Многие часто рассуждают о справедливой цене акций, при этом забывая, что раз нет четкого критерия справедливой цены, то все рассуждения о ней — изначально субъективны и отражают лишь уровень знания об акции отдельного человека.
Упрощеннно говоря, по моему мнению, рыночная цена акции в основном складывается из трех факторов:
- Оценка текущего финансового состояния компании. Здесь все довольно понятно и разбирается по фактам, так как компания публичная.
- Прибавка или дисконт исходя из перспектив компании. Перспективы тоже бывают разной степени отдаленности и влияния — ближайший квартал, год, несколько лет.
- Хайповость компании. Данный фактор обусловлен широким распространением ритейл-инвесторов и влиянием соц. сетей и сайтов на них и продажи компании. За последние годы хайп стал реальной движущей силой для цен многих акций.
Исходя из этих трех факторов, становится очевидно, что те, кто принимает решение о покупке акций, основываясь только на первом — совершают серьезный просчет, который, впрочем, широко распространен даже среди опытных инвесторов. Именно поэтому, цена акции никогда не отражает ситуацию на сегодня, в нее всегда заложены текущие перспективы и хайп. Для наглядности, разберем на примерах.
1) Аэрофлот AFLT
6 подряд убыточных кварталов, выручка в 2020-м упала в два раза по сравнению с 2019-м, а цена акции снизилась всего на треть от уровня 2019-го, как так? Здесь мы видим, что на цену акции значитальное влияние имеют дальние перспективы — когда спадет пандемия и компания опять станет прибыльной и инвесторы готовы переждать этот период в надежде, что компания вернется к допандемийным показателям. Фактор перспектив тут решающий.
2) Intel INTC
Компания хорошо зарабатывает и имеет довольно низкие мультипликаторы по рынку, фактор 1 тут хорош. Почему же цена акций компании практически такиая же, как в 2018-19 годах? А потому, как перспективы весьма туманны. Конкуренция сильно увеличилась и AMD откусывает долю рынка классических CPU x86, а Apple ушла на свои arm-процессоры, Nvidia покусилась на сервера и вообще бьет Intel на рынке AI-вычислений. Фактор хайпа у Intel очень слаб и влегкую перебивается конкурентами. Intel так и не смогли пока реализовать потенциал автопилота Mobileye. Есть надежда на нового CEO, но когда он еще проявит себя и мы увидим новые продукты или лучшую динамику — неизвестно.
3) Tesla TSLA
Хоть компании уже больше 10 лет, но она до сих пор еще в фазе активного развития и роста. Только в этом году должны запуститься 2 новых завода, один из них в Германии. Текущее финансовое положение положение хоть и не отражает текущую цену акций, но является стабильным, выручка растет и 5 кварталов подряд даже показывает небольшую прибыль. В цене акций огромное значение играют два фактора — перспективы и хайп. У Tesla уникальное положение на рынке — ей доступны передовые космические технологии SpaceX, перспективы интеграции со спутниками Starlink, лидерство на рынке систем хранения энергии, долгие годы разработки системы автопилота и собственные производительные чипы для него. Также всем известно влияние Маска, который одним своим твитом способным двигать огромные денежные средства на рынке.
В заключение
По моему скромному мнению, фактор хайпа на данный момент является новым, плохо изученным и пренебрегаемым многими. В ближайшей и дальней перспективе влияение этого фактора будет только усиливаться. У того, кто научится его правильно оценивать, будет существенное преимущество на рынке. Да, сейчас есть попытки оценивать настроение(sentiment) рынка по твитам, соц. сетям и комментариям, но пока это находится в зачаточном состоянии.