatar
Реформа цен была именно в 1991 году)

avatar

теги блога Наталья Х

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн