Блог им. Cryptocritics
В хоккее есть отложенное удаление, в футболе — отложенная желтая карточка, а в Криптокритике — отложенные казни «типичных стартапов», где основатели скудны мозгами, но жадны до клиентских и инвесторских денег. Сегодня вашему вниманию предлагается казнь, которая должна была состояться еще в 2014 году, но так как «Криптокритики» еще не было, редакция «Цукерберг позвонит» не сочла мои замечания интересными, и во ФРИИ традиционно отморозились и сделали вид, что все нормально, то придется заставить прошлому догнать настоящее. Так что сегодня я буду копаться в прожекте Voxxter и в мозгах его основателя Максима Ивлева, хотя больше это будет похоже на копание в трупах.
Итак, в далеком 2014-м черт дернул меня прочитать на ЦП (ныне — VC.ru) материал "Что делать с позиционированием и пиаром проекта в сфере культуры".
Не стоило «до обеда читать советских газет», но удержаться от собственных комментариев после этого было решительно не возможно. Хотя бы потому, что ФРИИ вместе с ЦП там сделал пометку «проблема решена». Сейчас ее там нет, хотя забавные комментарии заботливо сохранены.
Источник: vc.ru/ask/5112-problem-10002
Например, Мария Лапук, тогда еще глава пресс-службы ФРИИ, посчитала текст от Цыплухина крутым разбором. Ну, теперь-то мы, конечно, знаем, чего стоит мнение Маши, и каковы ее реальные умственные способности, а тогда я все еще надеялся на лучшее. Тем не менее, вкратце Цыплухин посоветовал основателю Voxxter, Максиму Ивлеву, не задаваться поставленными вопросами про пиар, а привести во вменяемый и понятный вид его проект. А заодно и сосредоточиться на основном УТП– предоставлении готовых планов путешествий туристам.
Источник: vc.ru/ask/5112-problem-10002
Что было более чем разумным предложением. Полноценное планирование выезда, с одной стороны, является вполне востребованной вещью, но с другой — ни тогда, ни до сих пор ни никем пока не окученной. Этому факту я удивлялся в 2014-м, этому факту продолжаю удивляться и сегодня. Разве что отдельные блогеры пытались на составлении подобных планов зарабатывать, да на турпортале Эстонии было нечто отдаленно похожее на то, что нужно. Сейчас, увы, отсутствует.
Серьезно, до сих пор нет ни одного нормального сервиса по детальному планированию путешествия. Что-то в нужном направлении делает Ever Travel, но все равно пока это не то. Чтобы прибыл тогда-то, поселился там-то, в музее вторник во столько-то, пожрать там-то, в парке аттракционов день в среду утром, по пещере полазить в четверг днем (+ маршрут и предпочтительный транспорт) и т.д. Чтобы не пропустить ни одной сочной локации, ни одного ништяка, и чтобы не стоять при случае у закрытых дверей, потому что попал в нерабочие часы. И чтобы последовательность в плане можно было менять. И чтобы потом была масса воспоминаний и было что рассказать друзьям. В общем, должно быть хотя бы вот так.
Выдержка из плана, который я писал для выезда в Стокгольм в 2012 г.
Все верно, я для себя и друзей (равно как и еще пара знакомых контрол-фриков) периодически составляю подобные маршруты путешествий. Знаю, что есть люди, которые заморачиваются на планировании заметно сильнее. У них и все координаты выписаны, и маршруты заранее построены в картах и навигаторах, и даже в наличии по несколько альтернативных маршрутов на день. Прямо совсем всё серьезно. Я так глубоко не копаю, мне жалко времени на просиживание штанов за излишне детальным изучением tripadvisor, сайтов, расписаний и карт.
В любом случае, надеюсь, понятно, что подобные планы — это не догма, а лишь руководство к действию для туриста. Хочешь — придерживаешься, не хочешь — импровизируешь и шастаешь в своем режиме и графике. Главное, что ты уже знаешь, где и что когда работает, где расположено и как добраться. А не лазишь постоянно в телефон / планшет / ноутбук или талмуд-путеводитель (некоторыми можно проломить голову при случае).
Теперь от лирики к сути. Я как-то сам вынашивал идею реализации подобного сервиса по составлению турмаршрутов. Страшно сказать, думал о собственном стартапе. Тогда мне казалось, что Voxxter меня опередил, разрушил мои планы, и самое время впасть в депрессию и запой. Потом, немного поразмыслив, я подумал, что я бы сам с удовольствием пользовался подобным продуктом и сэкономил бы время и нервы. Потому что нормальный план выезда съедает неделю-две возни с данными, картами и табличкой в Word или Excel. Однако, то что я увидел, и то, что я вижу в Voxxter до сих пор… ЭТО КАКОЙ-ТО ПОЗОР ©
Вот что предлагает Voxxter по Дюссельдорфу.
Источник: voxxter.ru/route/1683/?city_id=1340
А вот по Стокгольму.
А вот по Риму.
ВЫ ЧТО, СЕРЬЕЗНО?! И за это платить 99 рублей? Вот краткий (!) список типовых фэйлов маршрутов, продающихся на Voxxter:
- Маршрут составлен ровно на 1 день. Ну да, все в Барселону, Париж или Нью-Йорк едут строго на день. Понятие отпуска у Voxxter не существует.
- Маршруты не учитывают время года. Меж тем, зимой ряд объектов бывает закрыт.
- Отвратительное качество маршрутов. Смотрим Мадрид – какой блошиный рынок, что он тут делает?! Где Рейна София, где Тиссен-Борнемисса, где ботанический сад, где морской музей, где Ретиро? Это же все рядом! Далее смотрим их план на Стокгольм: заехать на Юргорден только ради Юнибаккен и корабля Васа – провал как он есть. Нужно быть совсем тупым, чтобы не зайти в Skansen, Nordisk Musset, чтобы не пойти смотреть один из самых старых и лучших парков аттракционов в Европе. Где это в плане? Зачем там бестолковый 15-минутный подъем на вершуку «Глобен Арены»? Без него можно прекрасно обойтись. План похода по Нью-Йорку тоже прекрасен – штаб-квартира ООН, ну как без нее?!
- 5 объектов. 5 объектов! На ныне сдохшем Redigo было 15 объектов за день в Риме, 10 объектов во Венеции, 19 (!) объектов во Флоренции. Хотя даже для меня 19 в день — это беготня, а не плотный осмотр достопримечательностей.
- Полное отсутствие таймплана и отсутствие учета времени работы объектов. Не исключаю, что ряд даже этих убогих маршрутов вы не сможете реализовать в реальной жизни. Например, в Королевский дворец в Мадриде вы простоите в очереди 2 часа, в музее Прадо – еще час-два, а в самом музее зависнете часа на 4. В некоторые объекты в Риме реально попасть лишь купив заранее билет онлайн (+ все равно будет очередь на входе). Можно ли будет после этого подтереться планом от Voxxter за 99 рублей? Если бумага будет не сильно жестковатой, то это единственное достойное применение.
- Нет маршрутов ни для семей с детьми, ни по группам интересов.
- Не учтены пригороды. Один из самых интересных объектов Стокгольма для детей находится не в нем, а в Сёдертелье.
- Не учтены время и способы прибытия. И не учтено время заселения в отель (обычно это 14-15 часов дня). Успеете ли вы за 4-5 часов (в реальности — за 2-3 часа) обойти все музеи из вашего плана от Voxxter, или вы просто поймете что ваша распечатка из PDF за 99 рублей годится лишь для свертывания самокруток?
- Не учтены способы перемещения на месте.
- Маршрут не учитывает городские или региональные карты скидок(транспортные или объектные), а их наличие может сильно повлиять на доступность объекта и на маршрут целиком. К примеру, в Мадриде или Стокгольме.
- Маршрут не учитывает манеру и скорость перемещения туристов. Да, кто-то любит быструю ходьбу и быстро ориентируется в метро, а кому-то надо в 2 раза помедленнее и обязательно 2 часа на обед.
- Ценник не учитывает планируемый бюджет и дан без учета скидок по городским или региональным картам, без учета ISIC и так далее.
- PDF. С тем же успехом можно взять табличку в Word (мой метод), только в Ворде я еще в случае «поплывшего» плана смогу поменять последовательность объектов внутри дня или недели. А вот где же выгрузка списка в сервисы календарей? А где удобное приложение с картой и перестройкой маршрута на лету?
