Как свести эмпирические частности к общему,
и из него вывести любые будущие следствия
Вступление. Сегодня был
интересный топик на тему принятия решений и в частности об интуиции.
Обсуждали, что при анализе многофакторных и многомерных систем мозг не способен сознательно и рационально разложить всё по полочкам и скорее реагирует автоматически. Приводились уважаемые, но слегка устарелые философы с наиболее полным на тот момент пониманием интуиции как накопленного опыта человека. Приводились их гипотезы например о том, что от логики нельзя перейти к интуиции, интуиция вырабатывается сама-по-себе. Разберемся на базе свежих пониманий нейростроения мозга и психики, метода принятия решений человеком.
По порядку.
1. Рефлексия в психике. Ряд ученых и закрепил наверно Павлов пришли к выводу, что мозг и нервы человека это условнй рефлекс. Некая реакция на раздражитель, которая не требует божественной души, есть лишь физико-химической реакцией от раздражения сенсора до импульса нерва в мышце. Причем слова были выделены как условный рефлекс высшего уровня, как реакция не на звуки букв, но на суть явлений закодированная в некий код, а значит в мозгу есть некая система, хранящая отпечатки единых образов комплексных явлений.
2. Модели поведения, как сложные, комплексные рефлексы. Юнг и далее считаю развила Карен Хорни (
отличная книга, куда там Фрейду-пиарщику) описали и развили тему «архетипов» неких моделей поведения, стереотипов, которые сформировались когда-то впервые и с тех пор постоянно апдейтятся. Лири выявил и описал 4 базовых контура психики, первичные модели, паттерны поведения. Например «слабее-пригнись; сильнее-выпрямся» сама по себе эта тема очень интересна приведу цитаты на картинке ниже. Люблинская А. А. и советская питерская знаменитая школа психологии в 30-50-хх ударно изучали развитие ребенка наверно в контексте конструирования псхики по заданной норме (сильная книга «Детская психология» о законах работы мозга, стоит в шкафу на бумаге, в сети не нашел, тоже бомба). И выявили, что базовые модели на 80% формируются социально, из них 80% это родители, из них 80% это мать. Это условные цифры, но я был как «ученый» на занятии детской школы «Эврика» и потом обсуждали с психологами-преподавателями, да, все дети точная копия родителей, психологический слепок. Когда нападать, а когда хитрить — дети учатся мгновенно и практически сразу, и потом всю жизнь (!) дорабатывают эти модели.
Источник: Т. Лири, М. Стюарт «Технологии изменения сознания в деструктивных культах» бомба. Применял контуры в статье уже давно http://artemkovtun.livejournal.com/13075.html
3. Почему мозг работает через модели поведения? Глен Доманн при исследовании скоростного, но гармоничного развития (его книга и принципы просто маст хев!) выявил важный момент, что мозг рожденного не пригоден для сенсорного богатства внешнего мира (потому что был в животе и это было не нужно), и особенно для взаимодействия с людьми (пишут что 90% активности мозга это социальное взаимодействие и в тч речь). У ребенка быстро вырастает неокортекс и прочие физические органы и качество их роста прямо зависит от аналитической нагрузки на мозг. Чем раньше ребенок потрогал кубики всех форм и цветов, тем раньше у него выросли нужные нейроны и он может перейти на следующий левел. Когда ребенок осваивает новый навык он задействует левое полушарие, пробует так и эдак пока не выйдет. Как только он выработал рефлекс — он действует рефлексом неосознанно, освобождая сознательный мозг для следующей задачи. Тут отмечу, что всё что поступает нам на сенсоры — всё, абсолютно всё запоминается и остается внутри, участвует в совершенствовании моделей поведения. Помогает как можно больше процессов перевести на автомат. Постоянные вопросы детей той же сути, идет сбор информации для построения общей картины явления.
Про левое и правое полушарие. Из проекта Минерва (книга сырая, копи-паст, но опытному в этой сфере читателю будет интересно, особенно в начале)
Стадное поведение той же сути, не имея возможности всё проанализировать, человек — копирует, экономит время. Выбирая товар на полке — не думает экономя мышление, а несознательно рефлексирует на красный цвет яблок, выделяет некий решающий, ключевой для принятия решения фактор: это «то событие» или «другое». Копирование поведения отличный метод, путь наилегчего сопротивления, зачем придумывать велосипед. На эту тему есть отдельная книга мега-бомба (но прочли ее 2 из наверно 50 кому советовал, о развитии кого заботился, сложна, научна): Гарри Олдер и Берилл Хезер
«НЛП полное практическое руководство». Там есть и как запудрить мозги словесно (язык Милтона, который на смарт-лабе просто наблюдаю как в гербарие), но это именно о том как понять: «что ты хочешь», «кто успешно обладает этим навыком», как «снять слепок успешного навыка». Почему это важно?
Интуиция — это в основном чужой опыт!
