Блог им. Fuck_you_money
Сегодня Сергей Смирнов пообщался со своим давним приятелем Антоном Усковым, который уехал в Германию в 2013 году. Антон за эти годы успел купить и запустить два отеля в Германии.
Сергей выяснил все подводные камни инвестиций в недвижимость Германии и с помощью Антона развеял, некоторые мифы, которые обычно есть у российских инвесторов, пытающихся купить недвижимость в Германии.
Орфография и стиль автора сохранены.
Ты учился и жил в Германии, это конечно упрощало в некотором роде решение задачи, но всё-таки как ты искал первое задание под отель?
То, что я учился и жил в Германии, это ОЧЕНЬ упростило решение задачи. Самая главная ошибка масштабирования бизнеса на другую страну – это считать, что там все крутится и вертится по тем же законам, что и в России. Это равно выстрелу себе же в колено.
Второй важный момент – перед поиском необходимо сформировать для себя четкие критерии для выбора. Иначе потратишь много времени на красивые обертки, в которые завернуты отвратительные объекты. Искал я самостоятельно, так как география была широкой, а в Германии агентства недвижимости носят достаточно региональный характер.
Кроме того, я всегда любил делать все сам, но трюк этот лучше не повторять, так как для этого нужно хотя бы говорить на немецком без нижегородского акцента, а также уметь вести беседу с немцами даже в состоянии сильного алкогольного опьянения. Если ваш немецкий на уровне школьной программы или института, то так не получится. Схема была простая: я выбрал 10 объектов по своим критериям, все осмотрел лично, составил сравнительный анализ и выбрал.
Имея теперь опыт управления отеля, чтобы ты посоветовал самому себе, если бы имел возможность отправиться в прошлое? На что бы обратил внимание?
Честно говоря, доволен всем. Единственное, теперь я знаю, как осуществить все намного быстрее. Обкатанные схемы позволяют автоматизировать процесс.
Что было самым сложным в запуске отеля?
Не пойти по стандартному пути: купил, немного модернизировал, запустил. Все работает, а прибыль небольшая. Сложно было решиться на полную перезагрузку, потерять год на это, зафиксировать упущенную прибыль. Это психологически сложно после покупки. Хочется быстрее начать окупаться уже. А тут решаешься на еще большие траты, хотя отель был готов к старту сразу же. Он был работающим при покупке.
Кто основные твои клиенты?
90% это немцы, естественно. Пенсионеры, приезжающие по работе, отдыхающие. Германия страна равномерного развития, то есть предприятия работают везде, а значит и по бизнесу ездят по всей стране. Развит местный туризм. Немцы любят свою страну и каждые выходные изучают ее уголки. Конечно, есть и иностранцы, даже из России. В общем, срез очень разнообразный. Пенсионеров действительно много, у них, видимо, не российская пенсия.
Откуда они приезжают?
Да со всех уголков Германии и мира.
Какой средний чек?
Вот это очень важный вопрос. Средний чек за размещение 30 евро с человека за ночь, а вот ресторанный средний чек в среднем 35-40. Ресторан действительно больше приносит, чем гостиница. Но наиболее эффективны они вместе. Чек в ресторане немаленький. Удивлены? Рядом нет конкурентов вообще. Это был один из критериев поиска – составление карты конкурентов с оценкой расстояния удаления. Этому я научился у японцев. Они так делают даже для лавки со шнурками. Иными словами, моему клиенту выгоднее мне заплатить больше, чем ехать за 10-15 километров в другой ресторан. Но и цены нельзя завышать. Много приносит, естественно, алкоголь. У меня не городской отель, люди приезжают отдыхать, поэтому оставляют намного больше, чем в городе.
Средняя загрузка по году?
60-70 процентов, зависит от погоды. Но может быть и полная просадка до 20-30%, но это не часто и не долго. Плохо, если зима без снега. Я выбирал отель, чтобы он был эффективен круглый год. Поэтому выбрал тот, который интересен летней природой заповедника и зимними горнолыжными трассами.
На что больше всего обращают внимание немецкие туристы?
Качество во всем. Высшее качество. Сделано в Германии. Я сейчас, когда приезжаю в Россию, понимаю, что 99% гостиниц это уровень хостелов или ночлежек. Вот сейчас я пишу этот ответ, а в соседнем номере явно делают детей, конечно, отвлекают. Ребята, шумоизоляция изобретена уже давно. Немцы могут проверить пыль под кроватью, сфотографировать и выложить в сеть. Если вы предложить ему говно кофе, то есть вероятность, что это будет последний день успешного бизнеса. Если белье постельное не белое и не скрипит от чистоты, то тоже считайте, что все пропало. А если булочки привезли не рано утром к завтраку, а как здесь вчерашним днем, то могут и резко возмутиться. В общем, качество и еще раз качество. И доброжелательность. Вы знаете, в Германии можно любого чиновника уволить за недоброжелательность? А официанта тем более! И не натягивайте натянутую улыбку уставшего дальнобойщика, будьте доброжелательны искренне, это же ваши деньги идут к вам.
Требования к сервису, к чему придираются?
Как сказал, все должно быть на высшем уровне. И не думайте, что это только в 5 звездах. Нет! 5 звезд – это не качество сервиса, это ассортимент продуктов и сервисов. А качество везде должно быть отличным.
