Блог им. AlexandrE
Миллиарды капитальных затрат, которые планируют потратить Россети – это не шутки. Попробуем разобраться, что это такое вообще, какой эффект может дать холдингу и дочерним компаниям. Некоторые ошибочно сводят цифровизацию к повсеместной установке «умных» счётчиков, но тема намного обширнее.
(на всякий случай отрекомендуюсь: тема энергетики мне близка, поскольку по долгу службы посетил не один десяток подстанций, в основном подстанции ФСК ЕЭС, описываемое оборудование (АСУТП, РЗА, счётчики и т.п.) своими глазами видел и понимаю, как эти системы работают)
По этой теме высказался Электромонтёр https://smart-lab.ru/blog/473188.php. Написано эмоционально, но я не полностью согласен со сделанными им выводами и кроме того вижу технические неточности. Не хочу критиковать и влезать в полемику, просто представлю своё видение, и если оно приведёт к конструктивному обсуждению – замечательно. Тема на самом деле непростая – не столько технически, сколько в плане перевода этих инвестиций на язык денег. Нас, инвесторов, всё-таки не железки интересуют, а денежная отдача от всех этих мероприятий.
Первая картинка из презентации Россетей, буду обращаться к ней всё время. Взята тут http://electricalnet.ru/blog/glava-rossetei-pavel-livinskii-pro-tsifrovizatsiu
Как видим, тут много всего разного. Внедряться будет в три этапа:
На первом этапе в основном затраты на приборы учёта, телемеханизацию и связь. Управляемые элементы сети и цифровые вторичные системы на последние этапы.
Буду рассматривать компоненты инвестпрограммы по порядку перечисления на второй картинке.
Первое направление цифровизации – это система учёта (на первой картинке — зеленые 1 и 4).
«Умные» счётчики, передающие данные о потреблении на сервер, с возможностью удалённого отключения потребителей.
«Новый прибор учета – это фактически небольшой компьютер, который не просто считает киловатт-часы, но и имеет ряд дополнительных функций. … приборы «умного учета» могут предотвратить пожар, связанный с коротким замыканием в проводке. Система находит так называемые «токи утечки» и отключает электричество, когда они появляются. Новые счетчики также защитят приборы от перепадов напряжения в сети. Прибор следит за показателями качества электроэнергии, и если они выходят за пределы нормы, то он автоматически отключит дом, а после восстановления нормального режима опять включит.
Показания со счетчика снимаются дистанционно: системы «умного учета» представляют собой комплекс современных цифровых устройств, объединенных в единую сеть. Информация от потребительских приборов передается на главный сервер в районе электрических сетей, где оператор снимает показания со счетчиков и передает эти данные в энергосбытовые компании. Таким образом, потребители избавляются от визитов инспекторов и контролеров, а счета на оплату электроэнергии приходят по почте.»
(http://www.rosseti.ru/press/news/?ELEMENT_ID=27844)
При этом вряд ли будет рост операционных расходов. Часто вы обслуживаете и ремонтируете электросчётчики в своих квартирах? Нет. Так и здесь. Счётчик считает пробегающие электроны, GSM-модем передаёт данные на сервер. Никаких хитростей нет, заменить сломанный счётчик может любой штатный электрик. Один сервер на энергосистему или возможно на весь МРСК и один-два специалиста по системам учёта.
В общем, думаю, что это полезное и даже необходимое направление для инвестиций, которое точно окупается. Тем более что оно может производиться без вложений со стороны Россетей вообще, через так называемые энергосервисные контракты – когда установка счётчиков идёт за счёт внешнего инвестора, который потом получает долю экономии. (http://www.rosseti.ru/press/news/?ELEMENT_ID=27844)
Ливинский об этом говорит так:
«Реальный пример — переход на цифровые технологии в Мамоновском и Багратионовском районах Калининградской области, где мы как раз и реализовали пилотный проект.
Сети в этих районах были ненаблюдаемыми, со значительным количеством незаконных подключений, что приводило к ежедневным отключениям. А сейчас местные жители забыли про это, потому что мы видим всю сеть. Уже на первом этапе мы снизили потери с 23% до 13%, а по окончании реализации всех запланированных мер выйдем на 6-7%. Мы повысили показатели SAIDI и SAIFI на 60%, почти на 20% снизили свои операционные затраты. Все получаемые результаты свидетельствуют о том, что данный опыт необходимо тиражировать и на других территориях.»
http://www.mrsk-volgi.ru/ru/press_tsentr/novosti_elektroenergetiki/?id=1391
В общем, инвестиции в систему учёта – это понятное и хорошее вложение. Если бы цифровизация состояла только из этого — было бы отлично.
Второй компонент. Телемеханизация (на первой картинке это зелёные 7,8 плюс красная 1). 253 млрд.
