Блог им. point_31
Игровой сектор является одним из самых перспективных и интересных для инвесторов. По данным на конец 2019 года, количество игроков составляло порядка 2,9 млрд человек по всему миру. Индустрия развивается двузначными темпами. По оценкам аналитиков, объем рынка компьютерных игр вырос на 18% в 2020 году до $180 млрд. За последние 5 лет средние темпы роста составляют 11%. При этом, на сегмент мобильных игр уже приходится 45% и эта доля постоянно растет.
Игровой сектор — один из самых быстрорастущих среди всей индустрии медиа и развлечений. 2020-й год показал интерес со стороны пользователей, как на карантине, так и после него. По оценкам экспертов, среднее игровое время выросло на 30–40%. Отдельно стоит отметить рынок киберспорта, который с пандемией и отменой многих спортивных мероприятий, набирает обороты. Если в 2019 году объем рынка был в пределах $1,1 млрд, то уже к 2024 прогнозируется на уровне $2,3 млрд.
Одной из главных задач, которая стоит перед инвесторами — определение перспективных и динамично-развивающихся компаний. Дополнительные сложности создает доступность на биржах. Половина компаний в принципе не доступна для покупки с обычных брокерских счетов. Для этого нужно переходить к зарубежным брокерам, что иногда создает трудности. Также часть компаний доступна только квалифицированным инвесторам, коих в нашей стране единицы.
Самая оперативная информация в моем Telegram
Тем не менее, давайте попробуем изучить самых ярких представителей отрасли, но для этого нужно еще условно разделить компании по секторам:
— Разработка и дистрибуция видеоигр (издание)
— Создание и обслуживание тех инфраструктуры
— Маркетплейсы и обработка транзакций
— Организация киберспортивных мероприятий
— Создание и продажа оборудования для игр
— Облачный гейминг
Для себя я выделил ряд компаний с высоким потенциалом роста и уже добавил их в портфель. Первой залетела Electronic Arts, второй Take-Two. Разборы этих компаний уже есть на канале и возвращаться к ним не будем.
На самом деле компаний, занимающихся созданием, разработкой и распространением компьютерных игр великое множество. Большая их часть располагается в Китае и Японии. Как я уже говорил, многие не доступны для покупки, не прибегая к открытию счетов у полулегальных брокеров. Но в этом разборе уделим внимание самым перспективным, а уже как их покупать, вопрос второй.
Далее, я дам краткое описание компаний и их доступность частным инвесторам. Вы можете сохранить этот материал и возвращаться к нему по мере надобности. Итак, поехали:
Electronic Arts #EA и Take-Two #TTWO
Эти две компании разбирал в отдельных статья и особого представления они не требуют. Обе уже активно прибавили у меня в портфеле. Статьи с разбором, можете прочитать тут - EA и тут - Take-Two.
📈 акции Take-Two торгуются на бирже NASDAQ
📈 акции EA торгуются в том числе на Московской бирже
❗️доступно неквалифицированным инвесторам
Zynga #ZNGA
Американский разработчик компьютерных онлайн-игр. Перспективное и маржинальное направление. На конец 2020 года более миллиарда игроков играли в тайтлы от компании Zynga. Одни из самых популярных CSR Racing, Empires & Puzzles и Zynga Poker. Несмотря на рост выручки, прибыль компании нестабильна, а в 2020 году компания вообще получила большой убыток в $380 млн.
📈 акции торгуются на бирже NASDAQ
❗️не доступно неквалифицированным инвесторам
AMD #AMD и Nvidia #NVDA
Объединим в одном абзаце две крупнейшие компании, производящие оборудование, пользующееся спросом у геймеров. Но не только частным пользователям нужна продукция компаний. В развитии инфраструктуры компании тоже принимают непосредственное участие. У Nvidia есть преимущество в виде развития проектов в сфере облачного гейминга. Проект получил название NVIDIA GeForce NOW. С развитием технологий будет получать новых пользователей и драйверы роста.
📈 акции торгуются на Московской бирже
❗️доступно неквалифицированным инвесторам
Activision Blizzard #ATVI
Одна из самых крупнейших и популярных компаний игрового сектора. Получилась благодаря слиянию Vivendi Games и Activision. Помимо новых тайтлов, компанию обеспечивают такие франшизы, как Call of Duty, StarCraft, Hearthstone и Overwatch. Многие из этих игр представлены в киберспортивных дисциплинах. Успешно построенная система внутриигровых и подписочных покупок позволяет Activision Blizzard получать стабильные денежные потоки. В 2020 году выручка установила свой максимум в $7,6 млрд, увеличившись с 2015 года на 64%. Прибыль не показывает такой стабильный рост, однако, за 20-й год опять же рекордная — $2,2 млрд. В добавок компания платит символические дивиденды.
📈 акции торгуются на бирже NASDAQ и Московской бирже
❗️доступно неквалифицированным инвесторам
Google #GOOGL, Apple #AAPL, Microsoft #MSFT
Интернет-гиганты также стараются не упускать из вида перспективный сегмент. Отдельно останавливаться на каждой не будем. Это их не профильный бизнес, поэтому лишь перечислим проекты. В 2019 году Google выпустил свой сервис для облачного гейминга под названием Stadia. Apple вообще начал разрабатывать свои игровые продукты. Запуск Apple Arkade ознаменовал старт работы в этом направлении. Ну а Microsoft и его игровая консоль Xbox уже давно конкурентоспособены. Компания производит контент, оборудование и ПО, которое использует сама и другие компании отрасли.
📈акции торгуются в том числе и на Московской бирже
❗️доступно неквалифицированным инвесторам
Далее поговорим о компаниях Азиатского региона, а весь список компании, торгующихся на биржах США, можете посмотреть по ссылке…
Не останавливаемся, продолжаем изучать игровой сектор и далее у нас компании, которые родом из Китая, Японии и Сингапура.
Tencent #700NK
Крупнейшая инвестиционная компания Китая, владеющая социальными сетями, платежными системами и приложением WeChat. Деятельность простирается за грани игрового сектора, однако и на нем чувствует себя не плохо. Компания владеет разработчиком Riot Games, чья игра League of Legends является самой популярной в мире, с базой геймеров в пол миллиарда человек. Мобильный сегмент тоже хорошо представлен. Большие средства вливаются в разработку именно мобильных приложений. Дополнительно Tencent активно развивает облачный гейминг. Площадка Start уже активно набирает обороты. Динамика выручки и прибыли впечатляет и растет год к году. В 2020-ом на 28,3% и 37,1% соответственно.
📈 акции торгуются на Гонконгской фондовой бирже
❗️не доступно неквалифицированным инвесторам
Sea #SE
Компания разработчик и издатель компьютерных игр. А точнее владелец компании, которая производит и распространяет игры. Называется она Garena и располагается в том же Сингапуре. Компания приложила руку к таким проектам, как League of Legends, FIFA Online 3 и мобильной Garena Free Fire. Garena не только предоставляет доступ к популярным играм, которые она разрабатывает, но и локализует другие проекты. Кроме того, Garena является ведущим организатором киберспорта. Динамика выручки впечатляет. С 2014 года она увеличилась в 20 раз. Чего не скажешь о прибыли. За счет высоких издержек на производство и постоянных кап. вложений, прибыль компании находится на отрицательной территории уже 7 лет к ряду. Глубоко убыточная компания по-прежнему на плаву и переписывает свои исторические максимумы.
📈 акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже
❗️не доступно неквалифицированным инвесторам
Sony #SNE
О компании хотелось бы сказать отдельно. Действительно, подразделение гейминга занимает в общей выручки незначительную долю, однако компания хорошо представлена в секторе. В основном за счет своей игровой консоли PlayStation. Недавний успешный релиз 5-й версии добавляют позитива. Хочется отметить, что Sony не только продает игровые приставки, но и активно разрабатывает игры под свои консоли. Ну и куда же без облачного гейминга, у компании есть свой сервис под названием PS Now.
📈 акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже
❗️не доступно неквалифицированным инвесторам
Netease #NTES
Китайская медиа компания. Предоставляет интернет-услуги и разрабатывает онлайн-игры. Основной упор делается на мобильный гейминг. Релизов и проектов у компании много, но громких тайтлов не публикует уже давно. Финансовые показатели стабильны. В 2018 году был пик выручки, однако, 2019 и 20-й год лидируют по прибыли. По мультипликаторам самая «дешевая» в секторе. Плюс платит дивиденды.
📈 акции торгуются на бирже NASDAQ
❗️доступно неквалифицированным инвесторам
Nintendo #7974
Одна из старейших игровых компаний в мире, начинавшая еще с игральных карт в далеком 1889 году. В современности, Nintendo — японский разработчик игровых консолей и игр. Nintendo продолжает активно развивать портативную консоль Switch и контент под нее. Самыми популярными современными тайтлами стали Super Mario Odyssey, Легенда о Зельде и серия The Pokémon. По данным Nintendo, cо времени запуска игровой приставки было продано более 300 млн игр. Финансовые показатели компании в 2020 году начали ускоренный рост. Выручка увеличилась на 73,3%, а прибыль вообще в 3,4 раза.
📈 акции торгуются на Токийской фондовой бирже
❗️не доступно неквалифицированным инвесторам
Не устали? Отлично, двигаемся дальше. Следующая пачка компаний из Европы.
CD Project Red #CDR
Крупнейший европейский разработчик компьютерных игр. Самый популярный продукт — ролевая игра «Ведьмак». Вторым крупным проектом польских разработчиков стал «Cyberpunk 2077» Однако, с релизом игры было ряд трудностей. Из плюсов можно заметить комплексный и педантичный подход к разработке игр. Выручка компании лишь в 2020 году начала выправляться. С 2015 года сложилась в два раза к 2018 г. Прибыль повторяет динамику и за 2020 год добавляет больше 50%.
📈 акции торгуются на Варшавской фондовой бирже
❗️не доступно неквалифицированным инвесторам
Playtika #PLTK
Динамично-развивающаяся израильская компания, специализирующаяся на разработке условно-бесплатных мобильных игр. К ее разработкам относятся игры в жанре «казино». Компания активно занимается покупкой перспективных проектов, а уже в 2021 году был зафиксирован рост числа активных пользователей до 35 млн человек в месяц. За последний год выручка увеличилась на 21%. Однако, за счет сильного роста операционных расходов, прибыль сократилась в 6 раз.
📈 акции торгуются на бирже NASDAQ
❗️не доступно неквалифицированным инвесторам
UbiSoft #UBIP
Французский разработчик и издатель компьютерных игр. Наиболее популярные франшизы: Assassin's Creed, Tom Clancy's и Far Cry. Все тайтлы компании пользуются спросом и приносят ощутимую прибыль компании. 2020-й год стал не самым лучшим для UbiSoft. Выручка сократилась на 13,6%, а вот операционные расходы остались на уровне прошлого года. Из-за этого компания получила убыток по операционной деятельности, впервые с 2017 года. UbiSoft яркий пример того, что мало выпускать популярные игры, но надо в то же время справляться с выросшей нагрузкой и поднимать маржинальность.
📈 акции торгуются на бирже Euronext (Франция)
❗️не доступно неквалифицированным инвесторам
Mail Ru Group #MAIL
Наконец, единственный российский представитель в списке — Mail. Все игровые продукты сегодня объединены под брендом MY.GAMES, включающим более 150 игр для ПК и мобильных устройств. Компания постоянно совершает покупки перспективных команд и проектов, дабы расширить свою экосистему. Большой упор разработчики делают на мобильный сегмент. Одной из самых популярных мобильных игр стала Hustle Castle, с ежемесячной выручкой в 3 млрд рублей.
📈 депозитарные расписки торгуются на Московской бирже
❗️доступно неквалифицированным инвесторам
Для тех инвесторов, которые не хотят разбираться какая компания надежней и перспективнее, создано несколько ETF фондов, базовый актив которых — акции на компании игрового сектора. И о них, далее.
ETF VanEck Vectors Video Gaming and eSports #ESPO
Это американский фонд, который специализируется на отслеживании индекса видеоигр и киберспорта MVIS (MVESPOTR), а также компаний, разработчиков видеоигр, оборудования и программного обеспечения. В составе имеет 25 компаний, а первые 10 набирают вес 62% и состоят в основном из компаний торгующихся на бирже США. Подробнее о фонде и его составе можете прочитать на их сайте.
ETFMG Video Game Tech #GAMR
Похожий на предыдущего представителя фонд, который состоит из акций 72 предприятий из данной сферы. Отличие в более широкой диверсификации и отслеживании индекса EEFund Video Game Tech™ Index. Подробнее о фонде и его составе можете прочитать на их сайте.
Это не полный список компаний, которые стоит рассматривать, но наиболее понятный и перспективный. Далее, подведем итог и выберем несколько представителей, которых я добавлю в портфель.
Заключение
Действительно, игровой сектор представляет интерес для частного инвестора. Есть большое количество компаний, которые интересны для покупки. В моменте, многие переоценены, но сохраняют потенциал долгосрочного роста. Основная наша задача выбрать самые сильные.
Не все компании попали на мой разбор, а некоторые вообще не публичные и не торгуются на бирже.К таким я могу отнести Valve, которая владеет маркетплейсом Steam или перспективную Epic Games, владеющую одной из самых популярных игр Fortnite. Если данные компании будут выходить на IPO, я с удовольствием добавлю их в свой портфель, но пока остается только ждать.
Из тех, которые торгуются на бирже и доступны для неквалифицированных инвесторов, я уже добавил Electronic Arts #EA и Take-Two #TTWO. Это что касается американских компаний. Мой выбор также пал на нашу Mail Ru Group #MAIL. Компания — единственный представитель сектора в РФ и имеет большой потенциал роста в этом направлении. Долю компании планирую наращивать и в дальнейшем.
Если исключить такой фактор, как доступность для неквалифицированных инвесторов и открыть счет в том же IB, то преимущество отдал бы компаниям Tencent #700NK, CD Project Red #CDR, Netease #NTES и Sony #SNE (Пока готовил статью вышла новость о выходе Sony на наш рынок. Тем лучше) Они имеют стабильные денежные потоки и регулярно публикуют новые тайтлы. Netease и Tencent занимают нишу мобильных игр, чей сегмент продолжает набирать обороты. Напомню, что уже половина доходов игрового сектора приходится на мобильные игры и доля их будет расти.
Купить эти компании пока не представляется возможным. Не поможет и наличие статуса квал. инвестора. Тут нужно будет открывать счет у зарубежного брокера. Для начинающих инвесторов это может создать ряд трудностей. По остальным, которые торгуются на доступных биржах, нужно искать точки входа и инвестировать в сектор долгосрочно с целями намного выше текущих.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Кому удобно читать меня в соцсетях, пожалуйста:
Telegram — уже больше 23 тысяч подписчиков
Вконтакте — уже больше 4 тысяч подписчиков
Мой ник в ClubHouse - @Trader_31
Из всего перечисленного мало что есть на СПб.
А по доходности фондик GAMR самое то.
Соответственно, если игрок регулярно играет в 5-6 сетевых игр, он учитывается как «5-6 игроков».
Для более приземленной оценки можно использовать статистику стим — в нем порядка 100+ миллионов аккаунтов (инфа не очень актуальная, может двухлетней давности), из которых «активных» ~80%. Есть также большие активные комьюнитиз у Сони и у Майкрософт. Ну и разумеется мобильный гейминг, который без счета…
Я так понял обеим компания не интересны выходы новых частей т.к. итак. бабло капает.
Кстате не увидел Юбисофт, он что не торгуется?
Тикер у них ATVI