Сегодня проходя по улицам одного из региональных городов я понял, что поймал себя на мысли при наблюдении за различными заведениями связанными с питанием и напитками. Везде стали открываться пекарни, кафе и кофейни. В какой-то момент меня заинтересовали кофейни и я зашёл в одну из них под названием Шоколадница. В Москве Шоколодниц достаточно много, а в данном городе их было одна или две. Удивительно, но цены были практически московские, а вот чизкейк за 220 рублей был размером в три раза меньше чем маффин в Макдональдс. Кофе оказался в районе 250 рублей. Если учитывать, что я был не один, то счет вышел достаточно большой для простого перекуса, но проблема заключалась в том, что я готов был платить, но платить за то, чтобы было хотя бы качественно. Удивление и вопросы оставались в голове по-прежнему. В Москве не особо хочется отдавать деньги, когда просто пустышку дают, а вот когда это делают ещё и в регионе ( в том плане, что цены в простой кофейни, как в Москве), то возник диссонанс. Главный вопрос Как они выживают, эти кофейни с такими ценами? При том город региональный простой, без каких-либо крупных производств и тд.
Более того я находясь в Москве я всегда не понимал, как выживают некоторые сети кофеин, когда находясь там по делам 2-3 часа я всё это время наблюдал полу пустующие столики. Более того, иногда удивляешься, что сеть продолжает развиваться и люди покупают франшизы думая поднять бизнес.
Поэтому этот пост про финансы, а не про рассуждения, как вы изначально подумали. Кому-то этот пост поможет сберечь деньги, а кому-то может и нет ( дураки как говорится рынку нужны всегда).
В 2016 году на РБК выходила статья о сети Subway. Надеюсь большинство читателей её знают. Это сеть закусочных, где делают некоторый бутерброд по начинке, которую вы сами выбираете. Так вот в статье было написано, что для того, чтобы открыть закусочную Subway нужно около 5 млн рублей и данные денежки отбиваются за 2-3 года. В статье также описано, что из стартовых денег 1,5 млн рублей уйдет на ремонт, 2 млн на закупку оборудование, ещё около 250 тыс рублей на специализированное дооборудование. Владелец одной из франчайзи говорит в данной статье, что посещаемость точки около 80-300 человек в день. Выручка в месяц от 1-3 млн рублей. Рентабельность по чистой прибыли 8-10%. У другого собственника франчайзи рентабельность в районе 15%. Не знаю насколько полу рекламной была тогда статья, но давайте посмотрим, что пишет уже Forbes в 2019 году про Subway.
А Forbes пишет, что за последний год закрылся каждый десятый ресторан Subway. За год у Subway закрылось 48 ресторанов, а открылось всего 20. Нужно учитывать, что Subway закрывался в условиях растущего рынка быстрого питания в России. Если честно, проходя мимо Subway я и сам никогда не понимал почему там кто-то покупает это. Ведь это просто бутерброд и не за самые дешевые деньги. Вывод: убыточное направление с непонятной прибылью и с высокой вероятностью прогореть ( профукать) большую часть вложенных средств. А вы говорите, что фондовый рынок очень рискованный. Это конечно правда, но увы так везде… Причина возможного прогорева выбрав франшизу быстрого питания: 1) Высокая конкуренция. Вы вероятнее всего не сможете конкурировать с Макдональдс, KFC, Burger King. Если у вас нет ооочень крутой информационной пиар поддержки ( Black Star Burger как пример), то трижды подумайте. 2) Еда. Единственное чем вы можете выиграть в конкуренции, это если вы даёте уникальный продукт, который обожает потребитель. Вообще всё это можно расписать подробно, но не думаю, что это будет интересно большинству, поэтому всё коротко.
Здесь даже при наблюдении видно, что данная концепция была весьма странно для развития франчайзи, но...
Интересно также и другое направление… сеть кофеин. Ведь кажется, что кофейня это очень выгодно. Кофе стоит копейки, а стаканчик кофе стоит почти как полноценный обед. Казалось бы, открывай и радуйся… руби капусту… но не всё так просто.
Наблюдения это один из важнейших этапов. Вот иногда заходишь в Starbucks в Москве и несмотря на не слишком огромное количество народа, он всё же есть. Люди периодически заходят. Да, думаю Starbucks может себе позволить такое, но на мой взгляд сеть зашла в Россию немного поздновато с попыткой расширения. По крайней мере ранее я видел широкую модель распространения Шоколадницы и Кофе Хаус ( в последствии ставшим одним брендом). Ну да ладно… но у меня всегда вопрос был по другой сети кофеин. Это Даблби. Бывало, что помещения были не такие уж и маленькие, но народу там было относительно мало. Более того, я бы не сказал, что там присутствовала большая оборачиваемость людей. Глядя на это в голове сразу же возникал вопрос о том, что неужели они имеют такую прибыль, что могут себе позволить так жить. Но как оказалось не всё так просто. Если в 2017 году было масса восторженных статей о Даблби, то уже в 2019 году Рбк начал писать о проблемах тех людей, которые открывались по франшизе. Некоторые точки стали закрываться. Владельцы стали жаловать о проблемах в поддержке от основных владельцев. Те кто пробовал открывать точки зарубежом закрылись с убытком. Многие точки стали проблемными. Вы должны понимать, что мне нравятся концепции кофейни, но вот с точки зрения денежных показателей это может оказываться весьма проблемным активом. Что получается в итоге? Потеря большей части вложенных средств ( в некоторых случаях может быть потеря всех вложенных средств).
Поэтому в первую очередь перед открытием той или иной франшизы нужно проработать почти всё. Также как и с акциями. Ведь вы должны понимать, что покупая акции вы фактически покупаете франшизу ( образно) и для себя решить верите ли вы сами в этот бизнес. Действительно ли данный бизнес ( в котором работает компания) является тем, который вам необходим в портфель...
Существуют ещё ряд франшиз, которые на первый взгляд кажутся мега прибыльными. Я слышал про сеть кофеин с фотографиями клиента на стаканчике, сеть мобильных кофеин. Существуют различные бизнесы с различными фудтраками предлагающими высокие показатели прибыли, но здесь также присутствуют весьма жесткие подводные камни.
С даблби вообще все просто — там приезжие бабы каким то образом развели инвестора на открытие этих кафе и потом по взрослому его накуканили.