Последние новости о желании госбанков приобретать крупные торговые сети заставляют рынок задуматься, не хочет ли государство получить контроль над большинством федеральных сетей. В ходе онлайн-конференции
«Российский ритейл – борьба за выживание» аналитики обсудили, с какой целью госкомпании идут в сектор ритейла.
«Можно рассматривать много различных вариантов причины интереса госбанков к торговым сетям, — комментирует
Игорь Нуждин, главный аналитик „Промсвязьбанка“. — С точки зрения банковского бизнеса крупный ритейл привлекателен как клиент для финансовых институтов (кредитование, факторинг, другие банковские продукты). С точки зрения государства крупные сети несут важную социальную функцию в части цен на продовольствие и другие товары первой необходимости».
Тимур Нигматуллин, аналитик АО «Открытие Брокер», полагает, что в данном случае госбанки выступают в роли временных держателей активов. С учетом санкций и пятилетнего падения реальных доходов в РФ очень сложно продать крупный бизнес стоимостью ~$1 млрд или более. «Покупателей с деньгами почти нет, их приходится искать годами. А госбанки могут предоставить необходимое фондирование, в будущем перепродав актив профильному инвестору», — считает он.
Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ» согласен с Тимуром Нигматуллиным лишь отчасти. «Ситуация не настолько благоприятна, чтобы кто-то из крупных банков мог беспроблемно продать столь крупную сеть, как „Магнит“ или „Лента“ легко и по хорошей цене. Я не склонен видеть в покупках, например, того же ВТБ спекулятивные мотивы (даже если они на самом деле покупали с перспективой продать этот актив позже). Иногда создается впечатление, что приобретения ВТБ вообще спонтанные и не слишком хорошо продуманы на глубокую перспективу. „Сбербанк“ в этом плане выступает получше и пологичнее — он не столь падок на непрофильные активы», — высказал свое мнение аналитик.