Блог им. Sergei789

Волновой анализ Эллиотта в классической музыке

Немцы (австрийцы), как известно, впереди планеты всей в классической музыке, а среди них первый — его величество Бетховен.
В частности — его девятая симфония, заслуженно признаваемая вершиной классической музыки.

Волновой анализ Эллиота, как известно, тоже не с бухты барахты изобретен — он отражает гармонию на рынке, психологию его участников.

Вот я и подумал — а нельзя ли их соединить?

Моя любимая версия — от Караяна и BPO
Состоит из пяти частей (есть другие варианты, в которых частей четыре — последняя расширенная). Как бы намекает :)

Первая часть — сонатное аллегро грандиозного масштаба. Героическая тема главной партии утверждается постепенно, рождаясь из таинственного, отдаленного, неоформленного гула, словно из бездны хаоса. Подобно отблескам молний, мелькают краткие, приглушенные мотивы струнных, которые постепенно крепнут, собираясь в энергичную суровую тему по тонам нисходящего минорного трезвучия, с пунктирным ритмом, провозглашаемую, наконец, всем оркестром в унисон (медная группа усилена — впервые в симфонический оркестр включены 4 валторны). Но тема не удерживается на вершине, скатывается в бездну, и вновь начинается ее собирание. Громовые раскаты канонических имитаций tutti, резкие сфорцандо, отрывистые аккорды рисуют разворачивающуюся упорную борьбу. И тут же мелькает луч надежды: в нежном двухголосном пении деревянных духовых впервые появляется мотив будущей темы радости. В лирической, более светлой побочной партии слышатся вздохи, но мажорный лад смягчает скорбь, не дает воцариться унынию. Медленное, трудное нарастание приводит к первой победе — героической заключительной партии (с)


Напоминает? Вершина первой волны.

Вторая часть — уникальное скерцо, полное столь же упорной борьбы. Для ее воплощения композитору понадобилось более сложное, чем обычно, построение, и впервые крайние разделы традиционной трехчастной формы da capo оказываются написанными в сонатной форме — с экспозицией, разработкой, репризой и кодой. К тому же тема в головокружительно быстром темпе изложена полифонически, в виде фугато. Единый энергичный острый ритм пронизывает все скерцо, несущееся подобно неодолимому потоку (с)

Я бы разметил вторую часть как продолжение первой волны, возможно, вторую вершину, или ГИП.

Наконец, пошла откатная волна 2. Представлена третьей частью симфонии

Впервые в симфонии Бетховен ставит на третье место медленную часть — проникновенное, философски углубленное адажио. В нем чередуются две темы — обе просветленно-мажорные, неторопливые. Но первая — напевная, в аккордах струнных со своеобразным эхом духовых, — кажется бесконечной и, повторяясь трижды, развивается в форме вариаций. Вторая же, с мечтательной, экспрессивной кружащейся мелодией напоминает лирический медленный вальс и возвращается еще раз, изменяя лишь тональность и оркестровый наряд. В коду (последнюю вариацию первой темы) дважды резким контрастом врываются героические призывные фанфары, словно напоминая, что борьба не завершена. (с)

Глубокая, практически до основания волны 1 коррекция… Подсказыает, что четвертая волна будет весьма короткой. Назревает третья волна. И вот она врывается!

О том же повествует и начало финала, открывающегося, по определению Вагнера, трагической «фанфарой ужаса». Ей отвечает речитатив виолончелей и контрабасов, словно вызывающих, а затем отвергающих темы предшествующих частей. Вслед за повторением «фанфары ужаса» возникает призрачный фон начала симфонии, затем — мотив скерцо и, наконец, три такта певучего адажио. Последним появляется новый мотив — его поют деревянные духовые, и отвечающий ему речитатив впервые звучит утвердительно, в мажоре, непосредственно переходя в тему радости. Это соло виолончелей и контрабасов — удивительная находка композитора. Песенная тема, близкая народной, но преображенная гением Бетховена в обобщенно-гимническую, строгую и сдержанную, развивается в цепи вариаций. Разрастаясь до грандиозного ликующего звучания, тема радости на кульминации внезапно обрывается новым вторжением «фанфары ужаса». И только после этого последнего напоминания о трагической борьбе вступает слово. (с)

Начало мощной, безоткатной третьей волны слабое, с постоянным отскоками — это первая подволна перед бурей — третьей в третьей! Прорывы вверх — фанфары — сменяются медленной мелодией — идет борьба, пока еще слабая и неуверенная, совершенно непонятно — куда двигаться. Но вот прекрасные ноты основной темы все чаще и чаще прорываются вверх, все сильнее разрастаются и звучат все громче!

Обрыв — и вступает хор. Оркестр теперь в полном составе!
Началась пятая, финальная часть симфонии
И — третья в третьей, самая мощная и длинная волна Эллиота, бьющая аж до 262 фибы от длины первой волны!

Внезапно хор обрывается, музыка стихает и возобновляется слабо, еле слышно. Вступает сначала одинокий голос из хора, затем его поддерживает весь оркестр и хор в полном составе. Музыка ускоряется, борьба нарастает. Это — пятая волна в составе мощной третьей. Развязка все ближе!

Музыка все драматичнее, скрипки сражаются между собой, затмевая хор. Идет бой за вершину третьей волны! И вот она взята, поддержанная на последнем издыхании быками, медведи отступают...

Музыка опять затихает, теперь мы слышим только хор… Начинается четвертая, короткая волна отката номер 4. Хор едва слышен, оркест почти умолкает… Валимся… Затишье перед бурей… медведи дрожат и уже не уверены в своей правоте...

Музыка смолкла… Мы слышим женские голоса, сначала один, потом вступает женский хор, к нему присоединяется мужской, хор разрастается, потом спадает… Идет пятая волна, слышите?

И вот он — окончательный прорыв! мощный, быстрый, стремительный, неудержимый! вот он финал!!!

Хор замолк, оркест мощно и быстро завершает симфонию и пятую волну. Браво!

http://www.youtube.com/watch?v=zgByZtpbxEc
2 комментария
Если не читали Пректера «Полный курс по закону волон Эллиотта», то, думаю, эта выдержка будет Вам интересна:

«Абсурдные кролики Фибоначчи всплывают в самых неожиданных местах. Эти числа, бесспорно, являются частью мистической естественной гармонии, которая приятно осязается, приятно выглядит и даже приятно звучит. Музыка, например, основана на 8-ми нотной октаве. На фортепьяно это представлено 8 белыми клавишами и 5 черными – всего 13. Не случайно, что музыкальная гармония, которая, как кажется, приносит уху величайшее удовольствие, является мажорным шестизвучием. Нота Е (ми*) звучит как соотношение 0.625 к ноте С (до*). Всего лишь на 0.006966 больше точного Золотого сечения, соотношения мажорного шестизвучия вызывают приятные колебания в улитке внутреннего уха – органа, который как раз имеет форму
логарифмической спирали. Непрерывное нахождение чисел Фибоначчи и золотой спирали в природе точно объясняет, почему пропорция 0.618034 к 1 так привлекательна в искусстве. Человек видит изображение жизни в
искусстве, которое основано на золотом сечении.»

А вообще интересную аналогию провели. Надо будет послушать)
спасибо :)
avatar

теги блога Sergei789

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн