Блог им. Albus
Нефть в армяно-азербайджанском конфликте
США и Великобритания были крайне недовольны тем, что азербайджанская нефть, добываемая в Каспийском море, поставлялась на мировой рынок через Россию. Для этого использовался нефтепровод Баку-Новороссийск с выходом в Чёрное море. Страны запада всеми силами лоббировали альтернативный проект. В конечном итоге он был успешно реализован. Нефть Каспия стала проходить мимо нашей страны. Это нитка – Баку-Тбилиси-Джейхан. Она была введена в эксплуатацию в 2006 году. Нефть по трубам идёт из Азербайджана в Грузию, а оттуда в Турцию. И на юге Турции выходит в Средиземное море. Нефтепровод на карте выглядит криво. Он проложен не по прямой. Страны строили его так, чтобы он огибал Армению. Турция и Азербайджан были категорически против того, чтобы нефть прокачивалась по её территории.
Доля Азербайджана в этом проекте всего 25%. Остальное принадлежит международным нефтяным гигантам, таким как Бритиш Петролеум, Тоталь, Статоил. Бритиш Петролеум кроме того, что это крупнейший акционер, ещё и является главным оператором этой стратегически важной трубы. С тех пор как она была задействована, поставки нефти по старому направлению (Баку-Новороссийск) резко упали. Они не стали нулевыми, что-то качается, но объёмы использования упали в несколько раз.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Не только азербайджанская нефть идёт в Турцию по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. Когда он был построен, к поставкам подключился и Казахстан. Казахская нефть танкерами переправляется через Каспийское море и затем на территории Азербайджана заливается в трубы, давая им дополнительную загрузку. Для справки отмечу, что параллельно с нефтепроводом строился и газопровод. Он называется Баку-Тбилиси-Эрзурум и Он тоже предназначен для обхода России. Начинается в Азербайджане, идёт через Грузию и попадает в Турцию. Обе нитки (нефтяная и газовая) проложены рядом и идут на расстоянии друг от друга от 10 до 30 метров.
В свете обострившейся ситуации в Нагорном Карабахе на сайте агентства Блумберг появилась статья на эту тему.
Она называется так: Почему ставки возросли в Азербайджано-Армянском конфликте. Автор Марк Чемпион приводит карту, на которой видно, что обе трубы – нефтяная и газовая — пролегают совсем близко от границы Нагорного Карабаха, всего 48 километров. Это в пределах досягаемости артиллерии. Одно попадание, и поставки нарушатся.
Несколько дней назад генеральная прокуратура Азербайджана обвинила Армению в нанесении ракетных ударов по этому нефтепроводу. Вот что сказано в сообщении (далее цитата): вооружённые силы Армении нанесли ракетные удары по части нефтепровода, но в результате решительных мер азербайджанской армии эта попытка террора была пресечена. Любопытно, что Нагорный Карабах эти обвинения отверг. Мол это объект гражданского назначения, а они поражают только военные цели.
Такой ответ не удивителен. Армянская сторона знает, что обе трубы – нефтяная и газовая – стратегический проект не только Турции и Азербайджана, но и западных стран. За ним стоят большие интересы. Это не только деньги международных компаний. Здесь большая геополитика. Труба нужна, чтобы каспийские нефть и газ шли мимо России. В Армении и Карабахе это понимают. Если нанести удар по трубам, Азербайджан получит сильный экономический удар. Но негативные последствия для Армении тоже будут велики. Конфликт из локального сразу станет глобальным. Вырастут цены на нефть, нарушатся поставки углеводородов в Европу. Возобновится полная загрузка нефтепровода Баку-Новороссийск (страшный сон Британии и США). Это ухудшит восприятие Армении международным сообществом и ослабит её позиции в противостоянии с Азербайджаном. Поэтому трубам скорее всего ничто не угрожает. Рядом с ними ни пуля не пролетит, ни снаряд не разорвётся. Транспортировка нефти и газа по ним продолжится без каких-либо проблем.
Дорогое топливо в Крыму
Глава Крыма Сергей Аксёнов недавно отметил, что нефтепродукты на полуострове одни из самых дорогих в Российской Федерации. У этого много причин, одна из них в том, что прибывающий к нам грузовой транспорт с топливом обратно едет пустым. Ему есть что везти в Крым, а вот возвращение – это дорога вхолостую. Приходится за перевозку бензина брать больше денег, чтобы поездка была рентабельной. Есть и другие факторы, из-за которых у нас дорогое топливо. У Крыма нет собственной нефтедобычи, нет НПЗ по производству горючего, нет крупных сетевых игроков с низкими ценами. У нас работают АЗС только тех участников, у которых бензин и дизель покупной, а не собственного производства.
Рассмотрим цены более детально. Сравним Республику Крым и Севастополь с другими субъектами Федерации. Все цифры – средние по региону.
Увы, по бензину АИ-95 мы входим в первую десятку самых дорогих. У Севастополя 6-е место, у Республики 7-е. Около 52 рублей за литр. Выше нас только Чукотка, Магаданская область, Якутия, Сахалин, Камчатка. Там тоже либо мало крупных вертикально интегрированных холдингов, либо нет совсем. Рынок в руках мелких компаний, представляющих вторичный рынок топлива, а не первичный.
Самый дешёвый бензин АИ-95 в двух городах страны – в Томской области и Алтайском крае. Близость к месторождениям нефти, наличие НПЗ, развитая сеть АЗС, конкуренция между заправками обуславливают рекордно низкие цены на этот вид топлива: 43/43,5 рубля за литр. Также очень дёшево в Республике Алтай, Челябинской, Кемеровской, Курганской областях. В Краснодарском крае, с которым часто сравнивают крымские цены, АИ-95 стоит 48,36. То есть примерно на 4 рубля дешевле, чем на полуострове.
По дизельному топливу в Крыму ситуация гораздо лучше. По нему наш регион в десятку самых дорогих не входят. У Севастополя 15-е место с ценой 50 рублей 13 копеек, у Республики Крым 21-е. По последним замерам средняя цена у нас 49 рублей 73 копейки. Это всё равно дорого. По соседству в Краснодаре 45,98.
Так что нам ещё сглаживать и сглаживать это географическое различие.
Что касается динамики цен, то здесь картина следующая. В Республике Крым средняя цена 52 рубля 17 копеек.
Несколько недель она держится на одном уровне, не растёт и не падает. Но до этого был стремительный подъём, и в целом за год динамика почти +6%. По дизельному топливу картина иная. Если сравнивать этот октябрь с предыдущим, то за год цены даже чуть-чуть упали. Мы хорошо помним, что дизель в 2019 году на фоне повышения НДС поднимался выше психологической отметки 50 рублей за литр. Но затем сдал назад. Сейчас он держится в районе 49,73.
Нефть в Крыму
Не стоит мечтать, что когда-нибудь в Крыму будет своя нефтедобыча и нефтепереработка. Месторождения у нас есть, но большого экономического значения они не имеют. В то же время опыт извлечения из недр жидких углеводородов на полуострове есть. Частью истории нашего края является нефтяной промысел на Чонгелекском месторождении. Это Керченский полуостров. Там добывали горючую жидкость с незапамятных времён, ещё в годы Боспорского царства. Бурить землю для этого было не нужно. Пахучее вещество било наружу из нефтяных источников и грязевых сопок.
Двигателей внутреннего сгорания тогда ещё не было. То, что в будущем назовут чёрным золотом, имело скудное применение. Нефть сжигали в светильниках, ею смазывали телеги и двери, чтобы те не скрипели. Нефть использовали в лекарственных рецептах (вряд ли они были эффективны, но больного было легко убедить, что эта волшебная горючая жидкость имеет целебные свойства). Украинские чумаки смазывали нефтью одежду, чтобы отгонять вредных насекомых – комаров, мух, блох. Поэтому долгое время добыча нефти на Керченском полуострове была кустарным народным промыслом. Никто ею особо не занимался.
Но во второй половине XIX века в мире вспыхнула нефтяная лихорадка. Ценность давно известной маслянистой пахучей жидкости резко возросла. В Крым пришли крупные инвесторы и начали активное изучение недр. Среди них даже был знаменитый предприниматель Альфред Нобель. Он купил на Керченском полуострове несколько перспективных участков.
Нефть в тех краях и правда находили и даже добывали. Скважин пробурили много, но ни одна из них не озолотила тех, кто её разрабатывал. Запасов было не достаточно для построения крупного бизнеса. Многие скважины начинали бить бурным фонтаном, но он быстро иссякал. Часто под землёй находили следы нефти, но ничего больше. Из-за специфики почв постоянной проблемой было быстрое засорение труб илом. Начать серьёзную нефтедобычу никому так и не удалось. Даже сейчас на Керченском полуострове есть места, где нефть выходит на поверхность из-под земли и образует лужицы. Мощность таких участков — бидон в сутки. Маловато будет.
Компания Черноморнефтегаз эксплуатирует запасы нефти на востоке Крыма. Масштаб промысла – 500 тонн в месяц. Это крайне незначительный объём. Всё что добывается, потребляется внутри компании на её собственные нужды. Так что зависимость полуострова от внешних поставок горючего в обозримом будущем сохранится. Но сглаживание цен между соседними регионами – Крымом и Краснодарским краем, всё же неизбежно. По мере развития сети заправок, улучшения логистики, снижения транспортных расходов это будет происходить.
Более того, это уже происходит. Я говорил о том, что в российском рейтинге регионов по дороговизне дизельного топлива Республика Крым сейчас находится на 21 месте. А ведь ещё год назад было иначе. Крым по дороговизне дизеля занимал 11-е место. За год ситуация с этим видом топлива изменилась в лучшую сторону. Как я уже говорил, оно у нас даже подешевело. Это тот рейтинг, в котором хочется и дальше сползать вниз. Будем надеяться, что ситуация на крымском рынке топлива будет улучшаться.
--
Мой блог на Яндексе
Своя добыча, своя переработка.
Единственная причина — отсутствие конкуренции со стороны ВИНКов. Ну не 4 рубля же с литра стоит доставка топлива из Краснодарского края в Крым.
А почему в Крыму нет ВИНКов, думаю, никому объяснять не надо.
Крымский полуостров если получит мировое согласие на торговлю — вот тогда чьи-то «штаны» от красной задницы воспламенятся!!!
Природные ресурсы и достопримечательности ещё никто не отменял!
чего нет — можно создать