Переговоры в субботу 28 сентября между профсоюзом UAW и менеджментом GM не принесли известия о заключении соглашения. Забастовка на 55 предприятиях GM (48000 чел.) в США, начавшаяся 16 сентября, грозит продолжиться и на следующей неделе. Между тем транспортные компании в конце этой рабочей недели попросили быть все-таки готовыми к возобновлению поставок от поставщиков на случай заключения соглашения. Также в четверг менеджмент внезапно заявил о том, что продолжает выполнять обязательства по медицинскому страхованию для забастовщиков. Ранее GM пыталась давить на профсоюз и отказалась от выполнения оплат по медицинскому покрытию.
С чем связаны жесты доброй воли со стороны компании? В конце августа у дилеров компании было запасов готовых автомашин для продажи на 77 дней. Казалось бы, бастуй не хочу. Однако такое изобилие не наблюдается в полном объеме по всему ассортименту запчастей. Рабочие постпродажного обслуживания также бастуют. Неопределенность в связи с забастовкой влияет и на выбор потенциальных покупателей автомобилей. Они могут просто предпочесть продукцию конкурентов GM. Между тем фонд профсоюза имел на счетах в конце 2018 года 800 млн долл. При выплатах 250 долл. в неделю этих денег хватит и на год вынужденного отдыха.
Что требует профсоюз? Что хотят они закрепить в новом 4-летнем коллективном соглашении после истечения старого договора 14 сентября? Этот вопрос значим не только для компании, но и для Америки, а в широком смысле для пролетариата всего мира.
Дело в том, что центральный вопрос конфликта — это даже не повышение зарплаты, хотя этот пункт есть за столом переговоров. Больше всего работников волнует вопрос о статусе временных сотрудников компании. Работаю бок о бок с постоянными служащими, они получают гораздо меньшую зарплату, не имеют пенсионного плана, больничных и оплачиваемого отпуска и не участвуют в распределении прибылей. Профсоюз хочет, чтобы временные работники имели своего рода дорожную карту, перспективу получить те же права, что и постоянные работники. Например, постоянные рабочие, пришедшие на работу в GM после 2007 года, имеют возможность постепенно повысить зарплату с 17 до 28 долл. в час. Временный работник получает 15-19 долл.в час. Удивительно то, что временные рабочие составляют в GM только 7-10% рабочей силы, и их интересы так волнуют большинство, которое готово идти на жертвы ради солидарности. Впрочем, тренд на расширение временного найма может пугать сам по себе.
Второй важный пункт переговоров -это покрытие медицинских страховок. До сих пор рабочие GM покрывали из своего кармана только 3-4% расходов по страхованию, тогда как в среднем по Америке работники платят 28%. В новом договоре менеджмент предложил повысить степень участия работника в медицинском плане с 3 до 15%. Профсоюз этому противится, ссылаясь на нелегкие условия труда и, похоже, компании пришлось здесь уступить. Но менеджмент пытается сохранить низкий защитный статус для временных работников.
Есть также вопрос о перепрофилировании 2 заводов в США на производство электрокаров в Детройте и литиевых батарей Лордстаун (Огайо). Непонятно, что будет с условиями труда и его оплаты на перепрофилированных заводах, а также сроки реализации этих планов. Профсоюз настаивает, чтобы на эти заводы перенесли часть продуктовой линейки с мексиканских мощностей GM и указывает, что Ford и Fiat-Chrysler меньше ориентированы на Мексику чем GM.
General Motors — крупнейшая автомобильная корпорация США. Деятельность в 2018- первом полугодии 2019г. характеризовалась неплохими финансовыми показателями. Крупнейшая с 1970г. забастовка профсоюза UAW с 16 сентября 2019 г., разумеется, ухудшит показатели третьего квартала. День простоя обходится компании уже почти $50 млн прибыли ( компания получила 8,1 млрд долл. чистой прибыли в 2018 г.). Каждый день простоя означает невыпуск 8000 машин и около 8000 долл. упущенной валовой прибыли ( до выплаты налогов и процентов). Перед началом забастовки компания успела сделать крупные запасы готовой продукции и только 28% ее рабочей силы находится в США. Однако по мере продолжения простоя, издержки растут с 2 млн до 50 млн долл. в день из-за нарушений всей логистики процесса. Возникает угроза для кредитного рейтинга компании. К тому же в Южной Кореи частичную забастовку объявило на этой неделе 10000 рабочих GM. В Мексике работает на компанию 16000 человек. По отзывам, менеджмент пытается ускорить выпуск на заводе в Силао, но эти усилия натолкнулись на сопротивление мексиканских рабочих, которые отказались это делать в знак солидарности с американским профсоюзом.
Похоже, компании придется пойти на уступки профсоюзу, но они могут носить частичный характер, поскольку забастовщики также несут финансовые потери. Поэтому завершение забастовки станет позитивом для акции. Другими факторами позитива для GM могли бы быть следующие обстоятельства: 1) улучшение на авторынке Китае, где довольно успешно работает совместное предприятие SAIC-GM; 2) успехи в продвижении беспилотных автомобилей. GM активно участвует в предприятии GM Cruise LLC, которое получило разрешение в 2015г. на тестирование беспилотных автомобилей в Калифорнии. Снижение в первом полугодии 2019г. авторынка в США было менее выраженным, чем опасались. Второе же полугодие обещает быть сильнее. Августовские автопродажи в США были сильнее ожиданий за счет скидок, продаж грузовиков и кроссоверов. Стимулирующую роль играет и снижение базовой ставки ФРС.
Душин Олег