Телемеханика — это система сбора информации об оборудовании подстанции и удалённого управления. Чтобы при необходимости отключить какой-нибудь выключатель это мог сделать диспетчер, а не приходилось посылать дежурную бригаду. Из документа «Положение ОАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе»:
«Уровень автоматизации сетей 35-110 (220) кВ и особенно 6-20 кВ значительно отстает от аналогичного показателя в развитых странах. Только 38% от общего количества центров питания оснащены телесигнализацией и менее 16% имеют телеуправление». То есть только 16% подстанций может рулить диспетчер, уютно сидя за компьютером, а на остальные 84% подстанций едут в любое время дня и ночи коллеги Электромонтёра, зачастую за десятки километров.
Есть смысл в инвестициях сюда? Думаю, есть. Экономия времени дежурных бригад и затрат на технику, плюс если диспетчер видит состояние оборудования, может устроить предупредительный ремонт вместо аварийного, дешевле отремонтировать трансформатор, а не менять сгоревший (хорошо, если сгорит один, а не со всей подстанцией).
Третье направление. Линии связи. На первой картинке её не нарисовали, на второй затраты выделены .
Счётчик может обойтись GSM-модемом, он передаёт «в центр» немного информации. Для управления подстанциями, особенно большого напряжения, на которых стоит много оборудования и работают десятки разнообразных датчиков и выключателей и передаётся много информации, нужны более серьёзные каналы связи. Технической политикой Россетей определено, что основа сети связи – это ВОЛС, оптоволокно. Надёжный канал с отличной пропускной способностью, который позволит удалённо управлять подстанцией, организовать видеонаблюдение и т.п. Без этого компонента не заработают остальные (кроме системы учёта). Дополнительный мегаплюс ВОЛС – что мощности линии можно сдавать в аренду, и это в перспективе дополнительный заработок для МРСК, а ФСК уже зарабатывает, пока 0,5 млрд за 2017, но это только начало: http://www.fsk-ees.ru/press_center/company_news/?ELEMENT_ID=227680 Необходимость этих инвестиций тоже не вызывает сомнений.
Четвёртое направление. Кибербезопасность. Это обратная сторона медали – чем современнее оборудование и система управления подстанции, тем выше риск взлома. 159 млрд – получите-распишитесь L Почему такие огромные затраты и как это будет окупаться, неясно. Скорее всего, это мегабабло будет осваивать Лаборатория Касперского и дружественные ИТ-компании: https://www.ruscable.ru/news/2017/03/23/Zaschitu_Laboratorii_Kasperskogo_dlya_energetiches/
Пятое направление. Управляемые элементы сети. Скорее всего, это реклоузеры (синяя 1 на первой картинке). Реклоузеры – специальные штуки, позволяющие отключать только один участок высоковольтной линии и оставлять в работе остальные (http://tmtrade.ru/index.php/chto-takoe-reklouzer). Т.е. если птица сядет неудачно на провода и замкнёт две фазы, то отключится вся ЛЭП со всеми подключенными к ней потребителями. А реклоузеры позволят отключить только один «повреждённый» кусок ЛЭП, да ещё и включить его автоматически, когда останки несчастного существа упадут с проводов.
Теоретически это позволит увеличить продолжительность работы линии и выручку МРСК, но каких суммах может идти речь? Ливинский оперирует показателем SAIDI – это время отключения потребителя за год в часах. Цитата о результатах пробного проекта цифровизации: «Мы повысили показатели SAIDI и SAIFI на 60%» (он немного оговорился, эти показатели надо снижать, а не повышать). В годовом отчёте за 2016 средняя длительность отключения – 2,8 часа. Если этот показатель снизится на 60% до 1 часа в год (!), насколько повысится выручка сетевых компаний? А вложения здесь внушительные – 186 млрд. Надёжность сети, конечно, повысится, но никакой окупаемости я тут не вижу.
Шестое. Системы управления (красные 2-3 на первой картинке). Нужны для оптимизации потерь и управления сетями при авариях. Внятной информации о перспективах и окупаемости этих систем не нашёл.
Седьмое. Цифровые вторичные системы подстанций (синие 2-4 на первой картинке). Вот это самое большое и затратное направление. Пусть не смущают запланированные 188 млрд, здесь можно спокойно освоить не один триллион. На эту тему есть документы «Программа инновационного развития ПАО «Россети» на период 2016–2020 гг. с перспективой до 2025 г.» и аналогичная «Программа инновационного развития ПАО «ФСК ЕЭС» на 2016-2020 годы с перспективой до 2025 года», а в них раздел «Цифровая подстанция».
Вкратце, в чём суть. На каждой подстанции есть первичное оборудование (трансформаторы, выключатели и т.п.) и куча вторичных систем, которые управляют первичным (АСУТП, РЗА, ПА, и ещё много страшных слов). Все эти вторичные системы обычно представляют сборную солянку из разнородного оборудования разных производителей и лет выпуска, работающих на разных протоколах. Плюс от каждой системы до оборудования свои провода, в итоге на одной подстанции десятки километров кабелей. А обслуживающий персонал должен знать всё это оборудование, уметь обслуживать и ремонтировать, копаясь в куче медных проводов. Вместо этого предлагается всю вторичку объединить на одном протоколе МЭК 61850. Это реальная тема, современная инновация, продвигается сейчас по всему миру. ФСК предполагает следующую отдачу:
Допустим.
В перспективе все подстанции Россетей теоретически ждёт модернизация оборудования под этот протокол. Ещё раз хочу отметить, что запланированные на это направление 188 млрд – это крохи. Допустим, что до 2025 года на цифровую подстанцию потратят 100 млрд. За эти деньги будет вот что:
Внедрение элементов цифровой подстанции – на 68 подстанций. Полностью цифровые подстанции – целых 4! Четыре!!!
Напомню, подстанций напряжением 35 кВ – 7000, 110-330 – 7000, 220 кВ – 600, 500кВ и выше – 123. Итого порядка 15000 подстанций, подпадающих под проект «Цифровая подстанция». 100 млрд потратят, а что получат? «Цифровая подстанция» — это реально бездонная бочка для капитальных затрат.
Резюмирую. Россети анонсировали (и приступили к выполнению) масштабной инвестпрограммы, которая на деле состоит из нескольких не всегда связанных направлений. Где-то окупаемость очевидна, где-то нет, где-то инвестиции точно не окупятся.
Ещё раз про общие цифры.
Общие инвестиции в цифровизацию — 1,3 млрд. руб. Программа даст эффект 13% по IRR, а NPV (дисконт 11%) будет положительным — 70 млрд. руб. Срок окупаемости — 14 лет, CAPEX и OPEX к 2030 году должны снизиться на 30% (http://www.bigpowernews.ru/news/document81559.phtml)
Ну как так. NPV – 70 млрд при инвестициях в 1300 млрд!!! Вы вложите миллион триста тысяч в проект на 7 лет, чтобы получить по итогу всего 70 тысяч?!!
В дальнейшем я разберу влияние этой кампании на инвестпрограммы ФСК ЕЭС и нескольких распределительных компаний. Вкратце. В ФСК уже проведена огромная работа по установке счётчиков и прокладке ВОЛС, плюс с телемеханизацией всё в порядке, поэтому эти инвестиции в размере 600+ млрд лягут на плечи МРСК. Управляемые элементы сети скорее всего туда же. Кибербезопасность и системы управления – пока непонятно. Цифровая подстанция – до 2025 года в ФСК 72 млрд, остальное по МРСК. А после 2025 и ФСК, и МРСК смогут осваивать по теме цифровых подстанций любые мыслимые суммы.
P.S. Одна из построенных полностью цифровых подстанций — ПС 110 кВ «Медведевская», питает электричеством Сколково. Строила подстанцию компания «Стройтрансгаз», бенефициара найти несложно. Ни на что не намекаю.
И насколько отечественное оборудование, которое поддерживает этот протокол?
«Одна из построенных полностью цифровых подстанций»
То что система управления работает на двоичной логике не делает подстанцию «полностью цифровой» Таковой она станет, когда двоичное электричество научится генерировать и преобразовывать. Только тогда это будет дата-центр, а не силовой узел распред. сети. Электричество на подстанции аналоговое — мамой клянусь.
Умный счётчик может и хорошо, но кто мешает поставщику скажем так слегка искажать его показания, и ведь ничего не докажешь, вот они циферки — плати, с обычными неумными счётчиками такое не прокатит.
В нашем случае — широка страна моя родная — одним сервером и ниткой ВОЛС не обойдешься. При этом стоимость оборудования и материалов (серверы, ПО, системы хранения данных, маршрутизаторы, оптоволокно, и т.п.), а также работа по пусконаладке - не входят в подраздел „кибербезопасность“. Кибербезопасность — это по сути информационная безопасность — направление само по себе «бочка без дна», «чёрная дыра», в общем кому как удобнее для понимания… Я уже молчу про то, что через 5-7 лет всё серверное оборудования и системы хранения данных будут заменять полностью — вот тут тоже бесконечный и бездонный клондайк для кого-то будет. А так — и намекать не нужно… Строить это будут те, кого назначат.
То, что они на пилотных проектах нарисовали экономическую целесообразность — не означает автоматически, что это целесообразно в масштабе страны и по-быстрому.
Ну и самое главное, срок службы современной системы АСУ — 15 лет. После чего всё срезается под корень и создаётся заново, причём вся модернизация всегда идет с перепроектированием под более новую технику, от счетчиков до мониторов для диспетчеров.
Но я не верю в это.
К сожалению, пока не проверить, данных мало.
Да, похоже, что для инвестора эта цифровизация — проект скорее с негативным эффектом. Зато для страны/отрасли/потребителей — полезный. Не складывается впечатления, что это будет бесполезный распил денег.