Ресторан стоит ли открывать при отеле? Или лучше апарт-отель?
Только с рестораном! Это более 50% прибыли. И это не так сложно. Немцы любят хорошо посидеть, поесть сытно и выпить. Зачем терять эту прибыль?
Как ты получал звёзды у отеля?
Есть немецкая ассоциации отелей, приглашаешь комиссию, у них четкие требования. Никакого субъективизма, оценивают, присваивают звезды. Кстати, немцы ценят именно немецкие звезды, так как знают, что это объективная оценка, а не международная, где не все так однозначно.
Поговорим вот о чем. Россияне полагают, что надо ехать в крупные города и покупать там апартаменты под сдачу. У тебя совсем другой опыт, небольшой городок. Почему?
Я очень сильно сомневаюсь, что апартаменты вообще окупят себя. Это вообще гигантская глупость. Масса вопросов сразу: как вы их сдавать то собираетесь? Кто этим будет управлять? После этого какая доходность останется? Хотите сами, а как без разрешения на работу? Там доходность будет как у сберкассы: вложил, а все сгорело. В крупные города надо заходить с крупными суммами: от 100-200 миллионов евро.
В чем заблуждаются инвесторы из России?
Во всем. Они не понимают принципов работы европейской в целом и немецкой в частности экономик. Они не знают особенностей управления зданиями в Европе. Они не знают особенностей банковской и юридической систем. Почему-то думают, что в Папуа Новой Гвинеи тоже все так же. Очень много фатальных ошибок делают. Пример: покупают здание, а не спрашивают энергетический паспорт. Сколько вы будете тратить на отопление? Расчет сделали? Какое отопление? Какой вид топлива? У нас часто такие вопросы задают? Нет, вообще об этом не думают. И есть большая вероятность, что вы тогда попадете сразу на весомую сумму на модернизацию системы отопления, так как впарят вам котельную из прошлого. Да, центрального отопления почти нет. И это правильно и эффективно.
У тебя был собственный бизнес в России, насколько сложнее вести бизнес в Германии. Вот к примеру у тебя ресторан при отеле. У нас можно сойти с ума чтобы открыть отель, как это в Германии решается?
В Европе бизнес вести реально легче. Там можно прийти в налоговую и поторговаться. Удивлены? Можно! И тебя не пошлют, а предложат варианты. Сделают скидку. В налоговой. Разрешительная система для людей, а не для чиновников в Германии. На многое лицензий и сертификатов вообще не надо. Очень многое в Германии делается на доверии. Но постарайтесь его не потерять, вход будет закрыт быстро. Недавно один знакомый юрист из Берлина рассказывал, что, да, налоговую в Германии можно обманывать года два-три. Потом машина заработает так, что не будете успевать счета юристов оплачивать. Но для прозрачного и честного бизнеса там открыты все двери. Нет идиотских проверок или невыполнимых требований по пожаробезопасности.
Есть ли сегодня интересные решения по инвестициям, если говорить о вложении русских денег?
Да, много. Кстати, кто сказал, что к русским деньгам плохо относятся? Не смотрите ОРТ, это неполезно. Очень много интересных проектов. Германия – ведущая европейская экономика, ее стабильность впечатляет. Она развивается и растет. Рост – это много новых и интересных проектов. Если говорить о бизнесе гостеприимства, о бизнесе гастрономии, то здесь рост в некоторых регионах вообще двузначный. Поэтому решения есть. И не только в Германии.
Как сложно завести деньги в Германию легально?
Если деньги на 100% легальные, то как в магазин сходить. Если не совсем, то для каждой проблемы есть свое лекарство. Но лучше довериться профессионалам, самостоятельные изыски могут закончиться сроком и вполне реальным. И полной потерей денег. Но любая проблема решаема в нашем очень глобальном мире.
Перечисли напоследок 5 типичных ошибок новичка в инвестициях в Германию.
Во-первых, он думает, что умнее немцев (мы то выросли/жили/выжили в 90-е, нас не обманешь) и поэтому сразу попадает на покупку неликвида. Какого-нибудь мега исторического здания с мега обременениями, а выглядит все красиво же. Во-вторых, он оценивает любой объект, как в России, а там важны другие критерии (я уже говорил, например, про энергетический паспорт). В-третьих, он не знает особенности налогового законодательства и неправильно конфигурирует систему бизнеса. В-четвертых, он не может сделать правильный выбор, не зная особенностей и географии страны. В-пятых, как турист он под впечатлением, а значит не очень адекватен. Из-за этого некоторые в такие проекты залезали, что удивляешься. Спросите, узнайте, учитесь на чужих ошибках.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал Fuck you money и первыми узнавайте все тонкости инвестирования в недвижимость.
Не та целевая аудитория.
это бред какой-то. проконсультироваться по вычетам, попросить рассрочку — можно. поторговаться — это бред какой-то
> Не смотрите ОРТ, это неполезно
Еще бы, ОРТ с 2002 года переименовали в первый канал, смотреть передачи из 2002 года сейчас вообще неполезно
Либо это очень старое интервью, либо человек имеет представление о бизнесе в Россиии, устаревшее на десятилетия. С 2002 года так много изменилось в лучшую сторону в России, особенно в налоговом администрировании, что опыт начала 2000х абсолютно нерелевантен