Блог им. DmitryVL
Разве не замечательно было бы заранее знать, когда запоет канарейка?
Мало кто предвидел крах в 2008 г. – именно тогда автомобильная индустрия в последний раз споткнулась и от Детройта до округа Колумбия раздался крик: «Я упал и не могу подняться!»
Весной 2009 г. General Motors (GM) перешла под государственное управление – и отзвуки этого остаются по сей день. Компания вернула одолженные деньги налогоплательщиков, но заигрывание с Дядей Сэмом фатально запятнало ее репутацию. Она стала не столько автомобильной компанией, сколько символом показной добродетели.
Pontiac, Oldsmobile, Saturn и Hummer испарились, как и 20% прежней рыночной доли GM.
Chrysler в итоге был выкуплен Fiat и лишился Plymouth и затем Dodge.
Ford не понадобились деньги налогоплательщиков, но на всякий случай ему предоставили «кредитную линию».
Все они прогнулись.
Теперь грядет перенасыщение рынка – возможно, это как раз канарейка в шахте, вот-вот собирающаяся раскрыть клюв.
Состоянием на текущий месяц скопилось 4.2 млн новых непроданных автомобилей – на тревожных полмиллиона больше, чем… угадайте когда?
Остатки: у кого сколько?
Цифры отражают остатки легковых автомобилей в США на 1 апреля (за исключением Tesla)
*Включая Mitsubishi
†Предварительная оценка
В начале весны 2007 г. – как раз перед тем, как канарейка чирикнула. Вскоре после этого она упала замертво.
Люди снова резко перестали покупать автомобили. Вопрос: почему?
Ответ сейчас, как и тогда, весьма очевиден.
Люди не могут себе этого позволить.
В 2008 г. люди не могли себе позволить практически ничего. Экономика просела, потому что рухнул жилищный рынок и миллионы людей больше волновали ипотечные платежи, чем покупка автомобилей.
Дело было не в том, что GM продавала «пожиратели топлива» – грузовики и внедорожники. Точнее, дело было не в игнорировании GM рыночного спроса на меньшие и более эффективные автомобили. Людям нравились эти «пожирающие топливо» грузовики и внедорожники – в том числе «хаммеры», три разных версии которых GM очень успешно продавала.
Люди хотели их, поэтому GM их производила – и продавала.
Так же поступали Chrysler и Ford.
Здесь нет никакой высшей математики.
Но затем последовал жилищный обвал, и – вдруг – люди, хотевшие и покупавшие их, больше не могли этого делать.
Утверждать, что в этом виновата «большая тройка», – это манипуляция в духе Ральфа Нейдера (Ralph Nader).
Или злоумышленная попытка выдать желаемое за действительное в духе Нейдера.
В духе Нейдера постулировать, будто большинство покупателей автомобилей жаждут низкого расхода топлива, исключая все другие соображения, в том числе издержки достижения низкого расхода топлива.
Верить в это – такое же заблуждение, как верить в то, что большинство людей предпочитают гамбургеры с соей, а не с мясом, но Burger King не дает им выбора.
Как бы то ни было, частный банковский картель, контролирующий финансы США, – «Федеральная» резервная система (ФРС) – «решил» проблему, наводнив экономику бесплатными деньгами. То есть, еще большим долгом, только под низкие, а то и вовсе отсутствующие проценты.
Недоступные автомобили – пожирающие топливо или нет – стали казаться «доступными» благодаря добавлению 2-3 лет к сроку кредита, увеличившемуся в среднем от 5 лет до обвала до 6-7 лет после него. А также благодаря снижению процентов по этим продленным кредитам, упавших до исторических минимумов. Вместо 10-11% – как было на протяжении большей части 1990-х – процентные ставки по новым автокредитам вдруг опустились до 4%, а то и вовсе до нуля.
Против такого предложения трудно устоять!
Вот это были реальные дотации – хотя мало кто это понимает, так как это почти никогда не обсуждается. Возможно, потому что это приведет к более обстоятельному обсуждению тем, которые обсуждать не положено, таких как издержки «экономии топлива» или технологии «безопасности», принудительно встраиваемые в новые автомобили.
Дядя Сэм помог банковскому картелю, сделав то, что предлагал Хаксли (Huxley) в своем дальновидном романе «О дивный новый мир» (BraveNewWorld) (написанном почти 100 лет назад).
Спрос на новые автомобили «стимулировался»… посредством уничтожения как можно большего количества подержанных машин. Речь идет о пресловутой программе «Наличные за автохлам». Хотя некоторые машины действительно были «хламом» – старые и разваливающиеся, – большинство были просто с погашенным креди
«Наличные за автохлам»
Они могли прослужить еще много лет, но проблема – для банковского картеля и правительства – была в том, что по ним не совершались платежи.
Избавление от них – и предоставление их владельцам новых автомобилей (и новых кредитов) – решало эту проблему.
Но отрасль оживлялась за счет утаивания стоимости обслуживания кредитов – а следовательно, и издержек на новые автомобили.
До поры до времени.
Так могло продолжаться, только пока процентные ставки оставались низкими или нулевыми. Когда в середине прошлого года ситуация стала меняться, с ней стал меняться и спрос на новые автомобили. То был звоночек от канарейки. Даже небольшое повышение стоимости обслуживания кредитов делает издержки на новые автомобили намного более очевидными.
Или, скорее, намного более неизбежными.
Даже не разбирающийся в математике способен увидеть разницу между месячным платежом в $399 и $475 – и именно эти дополнительные $76 (или какой бы ни была сумма) заставляют людей колебаться, тогда как раньше они охотно подписали бы документы.
Крыса, так сказать, оказалась загнана в угол.
Больше невозможно поддерживать низкие или нулевые процентные ставки, потому что приток новых денег от ФРС разводняет стоимость уже имеющихся денег. Чтобы зарабатывать на обесценивающихся деньгах, необходимо взимать проценты, компенсирующие обесценивание суммы займа.
Увеличивать сроки автокредитов тоже больше невозможно.
Шесть лет – это уже и так слишком много с точки зрения любого, кто разбирается в математике. Спустя шесть лет средняя машина стоит уже меньше непогашенного баланса. Продолжать осуществлять платежи по такому кредиту – все равно что пытаться заправить бак с дырой размером с монету.
Что там говорил Кевин Костнер (KevinCostner) об отсутствии выхода?
На самом деле выход есть – но в этот раз для перезагрузки может понадобиться реальныйкрах:
Пусть рынок – а не Дядя Сэм – принимает решения о стоимости таких характеристик, как расход топлива и безопасность, – и пусть люди платят за то, чего они хотят.
Если новые автомобили станут более доступными – а так будет, если рынку позволить функционировать, – в утаивании издержек на них не будет необходимости. И также не будет необходимости заставлять налогоплательщиков финансировать воскрешение отрасли, ставшей неприбыльной из-за правительственных решений, а не из-за собственного неправильного истолкования рынка.
Между тем сейчас очень хорошее время для покупки новой машины… если вы можете себе это позволить.
оригинал
Добавлю, что парадигма потребления авто также меняется. В интернет мире им все меньше места. А городская среда требует все больших ежедневных трат за владение авто.