Блог им. Koleso

Подъем Китая. Китайские нефтяные компании. Горящая спичка в комнате с бензином. Глава из книги: Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики

Глава 9 ПОДЪЕМ КИТАЯ

В конце 1990-х гг Китай быстро интегрируется в мировую экономику и начинает играть в ней новую, гораздо более значимую роль.

Первой публичное размещение акций провела самая крупная из компаний, PetroChina, новая дочерняя компания Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC). IPO прошло успешно.

Хотя в период расцвета «новой экономики» и бума доткомов нефтяной бизнес выглядел олицетворением старой экономики — застойным, неинтересным и погрязшим в вечном спаде из-за избыточных мощностей и низких цен.

в апреле 2000 г. акции были размещены, хотя и по самому нижнему порогу диапазона, и PetroChina стартовала как публичная компания, частично принадлежавшая международным инвесторам, но с контрольным пакетом у CNPC.

На следующий год были проведены IPO двух других компаний, также выведенных из-под крыла некогда единых министерств — Sinopec (Китайская нефтяная и химическая корпорация) и CNOOC (Китайская национальная компания по эксплуатации морских нефтяных ресурсов).

За десятилетие, прошедшее после IPO, PetroChina увеличила рыночную капитализацию в 100 раз. 

Такое увеличение стоимости отражало растущую значимость Китайской Народной Республики (КНР) на мировом энергетическом рынке и подъем самого Китая.

В 2010 г. он опередил Японию и стал второй по величине экономикой в мире.

Китай импортирует почти 60% потребляемого объема, и доля импорта растет вместе с увеличением спроса. В 2013 г. он стал крупнейшим импортером нефти. С 2000 по 2010 г. потребление нефти в Китае более чем удвоилось. 

В стране насчитывается больше 170 городов с населением более миллиона человек и несколько мегаполисов с населением свыше 10 млн. Ежегодно 20 млн китайцев мигрируют из сельской местности в города.

Ключевой проблемой президента КНР Ху было «создание 25 млн новых рабочих мест в год». Это ключевое условие дальнейшего развития и социальной стабильности.

Китайские нефтяные компании и правительство рассматривают обеспечение достаточных поставок нефти как национальный императив.

 Китай фактически не имел собственной нефти и был вынужден ее импортировать для удовлетворения своих потребностей. После победы коммунистической революции во главе с Мао Цзэдуном в 1949 г. США оказывали давление на другие страны, чтобы ограничить экспорт нефти в Китай, а когда началась корейская война, и вовсе его прекратить.

в пятилетних планах Мао развитие нефтедобывающей промышленности вошло в число главных приоритетов. 

Дацин: «великое празднество»

Но неожиданно в Маньчжурии на северо-востоке страны было обнаружено крупное месторождение нефти. Его назвали Дацин, что означает «великое празднество».

За Дацином одно за другим последовали другие месторождения, которые осваивались ускоренными темпами. Теперь Китай сам обеспечивал себя нефтью.

Хунвейбины

В середине 1960-х гг. Мао начал опасаться оттеснения от власти в результате провала экономической доктрины «Большого скачка», из-за которой страну охватил голод, унесший около 30 млн жизней. В 1966 г. Мао контратаковал и объявил войну самой коммунистической партии, заявив, что партийная власть была захвачена ренегатами «с буржуазным менталитетом». Для осуществления задуманной им «культурной революции» Мао мобилизовал молодых фанатиков в отряды хунвейбинов, которые принялись рьяно очищать общественные институты, предприятия, правительственные учреждения, университеты и саму коммунистическую партию от следов буржуазности. 

В конечном счете культурная революция зашла слишком далеко даже с точки зрения Мао – страна оказалась на грани хаоса и беспорядков, – и он использовал армию, чтобы устранить хунвейбинов.

Экспортировать столько нефти, сколько мы сможем

В 1971 году США искали выход из тупика вьетнамской войны и хотели создать противовес Советскому Союзу. Китай видел возможность укрепить свою стратегическую позицию в противостоянии с Советским Союзом и уменьшить риск «войны на два фронта» – с США и Советским Союзом.

Вице-премьер Дэн Сяопин пытался вернуть страну к работе. Китай нуждался в доступе к международным технологиям и оборудованию, чтобы модернизировать экономику и возобновить экономический рост. Но чем платить за импорт?

Страна должна «экспортировать столько нефти, сколько сможет. Взамен мы получим много полезных вещей»  – таков был ответ Дэна.

На тот момент Дэн был главным проводником новой стратегии открытости Китая.

Фундаментальный лозунг Дэна был исключительно практическим: «Неважно, черная кошка или белая, если она ловит мышей – это хорошая кошка».

После смерти Мао Дэн Сяопин стал фактическим лидером Китая. У него появилась возможность начать великое преобразование, которое должно было привести к интеграции Китая с глобальной экономикой. Историческое решение о начале политики «реформ и открытости» было провозглашено на третьем пленуме ЦК Коммунистической партии 11-го созыва в 1978 г.

Нефтяной промышленности отводилось центральное место в новой политике.

В 1989 г. на площади Тяньаньмэнь произошли кровавые столкновения с протестующими студентами. Из-за этих событий у партийного руководства ослабла решимость продолжать рыночные реформы.

Чтобы дать толчок забуксовавшему процессу реформ, в январе 1992 г. Дэн Сяопин осуществил свою последнюю большую кампанию – знаменитое «южное турне». Целью поездки была демонстрация беспрецедентных экономических успехов особой экономической зоны Шеньжень, которая постепенно превращалась в центр экспортного производства. На более фундаментальном уровне стояла задача снять клеймо позора со стремления зарабатывать деньги. 

Послание товарища Дэна было простым: «Единственное, что имеет значение, – это развитие экономики». Во время этой поездки Дэн Сяопин также сделал ошеломляющее признание – оказывается, он не читал библию коммунизма, «Капитал» Карла Маркса. «У меня никогда не было времени, – сказал он. – Я был слишком занят».

Конец самообеспечения

Китай начал активную интеграцию в мировое хозяйство.

1 января 1995 г. была создана Всемирная торговая организация, целью которой является снятие торговых барьеров и содействие международной торговле и инвестициям. Мировая торговля росла намного быстрее, чем мировая экономика.

Хотя Китай официально присоединился к ВТО только в 2001 г., к тому моменту он уже стал ключевым звеном в новой системе глобальных цепочек поставок.

Если два столетия назад «мастерской мира» была Великобритания, то теперь ее место занял Китай. 

К 1993 г. национальная нефтяная промышленность перестала успевать за потребностями быстрорастущей экономики. В результате Китаю пришлось отказаться от экспорта нефти и превратиться в импортера.

Это была потеря лица. Однако эксперты сказали: “Невозможно быть самодостаточными во всем. Что-то вы экспортируете, а что-то должны импортировать”».

Это подчеркнуло необходимость дальнейшей модернизации структуры нефтяной промышленности.

Фундамент для такого перехода был заложен еще в 1980-е гг. Тогда из-под крыла министерств были выделены три государственные компании: Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC), Китайская нефтяная и химическая корпорация (Sinopec) и Китайская национальная компания по эксплуатации морских нефтяных ресурсов (CNOOC).

В скором времени все три компании осуществили IPO на международных рынках и перешли в частичную собственность акционеров со всего мира. Ставшая публичной дочерняя компания CNPC получила новое название – PetroChina, а Sinopec и CNOOC использовали для своих публичных дочерних компаний существующие названия. 

Стратегия выхода в мир: идти на двух ногах

Первые шаги Китая за границей были небольшими.

 Нефтедобывающая промышленность развивалась под лозунгом «Идти на двух ногах», т. е. развивать национальную промышленность и одновременно осуществлять международную экспансию.

Сегодня китайские нефтяные компании активно работают на африканском континенте и в Латинской Америке, в соседнем Казахстане, в России. В Туркменистане они разрабатывают месторождения природного газа.

Кроме того, они стараются быть предпочтительными партнерами, предлагающими значительные «дополнительные выгоды», особенно на африканском континенте. Они приносят с собой финансируемые государством программы развития, помогая строить железные дороги, порты и автомобильные дороги.

Критики обвиняют Китай в колонизации Африки. Китайцы отвечают, что они помогают создавать рынки для африканского сырьевого экспорта.

В рекордные сроки были построены новые трубопроводные системы, по которым нефть и газ из Туркменистана и Казахстана стали поступать в Китай. По российскому трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан стоимостью $22 млрд, по которому нефть перекачивается на тихоокеанское побережье (главным образом для поставки в Японию и Корею), нефть идет и в Китай в обмен на кредит размером $25 млрд, предоставленный Китаем.

Горящая спичка в комнате с бензином

В 2005 г. между Chevron и CNOOC разгорелась борьба за приобретение крупной американской независимой компании Unocal, которой принадлежали значительные добывающие активы в Таиланде и Индонезии, а также в Мексиканском заливе.

Длившаяся несколько месяцев борьба закончилась победой Chevron, которая предложила за Unocal меньше, а именно $17,3 млрд.

Поглощение вызвало ожесточенные политические дебаты в Вашингтоне. Соперничестве за Unocal, «оказалась горящей спичкой в комнате, облитой бензином». Новость спровоцировала взрыв антикитайских настроений на Капитолийском холме, где Китай давно был больной темой.

В 2012 г. было объявлено о покупке Nexen, крупной канадской нефтегазовой компании, за $15,1 млрд. На тот момент это была крупнейшая китайская энергетическая сделка.

Международные национальные нефтяные компании

Генеральные директора китайских нефтяных компаний имеют чин вице-министров в правительстве, многие занимают высокие посты в коммунистической партии. 

китайские нефтяные компании представляют собой гибриды, нечто среднее между привычными международными нефтяными компаниями, и принадлежащими государству национальными нефтяными компаниями.

Они стали ярким примером новой категории игроков на этом рынке – международных национальных нефтяных компаний. 

Китайские компании будут становиться все более крупными и значимыми игроками, разумеется, они будут конкурировать, но им придется делить сцену с американскими, европейскими, ближневосточными, российскими, азиатскими компаниями – и зачастую в качестве партнеров.

Вся зарубежная добыча Китая не превышает объема добычи одного супермейджера.

Бóльшая часть добываемой за рубежом нефти продается на мировых рынках по существующим на них ценам.

Конечный пункт поставки определяется самой выгодной ценой, на местном и международном уровне, с учетом стоимости транспортировки.

Китайские инвестиции и усилия по увеличению поставок нефти на рынок способствуют стабильности на глобальном рынке. 

К тоиу же, 75 % всей добываемой Китаем нефти извлекается на территории Китая.

Это новые реалии глобальной экономики – Китай как растущий потребитель нефти, Китай как все более значимый участник глобальной нефтяной промышленности. Шок спроса 2004-2008 год. Хеджеры против спекулянтов. БРИК. Нефтяной пик. Нефтяной дотком. Великая рецессия

Другие главы книги 
КАСПИЙСКОЕ ДЕРБИ https://smart-lab.ru/blog/618836.php
Чавес. Начало https://smart-lab.ru/blog/618918.php 

Чавес во власти https://smart-lab.ru/blog/618939.php
ТНК-BP: 50 на 50 https://smart-lab.ru/blog/618784.php
ВОЙНА В ИРАКЕ 2003 год. https://smart-lab.ru/blog/619116.php
Шок спроса 2004-2008 год. Хеджеры против спекулянтов. Нефтяной дотком. Великая рецессия https://smart-lab.ru/blog/619273.php

P.S. Электронная книга «В поисках энергии: Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики» Дэниел Ергин t-do.ru/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе! 


теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн