Блог им. billikid
ЦБ РАССМАТРИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕЗКОГО ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ РИСКА ПО ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КРЕДИТАМ
В пятницу ЦБ РФ обнародовал новый проект предложений по дифференциации коэффициентов риска по потребительским кредитам в зависимости от их полной стоимости (ПСК). Предыдущий проект изменений в инструкции регулятора по обязательным нормативам банков был опубликован в ноябре (см. наш комментарий в выпуске «Долговые рынки сегодня» от 11 ноября 2016 года). При этом пересмотренный проект вызывает удивление, поскольку предусматривает резкое повышение коэффициентов риска по кредитам с более высокой процентной ставкой. В частности, по новым кредитам с ПСК 30-35% коэффициент риска установлен на уровне 300%, а для новых кредитов с ПСК более 35% он станет запретительно высоким — 600%. Для новых кредитов с ПСК 25-30% он составит 140%, а при ПСК в пределах 20-25% — 110%. Проект направлен банкам для получения комментариев, а ввести изменения в действие регулятор планирует с 1 марта.
Во-первых, следует отметить, что это лишь проект изменений, который заметно отличается от опубликованного в ноябре. Таким образом, эта версия, возможно, неокончательная. Тем не менее она, бесспорно, свидетельствует о существенном изменении подхода ЦБ РФ, поскольку по сути делает чрезмерно обременительной выдачу новых кредитов с ПСК свыше 30%. Центробанк хочет убедиться в том, что не повторится бум потребительского кредитования и «перегрев» в этом сегменте, которые наблюдались несколько лет назад.
На конец сентября 2016 года эффективная ставка по потребительским кредитам составляла 25-30%, в то время как по кредитным картам она могла превышать 40% (согласно отчетности крупнейших игроков на рынке розничного кредитования — ТКС Банк, ХКФ Банк, Банк Русский Стандарт, Банк Восточный Экспресс).
На первый взгляд ТКС окажется в довольно сложном положении, но у нас эта ситуация большого беспокойства не вызывает. Помимо того что этот проект изменений не окончательный, наш анализ динамики кредитования ТКС говорит о том, что банк в последнее время не выдает активно кредиты с ПСК свыше 35%, особенно учитывая, что уже сейчас максимальная ПСК по кредитным картам находится вблизи 36%. Стоит также учитывать, что новые нормативы рисков применяются лишь к новым, а не к уже выданным кредитам.
Мы считаем, что в случае введения в действие новых правил ТКС постарается ограничить число новых кредитов с ПСК в пределах 30-35% (с учетом столь жесткого норматива риска) и может достичь этого посредством снижения ставок по новым продуктам и (или) повышения комиссий, которые не входят в расчет ПСК, т.к. являются добровольными. Если исходить из того, что на данный момент, по нашим оценкам, средний коэффициент риска по кредитам ТКС составляет 115-120% и может увеличиться (например, в среднем до 140%), то коэффициент достаточности капитала Н1.0 (11,1% на 1 января 2017 года) может снизиться примерно на 1 п. п. Поскольку новые нормативы риска распространяются только на новые кредиты и учитывая природу кредитных карт (где для обновления остатков требуется продолжительный период времени, если клиенты уплачивают лишь небольшой минимальный ежемесячный взнос), то повышение коэффициентов рисков может существенно отразиться на капитале банка лишь через несколько лет. Например, сейчас лишь около трети кредитного портфеля ТКС имеют коэффициент риска более 100%, хотя повышенные коэффициенты по кредитам со значительным ПСК впервые были введены в середине 2013 года. В сочетании с хорошим доходом на капитал (в течение ближайших нескольких лет мы ожидаем его на уровне более 40%), давление на капитал ТКС, на наш взгляд, будет ограниченным.
© СберКИБ
а вообще любопытно, может стоило зажать потребкредиты на покупку импортного барахла, и параллельно облегчить кредитование на покупку товаров СНГ-шных производителей?
или в рамках гребучего ВТО подобный протекционизм считается неприемлемым?
Кстати это подразумевает прекращение госсубсидий по ипотеке. Зачем, банки и так на неё ломанутся, сбивая ставки.
А то что убирают ипотечные субсидии (ориентированные на первичное жилье) — это не очень хорошо для общества в целом, поскольку
1) произойдет смещение платежеспособного спроса в пользу вторички (тогда как сейчас он больше сосредоточен на первичке). Значит востребованность первички снижается, значит обороты строительства и связанный с этим рост ВВП тоже притормаживаются.
2) кредитование вторички приводит к бессмысленному росту цен на рынке жилья, и фактически к уменьшению его доступности!
На на счет госсубсидий согласен, плохо, если отменят. Хотя, можно ухудшить залоговые требования для вторички и т.п.
А если кредит выдается по кредитной карте… ну с этим конечно сложнее, хотя и здесь можно было бы произвести частичный перерасчет ставки, после того как клиент предоставит банку доказательства (в виде чека, гарантийного талона, и т.д.).
И опять же, неважно на сколько процентов локализован продукт. Шильдик есть — значит у товара появляется преимущество в кредитовании, и у зарубежных производителей появляется стимул перетаскивать производство в Таможенный Союз ЕВРАЗЭС, т.е. общество получает рост ВВП, приток производственных технологий, и т.д.
И, между прочим, для поощрения более глубокой локализации можно ведь также применять специальную ставку (в этот раз — налоговую).