Блог им. OlegBykov

Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

Растущий спрос на электромобили (EV) – не модный нарратив в СМИ, а устойчивая тенденция. Об этом говорят цифры/факты. А значит это – инвестиционная возможность. Тот самый The Next Big Thing.

Опечалившись, что не сделал 7х по Тесле в прошлом году и 20х с 2016 (когда будучи в Лондоне, я только и слышал разговоры про нее, но тогда не было $30к, чтобы работать с западным брокером. Все деньги ушли на учебу), погрузился в тему энергоперехода в поисках перспективных активов.  

Спойлер – поиск завершился пониманием (ну, мне так кажется) «большой картины» (важный фактор самоуспокоения и уверенности в принятии инвестрешений) и открытия неэмоционального интереса к Abermale, Русал, Southern Copper, ChargePoint.   

Итак, «большая картина».

Если копнуть глубже, то можно увидеть, что о новой эре «на транспорте» говорили 20 лет назад.

Вот, например, новость РБК от 2002 г.

 Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

Десять лет спустя, в 2012, в мире насчитывалось ~180 тыс EV, еще 10 лет спустя, в 2020, – уже 10 млн (из них 40% проданы только в 2020 г — взрывной рост!).  В 2030 г. общее число EV, как ожидается, вырастет до145 млн (7% от всех авто, в т.ч. ДВС).

К 2040 г., в мире ежегодно будет продаваться 66 млн электрокаров (22 млн – на ДВС). В прошлом году (2020) продано 4 млн. Больше всего — в ЕС (1,4 млн) и КНР (1,2 млн). В США — 295 тыс.

 Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

Это – оценки BloombergNEF (рисерч-компания Bloomberg, специализируется на инвестиционных аспектах энергомперехода) и IEA (Международное энергетическое агентство). Сегодня они рассматриваются, в т.ч. иневсткомпаниями, как опорные.

Факторы роста рынка EV:

1. Политический (регуляторный) – 15 стран (причем — крупнейшие экономики!) приняли решение исключить продажу ДВС-авто к разным срокам (Норвегия – с 2025; Нидерланды, Швеция, Дания, Израиль, Индия – с 2030; Япония, КНР, Великобритания – с 2035; Франция, Канада, Португалия, Испания – с 2040). Zev – это zero emission vehicle.

 Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

Важно (!), что сами автоконцерны (Volvo, VW, Daimler и пр) к этому готовы. Volvoуже к 2030 г. будут выпускать только EV.

 Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

В США решения по срокам

по всей стране не приняты. Но губернаторы 12 штатов (в т.ч. Калифорнии, Нью-Йорка, Массачусетс и пр.) попросили Байдена к 2035 г. запретить продажу ДВС к 2035 г. Некоторые штаты такое решение уже приняли (Вашингтон, Калифорния).

2. Социальный фактор – рост озабоченности (искренней или навязанной, по убеждениям или вынужденной) граждан и компаний проблемами окружающей среды. Бытьeco-friendly – must (растущаяESG тенденция– the next big thing). Все большее число людей и бизнесов рассматривают покупку EV (ниже пример из США, по другим странам – картина схожая).

Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх
Спрос со стороны бизнеса:





Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх


 

3. Технико-экономический фактор. Ключевые причины, сдерживающие от покупки авто: высокая цена (63% опрошенных – тот же опрос CBS), отсутствие станций заправок (61%), небольшая дальность поездок (60%) – постепенно теряют свою актуальность и делают покупку EV более удобной с точки зрения цены и дальнейшей эксплуатации. Речь о следующем: 

-       цена на EVснижается и приближается к паритету с ДВС – повышается доступность.

 

Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

-       развивается поддерживающая инфраструктура,в частности заправки. В ближайшие 5 лет США предусматривает ввод 500 тыс публичных заправок (сейчас их около 100 тыс), ЕС — 1 млн (сейчас 140 тысяч), КНР – 3 млн (800 тысяч). Исчезает страх остаться без энергии на «Главной улице Америки» — Route 66.

Важно понимать, что публичные точки важны для коммерческого транспорта и дальних поездок. При этом 80% EVв США заправляются дома. Для этоготакие крутые компании, как ChargePoint(уже купил на ОТС), не только строят заправки, но и предлагают домашние зарядные устройства. Причем сразу делают интернет вещей, подсоединяя зарядку к Алексе (амазоновская Алиса). Зарядки работают от сети, продаются на Амазоне, стоят ок $1200, раскупают быстро.

 

 

 Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

 Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх


-       рост «выносливости» аккумуляторов (в 2012, EV проезжали 166 км на одном заряде, в 2020 — 359 км)и снижение их стоимости (на 89% за 10 лет, до $139 квт/ч). Стоимость батарей – треть от костов на пр-во авто. Едем дальше!

Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

 

Следствием роста рынка EV становится

1. рост спроса и добычи ресурсов, необходимых для прозв-ва EV:

-       литий (рассматриваю для инвестиций/или инвестировал — Abermale)

-       алюминий (Rusal – супернедооцененный отечественный ESG-актив с перспективами раскрытия стоимости – потенциал 2х)

-       медь (Southern Copper – крупнейшая в мире компания по добыче меди)

Подробнее о компаниях напишу позже. Этот пост – helicopter view.