4. Как тренировать интуитивное несознательное мышление? Начну с собственного понимания процессов памяти и работы мозга, этого как бы точно никто не знает, но на базе логики, исследований сна и прочего — есть гипотеза. Когда первый сигнал от сенсора глаза поступает в мозг он прокладывает по нейронной цепи след, по которому следующий такой же сигнал пройдет быстрее, как бы уже есть химическая память. Всё сопутствующее сигналу тоже прокладывает свои параллельные каналы и при активации в дальнейшем первичного канала — активируются и старые вторичные, пусть даже в новой ситуации их нет. Тогда можно пояснить совершенствование рефлекса моделей поведения — добавлением новых каналов-ассоциаций и затуханием, неактуальностью старых. Тот же механизм вырабатывает боксер повторяя удар раз за разом, оттачивая его психически. То есть, мозг тренируется от новых повторений, и отдыхает при однообразии, нединамичности внешнего мира, закостеневает.
Первый тип тренировки. Образное мышление улучшается после аналитического действия. Больше разложил по полочкам — больше отправил на склад в подсознание.
Статья на тему, написана для ру-сообщества по стратегической игре Civ5: как придумать своё уникальное решение. По этой методике ради проверки планово выработал новую стратегию вне конкуренции и брал чемпионат рунета.
Но образное мышление (своя, а не скопированная интуиция) может улучшаться само по себе. Свежие исследования показывают что прослушивание музыки, упражнения в ней, живопись, творчество — серьезнейше ускоряют развитие ребенка. Мозг пробует напрямую оперировать комплексными, образными понятиями. Можна сказать, что у бухгалтера будет хуже чуйка, а у художника она лучше, потому аналитик со знанием IFRS хуже аналитика который конструирует образы и пишет статьи. Это
второй тип тренировки. Писать статьи это нехилая тренировка образного мышления. Рисовать каллиграфически иероглифы тоже тренировка интуиции напрямую. Китайцы прнимали чиновников по сочинению и иероглифу, на многие современные работы нужно писать эссе. Попробовать заранее увидеть скрытый смысл фотографии, комплексный образ, это тоже тренировка. Изучать иностранный язык это мощная тренировка и кто учил знает — наступает период когда текст видишь не по словам — но слогам, слоганам, типичным фразам. Шахматы это тренировка образного мышления, хочешь не хочешь придется думать образно: надавить тут, создать преимущество тут, слабость здесь, что бы освободить место для расчета конечных вариантов в стратегии, всё не просчитать — нужно отсекать. В шахматах кроме проверки интуиции еще и проверяешь качество решений: когда ты спешишь, когда расслабляешься, когда настойчив и добьешься, а когда депрессивен и сам играешь заведомо на проигрыш. 5 партий блица с утра это некий тест мышления сегодня, стиль игры всегда — тест мышления во всей внешней жизни.
Задавил «почти КМС-а». Первую партию проиграл ему, он расслабился, а я увидел неловкость фланга из пешек и пошел тараном на самое слабое, поле ф7. Противник мне потом писал что я читер и использовал компьютер. Но я просто мыслил иначе, не по логике (расставляй фигуры), а по идее (дави и вроде получится).
https://fotki.yandex.ru/next/users/artem-imrem/album/215679/view/1157157
Увидел точку съемки и понял как обработаю, в чем будет акцент, в чем прикол, почему будет интересно зрителю.
Каспаров в том числе пишет о том, что у каждого гроссмейстера свой стиль. Он заранее выработал свой паттерн и в текущих условиях он может не думая (думает несознательно) задавать вектор сознательному расчету. Это уже
третий тип тренировки сознательно вырабатывать образы поведения, искать значимые факторы и обращать на них внимание, усиленно мотать на ус. Формировать конкретные паттерны стратегии, постоянно ее проверять, нечто два-в-одном, образное мышление но с включенным ретестом. В комплексе такая тренировка требует понимать для начала кто такой Я и кто такие Они, какие задачи возможны и целесообразны. Что такое точка Б, что бы проложить к ней маршрут из точки А (и где точка А надо разобраться). Об этом и пишет книга про НЛП. Потом нужно понимать как двигаться по дороге эффективнее. Как устроена моя телега, какой механизм мышления, почерк, что мне делать что бы психика помогала а не расстраивала. Это тема Хорни, Лири, Эрика Берна («Игры в которые играют люди» и транзакционный анализ). Далее надо понять что есть конкретные инструменты движения, как мне надо уклониться что бы потом выпрыгнуть из правой согнутой ноги и нанести хук в печень? Как конкретно должны стоять ноги, почему именно так оптимально, что я хочу достичь этой операцией. Какой генеральный план боя, и какие тактические действия надо сделать. Как выявить новые стратегии и вообще быть готовым их выявлять — та статья про Цивилизацию будет отлична.
Попробовал свести подход 3 в теорию анализа систем.
То самое как из частных сознательно вывести общее, а потом из этого общего выводить любые частные на все случаи жизни.
И остальным плейсментам. Прежде чем сказать свое мнение — убедите что оно важно по этой теме, то что думает дворник наверно здесь не уместно. Интересовались, вникали — давайте советы. Нет? Можете написать свои впечатления, это очень ценно, отзыв. Но говно-книжки оставьте при себе.
Что за нафиг у Лауры? Такого в рекламе форекса и так полно и в библиотечке смарт-лаба. Хочется — читайте, сюда такое ставить не нужно. спасибо заранее