Блог им. Miller_Andreeva

Только психология. Приобретение навыков

    • 30 марта 2017, 19:28
    • |
    • Miller
  • Еще

Эпиграф:       «Плачет девушка на стоянке,

                    Сидя в новеньком БМВ,

                    Вся в слезах и губной помаде:

                    Три педальки, а ножки — две».

Далее очень много букв

Вне зависимости от того, каким навыком требуется овладеть человеку, физическим или интеллектуальным, за успешность приобретения и применения отвечает не только один и тот же орган человеческого тела, но и в основе процесса овладения умением лежит один и тот же психический процесс.

Не так давно говорили об игре в шахматы, но, как часто это бывает, сама схема приобретения навыка осталась за кадром. Играй, смотри, перенимай, тренируйся — весь фокус-покус. Фокус-покус трейдинга  описывается примерно так же. Увы, никак)

Попытаюсь скромно восполнить пробел. Секреты раздавать не страшно, потому что много людей любят пользоваться «первой сигнальной системой», которую один хороший человек зачем-то называет «лимбической», да наводит тень на плетень, то есть на кору головного мозга.  Таким образом, если откликаться только на так называемую интуитивную часть мышления при чтении, что делает большинство, никакими навыками на приличном уровне не овладеть.

По существу теперь.

Поскольку самый доступный способ познания — аналогия (эффект карго), обращусь именно к ней. Приношу извинения тем, кого бесят аналогии.  Проще всего понять систему приобретения нового навыка будет тем взрослым людям, кто лет в 30 вдруг захотел научиться играть на музыкальном инструменте, игре в бильярд или чему-то подобному. За образец возьмем обучение игре в большой теннис. Если уроки берутся у профессионального тренера, то он не только рассказывает правила игры, учит держать ракетку, но и тренирует удары — справа, слева, подача, свеча и еще ряду примочек, типа режущих, крученых и т.п.  Чтобы выполнить простой удар даже тренированному физически человеку приходится не легко. Одновременно нужно думать о чуть согнутых ногах в коленях, подходе боком, о правильном держании в руке ракетки, о правильном замахе, о «доведении» удара, о том, чтобы плечо не вывихнуть, о том, чтобы правильно дышать, о том, куда нужно попасть (по началу просто хотя бы в площадку), о силе удара, о том, чтобы попасть по мячу центром ракетки, а не ободом, о том, чтобы противник не «прочитал» по глазам куда ты целишься, о том, чтобы успеть добежать, чтобы отбить мяч, о том, чтобы защитить голову или еще что, когда мяч летит в тебя. Это я все перечисляю для того, чтобы было понятно, какое количество новой и крайне нужной информации нужно обработать, применить на практике, в определенной последовательности и, главное, быстро и правильно! Разумеется, в первые тренировки новоявленный теннисист то и дело забывает контролировать все процессы одновременно. Ему приходится думать о каждом, тут же его сверять с тем, что получилось, и тут же корректировать  свои действия. 

Далеко не каждый способен продолжать тренироваться. И не потому, что туп и безнадежен, а потому что начальное намерение — научиться играть в теннис — не обладает для такого человека значимостью высочайшего уровня по отношению к другим видам деятельности, которые уже есть в жизни этого человека. Дело не в недостатке времени, а в отсутствии искренней уверенности в его немедленной нужности. В детстве такую искренность и немедленную нужность у человека создают родители и ближайшее окружение, которому маленький человек доверяет.

Итак, первое условие — искренняя уверенность в необходимости умения. Не придуманная или хорошо сыгранная в духе школы Станиславского, а настоящая, железобетонная уверенность,  осознанная. Сила значимости этой уверенности должна быть такова, как если бы вы учились играть в теннис  с нуля для того, чтобы выиграть у другого такого же неумехи.  А по результатам игры всего одного сета определялось бы, кому достанется стописят миллионов наследства. В общем, не просто уверенность нужна, а бронетанковая, как минимум. Аналогия с наследством необходима для понимания второго важного условия приобретения навыка.

Второе важное условие — ожидание позитивного результата. В аналогии — это наследство. В трейдинге этот результат Тимофей Мартынов в своей книге «Механизм трейдинга» определил так: «Пос­ле­дова­тель­ное по­луче­ние мак­си­маль­ной при­были на ка­питал при ог­ра­ничен­ном рис­ке в те­чение дли­тель­но­го вре­мени».

Третье важное условие успешного освоение навыков — навык должен отрабатываться ОСОЗНАННО, а не интуитивно, по звездам, по телевизору. Как осознанное завязывание шнурков пьяным человеком. Кто видел, тот знает: «Я ухожу. Я надеваю пальто. Где мое пальто? Я надеваю ботинки. Сейчас я завязываю шнурки, завязываю, не завязываются. Завязываю и т.д.» Человек как бы диктует себе свои действия. Так учатся танцевать. Раз-два-три, повторяя определенные шаги на каждый счет. Музыку на этом этапе вообще не слышат. Ритм — и тот не всегда.

Четвертое важное условие — необходимо обеспечить разнообразие ситуаций, в которых тренируется навык (подача, слева, справа и т.п.). В трейдинге — это торговля на новостях, в тренде, против тренда, на разных инструментах, разных таймфреймах, разным количеством активов. Тогда навыки с высокой долей вероятности не подведут, если условия торговли изменятся. 

Быстрое приобретение полезных навыков или их коррекция произойдет только при осознании всех его составляющих частей и их последовательности.

В прошлом посте есть перечень навыков, которые мне показались важными.  Некоторые тренеры по теннису посвящают отработке одного удара отдельный урок, затем дают уроку «отлежаться» и возвращаются к нему вновь, чтобы протестировать результат. Особенно сложным ударом считается «подача»)

★1

теги блога Miller

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн