Блог им. pptary

Передел под "Боинг". Как связаны последние санкции СНБО с "титановым" проектом США и при чем тут генерал ФСБ

В санкционный список СНБО, кроме Дмитрия Фирташа и Павла Фукса, попали известные российские персоны —  миллиардер, акционер крупнейшего в мире производителя титана «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков и гендиректор «Ростеха», генерал-полковник ФСБ Сергей Чемезов. 

К слову, государственный «Ростех» имеет прямое отношение к титановому гиганту «ВСМПО -Ависма» — ему принадлежит пакет акций (25% плюс 1 акция) этой компании. А Чемезов является главой совета директоров «ВСМПО-Ависмы». Шелков же числится его  заместителем.

Сама «ВСМПО -Ависма» — давний и очень крупный бизнес-партнер корпорации Boeing (с последней в 2009 году было создано совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing) — поставляет на заводы американского авиагиганта различную титановую продукцию.

Раньше, до 2014 года, в этой цепочке фигурировал и Запорожский титаново-магниевый комбинат (ЗТМК), частью которого владеет государство (Фонд госимущества), частью — попавший под санкции Дмитрий Фирташ.

При этом американцев, судя по всему, сильно тяготит титановая зависимость от российской «Ависмы».

В конце прошлого года Министерство торговли США включило «Ависму» в список «конечных военных пользователей». Это означает прямой запрет на приобретение товаров и технологий США. Но уже в январе 2021 года США назвали это решение «ошибочным» и исключили российскую компанию из «черного списка». Понятно, что версия с «ошибкой» сомнительная. Скорее всего, отмену санкций пролоббировал Boeing.

По версии, которая распространена в среде металлургического бизнеса, США сильно интересуются возможностью зайти на ЗТМК, а также на другие титановые активы Украины, чтоб снизить (а в идеале и вообще ликвидировать) зависимость от «Ависмы». Поэтому санкции и против Фирташа, и против Чемезова и Шелкова с «Ависмой» могут быть некой многоходовкой, которая может привести к переделу мирового рынка титана. 

К слову, стоит заменить, что и уголовное дело против Фирташа, из-за которого он с 2014 года находится в Австрии, где идут суды по его экстрадиции в США, американцы в свое время также возбудили по «титановому эпизоду». Американские силовые структуры обвиняли украинского бизнесмена в том, что он якобы с помощью взяток на общую сумму $18,5 млн хотел получить разрешения на добычу титанового сырья в Индии для последующей продажи готовой продукции в США. Фирташ все обвинения отрицал и назвал их политически мотивированными и сфабрикованными (подробнее об этой истории можно прочитать здесь).

«Титановый» вопрос был и формальным поводом для нынешнего введения санкций СНБО против Фирташа (из-за предприятия «Крымский титан»). 

Какой может быть реальный повод — разбиралась «Страна».

Друг Путина, считает санкции США «войной»

Сергей Чемезов — известная личность как в самой России, так и за нее пределами.

Чемезову 68 лет, он прошел карьерный путь от НИИ редких и цветных металлов и Иркутске до гендиректора государственной корпорации «Ростех». О последней стоит сказать отдельно.

В нее входит порядка 800 заводов и НИИ, в том числе авиастроительные КБ «Сухой» и «МИГ», которые сейчас работают над самолетом МС-21 — конкурентом Airbus A320 и Boeing 737, на который уже есть 175 заказов, в том числе, зарубежных. Также «Ростех» — один из крупных инвесторов угольной отрасли, ему принадлежат активы в автопроме (АвтоВАЗ) и прочее. «Ростех» владеет и пакетом акций «ВСМПО- Ависма», а сам Чемезов возглавляет совет директоров. 

В 80-х годах Чемезов возглавлял представительство экспериментально-промышленного объединения «Луч» в ГДР, где и познакомился с Владимиром Путиным. С тех пор их связывают дружеские отношения.

«У нас так случилось, что мы и по работе вместе рядом были, и машина, которая нам выделялась, она была одна на двоих. Одна машина на двоих и мы через день на этой машине катались», — рассказывал Чемезов в фильме «Путин. Часть 2» Андрея Кондрашова. 

Чемезов — генерал ФСБ, полный кавалер ордена «За заслуги перед отечеством», доктор экономических наук и член бюро высшего совета «Единой России».

Сергей Чемезов резко критикует американские санкции в отношении России.

«Все возможное, чтобы усложнить нам жизнь, уже сделано. Совсем жесткие санкции — это, по-сути, война. И к этому мы, естественно, должны быть готовы. Но думаю, что к этой войне не готовы американцы и европейцы. Европейцы в первую очередь. С США у нас объем торговли небольшой, поэтому и зависимости никакой нет. А европейцы ближе к нам, их экономика более завязана на российскую. Я верю в здравый смысл, который когда-нибудь возобладает. Но чутье подсказывает, что текущая ситуация — это надолго. Американцы будут продолжать подобные действия, чтобы держать нас в тонусе», — сказал Чемезов в недавнем интервью российскому «РБК».

Сам Чемезов, к слову, с 2014 года — под персональными санкциями стран Запада.

Титановый крючок для Boeing

Что касается «ВСМПО- Ависма», то компания является мировым лидером по производству титановых штамповок для авиационной промышленности.

Еще с 2006 года сотрудничает с мировым авиа-гигантом Boeing, а в 2009 году создала с ним совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing, которое продолжает успешно работать.

В 2018 году была открыта новая производственная площадка на территории свободной экономической зоны «Титановая долина» в Свердловской области. На заводе идет механическая обработка титановых штамповок для ряда моделей Boeing.

После начала пандемии ситуация на «Ависме» ухудшилась из-за общего спада в авиастроении. За 9 месяцев прошлого года компания получила убыток почти. 347 млн рублей. Но в начале этого года компания подписала новый контракт с Boeing на поставку титановой продукции. По условиям контракта, «ВСМПО-Ависма» будет поставлять титановые поковки для ряда моделей самолетов — 787 Dreamliner, 777, 767 и 737.

После этого акции компании пошли в рост — за день их стоимость поднялась на 1,8%.

В целом на США приходится порядка 40% экспорта «Ависмы», а сам Boeing закупает у компании около 35% необходимого ему титана.

Но «Ависма» снабжает и других представителей авиапрома — европейский Airbus закупает у нее до 65%, бразильский Embraer – до 100% титановых комплектующих.

Ранее, до 2014 года «Ависма» тесно сотрудничала с ЗТМК. Но после Майдана контакты оборвались. 

«Хотят отжать титановые активы Фирташа под американцев»

Отметим, что ЗТМК с 2013 года работает как ООО. При этом 51% акций у государства, 49% — у Фирташа и подконтрольной ему «Толексис Трейдинг Лимитед». Формально, если встанет вопрос о приватизации (а в прошлом году объект включен в списки на приватизацию), у Фирташа, как крупного акционера в теории есть право на приоритетный выкуп государственной доли. Правда, в июле прошлого года ФГИ поменял устав ЗТМК с целью убить приоритетное право Фирташа на покупку 51%. Но это обжалуется в суде.

По словам источника «Страны» в металлургической отрасли, украинский титан — это явно интерес США, для которых титановые руды являются дефицитными.

«Помимо ЗТМК, у Фирташа в Украине есть два ГОКа плюс приобретенный на аукционе Госгеонадр хороший участок с титановыми рудами — Селищанский в Житомирской области», — говорит наш источник.

Group DF Фирташа владеет Междуреченским ГОКом и «Валки-Ильменит», а также строит Стремигородский ГОК и Мотроновский ГОК в Днепропетровской области. Максимальная проектная мощность Междуреченского ГОКа – 180 тысяч тонн ильменитового концентрата в год, «Валки-Ильменит» – 65 тысяч тонн.

В апреле этого года ООО «Междуреченский горно-обогатительный комбинат» (МГОК), входящее в Group DF Дмитрия Фирташа, приобрело на электронных торгах Госгеонадр специальное разрешение на геологическое изучение и разработку Селищанского участка с залежами титановых руд в Житомирской области.

Покупка обошлась Фирташу в 50,1 млн гривен при стартовой цене в 3,36 млн. 

«Поэтому санкции в отношении Фирташа — это вопрос передела титанового рынка под американцев, чтоб они смогли уменьшить зависимость своего авиапрома от российских поставщиков, — полагает наш источник. — Титановые активы в Украине у Фирташа попытаются отобрать и выставить на торги, под американского покупателя. А санкции против „Ависмы“ могут быть нужны для подстраховки — чтобы ей не удалось каким-либо образом заполучить доступ к украинскому титану раньше американцев. С другой стороны, Фирташ наверняка будет оспаривать в судах попытки отжать бизнес и процесс будет очень не быстрый. А может и вообще дело повернется вспять, если поменяются политические расклады в Украине».

К слову, источник в правительстве дал еще одну интересную дополнительную деталь.

«Принадлежащая государству объединенная горно-химическая компания недавно подписала с „Ависма“ контракт на поставку ильменита — сырья для производства титана. Поэтому обвинения со стороны СНБО, что титановые предприятия Фирташа что-то поставляют в Россию — это чисто формальный повод и выглядит как избирательное преследование титановых активов Фирташа. Реальная причина, безусловно, иная», — говорит источник.

  • обсудить на форуме:
  • Boeing
1 комментарий
Понятно, что версия с «ошибкой» сомнительная. Скорее всего, отмену санкций пролоббировал Boeing.

Душно стало от этого Боингу. Аэрбасу титановые изделия из России, а Боингу санкции?
И как по мановению волшебной палочки забыли про Крым, кота Скрипалей, Петрова и Баширова, русских хакеров  и отменили санкции против Ависмы.
Могут ведь кода прижмет.
avatar

теги блога Серый Кардинал

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн