Блог им. Volatility
Авиапроизводитель США The Boeing Company (BA) получил патент на пассажирский самолёт с вертикальным взлётом, сообщает информационный портал Business Insider.
Как ожидается, самолет будет оснащен четырьмя винтовыми двигателями, по два на каждой стороне крыла и будут способны вращаться в вертикальном и горизонтальном положение. Фюзеляж планируется изготовить в нескольких модификациях, для военных и гражданских целях. Для пассажирских перевозок салон будет оснащен около 100 сидениями или больше и может быть использован для региональных перевозок, так же может быть использован для перевозки коммерческих грузов, а также, как частный самолет бизнес класса.
Многие проводят аналогию с уже существующей версией военного самолета (конвертоплана) Bell V-22 Osprey, совместная разработка Boeing и Bell, и более позднему совместному проекту четырех моторному тяжелому самолёту QTR.
Компания Bell с середины ХХ века работал в создание конвертопланов и сотрудничает с Министерством обороны США. Экспериментальный проект Bell XV-3 взлетел в 1955 году, а схема перехода от вертикального взлёта к горизонтальному полёту была отработана к 1958 году, испытания данной модели конвертоплана продолжались до 1966 года.
Дальнейшее развитие проекта привело к созданию более современной модели Bell XV-15, которая стала площадкой для создания нескольких современных моделей.
Министерство обороны США сотрудничало с несколькими конструкторскими бюро по созданию летательного аппарата с вертикальным взлетом. Некоторые модели имели в конструкции изменяемый угол крыла и как следствие угол лопасти пропеллера (такую схему предлагал Boeing в средине 50-х годов, Boeing vertol VZ-2), а в конструкции Bell используется поворот гондолы двигателя.
К 1970 году минобороны США подготовило первичные технические требования к летающим аппаратам с вертикальным взлётом, в которые были включены поворачивающиеся двигатели.
К 1982 году для реализации проекта были выбраны компании Bell и Boeing, а основой проекта выступил конвертоплан Bell XV-15.
Проект получил аббревиатуру V-22 Osprey, первый опытный образец был построен к 1988 году, первый полет состоялся в 1989 году, а активные испытания начались к 1990 году.
Мелкосерийное производство модификации MV-22 LRIP началось в 2000 году, мелкие партии изготавливались в 2003, 2004, 2005 годах, решение о серийном производстве было принято в конце 2005 года.
С 1990 по 2012 года крушение потерпели 5 самолётов и 17 машин столкнулись с техническими трудностями электронного и механического характера.
На самолётах данного типа фюзеляж практически полностью выполнен из композитных материалов, вся конструкция планера на 59% создана с использованием композитов.
За долгое время работы над проектом, Bell и Boeing наработали колоссальную техническую и программную базу в конструкциях летательных аппаратов данного типа.
Первые шаги в области гражданской авиации сделал Bell, совместное предприятие Bell Helicopter Textron, Inc. и AgustaWestland в 2003 году провело тестовый полёт гражданского конвертопала AgustaWestland AW609. В настоящее время данный аппарат проходит последние стадии сертификации.
Некоторые аналитики предполагают что воздушные суда данного типа создадут серьезную конкуренцию классическим вертолетам. Ожидается, что данные самолеты будут использоваться для перелётов бизнес класса, перевозки грузов и спасательных операций. Сейчас компания имеет предзаказы приблизительно на 70 самолётов.
Еще одним проектом, который уже анонсирован широкой аудитории, стал более крупный собрат V-22. В 1999 году Bell и Boeing приступили к разработке четырехмоторного конвертоплана. В 2005 году компании получили финансирование от армии США на анализ и оценку возможности создания тяжелого конвертоплана с четырьмя двигателями и двумя крыльями. Уже в 2006 был выпущен видео ролик в котором рассказывается, как будет использоваться данная машина. Предположительно длинна фюзеляжа составит 30 метров, грузоподъемность 20 тонн и возможность перевозить 90 человек. Модель получила название Bell Boeing Quad Tiltrotor (QTR) и планируется, что многие элементы тяжелого самолёта будут совместимы с V-22.
В 2012 году компания Oliver VTOL предложила проект конвертоплана на базе фюзеляжа Boeing 737, концепт Hexplaneимеет шесть двигателей и три крыла.
Возвращаясь к патенту на строительство гражданского судна, сложно сказать имеет ли данный патент Boeing реальную перспективу в практической реализации.
«Boeing подает запросы на тонны патентов, так что это может даже не осуществиться. Но я не говорю, что ничего не будет», — цитирует портал Business Insider слова пресс-секретаря Boeing Тома Кима (Tom Kim), который отметил, что не знает, о каком именно патенте идет речь.
Однако, небольшие частные компании ведущие разработки в данном сегменте авиации отмечают, что для внутренних сообщений США есть необходимость в судах такого класса. Это в стране, где развита частная авиация и имеется достаточное количество посадочных площадок для самолётов, которым необходим разбег для взлёта и посадки. Хотя многие отмечают, что авиация подобного типа имеет возможность работы в сложных метеоусловиях и вероятно подойдет для регионов, где отсутствует необходимая инфраструктура для самолетов с разгоном, а использование вертолётной техники оказывается нецелесообразным.
Как сообщает expert.ru, «Вертолёты России» в 2015 году провели лётные испытания беспилотного конвертоплана. На иных сайтах сообщается, что в планах компании поэтапное увеличение взлетного веса беспилотного аппарата: 1й -до 300кг, 2й -до 2000кг., 3й - переход на пилотируемое судно. Разработку данного летательного аппарата «Вертолёты России» ведут за собственный счёт, а в последствие данный проект будет предложен Министерству обороны РФ.
Интерес к отечественному беспилотному конвертоплану проявили представители нефтегазового сектора.
Будем надеяться, что этот проект реализуется и в России.
Акции «Вертолёты России»обращаются на RTS Board, акции Boeing на СПБ бирже
Vlаdimi®, )))
А МИ-30 красавец, может новые движки и мировые наработки воскресят проект. Ил двухмоторные реанимировали же...