— Да, тут самое время заикнуться о мобильном приложении, которого нет
- Абсолютно бестолковые описания объектов, которые не описывают зачем их конкретно стоит посетить и кому конкретно они будут интересны. Ценность описаний объектов в Voxxter заметно проигрывает даже Википедии.
И ВОТ ЭТОТ НАБОР ФЭЙЛОВ ЗА 99 РУБЛЕЙ! Теперь сравниваем: Tripadvisor — бесплатный, Foursuare — бесплатный, аренда карты «Навитела» в том самом 2014-м стоила 33 рубля. Нормальная карта, с points of interests — за 33 рубля. В 3 раза дешевле при несравнимо более сложном продукте. За что вообще давать денег Максиму Ивлеву и его друзьям?
Замечу, что вопросы Максима Ивлева звучали так:
1) Какие изменения и каким образом лучше транслировать уже знакомым с сервисом людям и широкой аудитории?
2) У нас нет ресурсов для высокопрофессионального специалиста по PR, который смог бы выстроить такую коммуникацию. Какие рекомендации можете дать для бюджетного, но эффективного решения данного вопроса?
Я возможно что-то упустил, но может надо было с продукта начать? В отличие от прости хосспади, инфобизнеса, здесь настолько легко проверяется качество продукта, что начинать надо сразу со специалиста по работе с негативом и антикризисному пиару. О чем и говорит Влад Цыплухин: «Максим, тот факт, что мне пришлось связываться с тобой после получения вопросов, чтобы прояснить, о чем же всё-таки проект Voxxter, говорит сам за себя — проблемы у вас, в первую очередь, продуктовые».
Добавлю свои 5 копеек: из тогдашней личной переписки с Максимом сразу стало ясно, что он — «типичный стартапер». Удивительно, что он на волне криптохайпа не попробовал провести свое ICO (как те же Teambrella, например). Потому он вообще не видел проблем в продукте — даже при перечислении длинного списка фэйлов, что есть в Voxxter. Максиму были нужны авторы маршрутов из 5 «точек интереса». И все это барахло было одобрено во ФРИИ — вместо того, чтобы раздать пинков команде Voxxter и потребовать никогда не упоминать свое причастие к данному позору.
Попробую предположить, что желаемая (и одобряемая ФРИИ) бизнес-модель от Максима Ивлева выглядела бы так:
· Нанимаем жителей Беларуси или солнечного Таджикистана, которые никогда не были в тех городах, которые описывают
· Учим их пользоваться TripAdvisor и Wikipedia
· Жители солнечных стран составляют рандомные описания из 5 waypoints на базе первой страницы выдачи Трипадвайзора
· Они же пишут малосодержательные описания объектов на базе Википедии
· В результате они получают за это пригоршню рублей, сомов или тенге.
· Результаты «интеллектуального труда» сводятся PDF строго из 4 страниц
· Ставим ценник на это все в 99 рублей. А чо, недорого.
· ?????
· PROFIT!!
Во всем известном произведении литературы это называется короче и точнее. «Удивительное дело, — размышлял Остап, — как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал».
Это даже круче «Бизнес-Молодости», где людям за десятки и сотни тысяч рассказывают ровно то, что можно найти на курсах в разы дешевле (а то и вовсе бесплатно), припорошив сверху невнятными баянами, лапшой на уши и «мотивацией» с ритуальными плясками. В Voxxter планировали пойти дальше. Там люди планировали делать деньги из воздуха прямо как есть. Еще до эпохи ICO, представьте себе.
Слава богу, история показала, кто где гадил в вечность. Бизнес-труп Voxxter плывет вниз по реке, намереваясь потонуть окончательно. Прожект выродился в самый обыкновенный и рядовой билетный сервис, а вместо бизнеса налицо самозанятость с плачевной финотчетностью. Уставный капитал = 55 237 818 рублей, ФРИИ проинвестировал не менее $250 000, а выручка за 2017 г. = 4 556 000 руб. Звучит похоронный оркестр. Типичный стартпер достартапился. Бабки ФРИИ (по сути, госденьги) просраны в пустоту. Классика!
=======
Оригинальный пост: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da/kazn-startapa-voxxter-trup-nedoputevoditelia-s-nedomarshrutami-i-ocherednoi-proval-frii-5c0947033b426800aabb7114
Основной блог: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da
Телеграм-канал: https://t.me/cryptocritique