2. Рост спроса на электроэнергию (чистую!). В выиграше – производители аккумуляторов. В личном портфеле 2 технологически конкурирующие друг с другом компании: QuantumScape (пр-во Li-ion батареи) и Invinity Energy Systems (пр-во ванадиевых проточных батарей). Подробнее о них тоже – позже.

3. снижение спроса на нефть. Сегодня весь парк электрокаров формирует ок 1 млн барр в день упущенного спроса на нефть (EVs displace over 1 mln barrels of oil demand per day). К 2050 к. показатель вырастет до 21 млн барр.

В мире были тенденции, к которым на начальном этапе их развития было скептическое отношение публики at large: e-commerce (Amazon), производство телефонов с тачскринами (Apple), добыча СПГ и шельфовой нефти. При этом были и «явления», которые себя не оправдали (были неоправданно раздуты): напр., развитие нанотехнологий.

Производство электрокаров – это всего лишь один из маленьких «подсюжетов» большой тенденции, связанной с борьбой с изменением климата и ней соответствующим энергопереходом. Но тенденция будет устойчивая.

***

Рынок электромобилей в РФ почти отсутствует (их продажи составили 0,1% от общих в 2020 году).

Развитием EV-рынка занимается Минэкономики. Они подготовили концепцию «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах». Чиновники планируют, что уже к 2030 г. доля приобретаемого в РФ электротранспорта составит 15% (при общем рынке в 2,5 млн штук). То есть 375 тысяч авто. Важно, что при этом планируется ограничить импорт. Вопрос – какие это будут автомобили и по какой цене?

В России потенциально только один производитель электромобилей – Камаз (в декабре 2020 компания представила экспериментальный образец «Кама-1»). 

 Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх

 

 

Кстати, в моем детстве о велосипеде с таким же названием, «Кама», мечтали все мальчишки.


Big picture: Электрокары. Цены вниз, спрос вверх




Неужели мечта сбудется и все пересядем на Каму? ))  Тесла будет дорога. Владеть ею сможем только через акции, по $3000, как говорит К.Вуд...   

★1
25 комментариев
Зачем Газпрому в такой ситуации украинская ГТС? Да пусть развалится или остановится…
avatar
Неужели мечта сбудется и все пересядем на Каму? ))  Тесла будет дорога. Владеть ею сможем только через акции, по $3000, как говорит К.Вуд...

На Каму давно пора.
Я для поддержки физического здоровья кручу педали. Много.
Мимо меня иногда проскакивает велик с электромоторм. И его владелец смотрит со злорадством — лошара...

А зачем мне спортивный снаряд, который сам педали крутит? Или гантели, которые на резинках к потолку привязаны?
avatar
sergik99, у меня электрический трехколесный велосипед, тяжелый и грузоподъемный. Сижу, кручу педали. Мотор в режиме помощи. Все нормально, и фитнес, и груз. С возрастом ухудшается координация и я решил не рисковать на обычном. Пару раз падал, когда был помоложе, сейчас страшно.
p.s. А кама у нас считалась девчоночьим великом. 
avatar
SergeyJu, У меня горный велик после девчонки. Пришлось руль и седло поднимать под себя. То что он тяжелый, так только крепче будет. Я на нем не только по асфальту рассекаю. А для спортивного снаряда не так критично.
avatar
sergik99, уже не рискнул бы сесть. Знакомый рассекает по городу вообще на трековом. Это просто жесть!
avatar
Грамотно написано, но время… Мы всегда с таймингом ошибаемся. Есть новые разработки в области АКБ. И там все немного отличается от текущих технологий и следовательно, в кол-во и составе материалов на которые ТС планирует делать ставку.
avatar
Андрей, да хрен знает про грамотно, одно только «кАпнуть поглубже» чего стоит ))
avatar
NikolasM,  спасибо, не заметил))) 
 
avatar
Парень с Оренбурга Флорида56 уже более 200 привёз на продажу. Электрички прут :)
avatar
А в курсе, что в Москве электробусы Камаз уже больше года ездят?
avatar
Григорий, 
а что, в вашей москве электрических трамваев и электрических троллейбусов нет?
avatar
товарищ масон, ну положим, они как тобик не могут от электросети отъехать
avatar
товарищ масон, к электрическим трамваям и троллейбусам в нагрузку дают инфраструктуру в виде тысяч километров релс и проводов с обязанностью содержать все это хозяйство.
Андрей Лисичкин, 
содержание уже 100500 раз окупилось. а батарейки в новом автобусе менять придётся постоянно. потребление электричества — у троллейбуса явно экономичней, тк не требует сложных преобразований тока.
и устройство троллейбуса гораздо проще.
avatar
в забавное время живем) не бережет государство электорат ватный совсем, то им говорят что электромобиль это очень неэкологично и вообще всего эл-ва мира не хватит их заряжать а посему никто вы и ничто без нашей жижи и тут же внезапно

В Москве с 2018 года работает новый вид наземного городского транспорта – электробус.

Это инновационный транспорт – автобус на электрической тяге. Экологичный, маневренный, безопасный. Не привязан к контактной сети – заряжается на конечных остановках и в парках. Низкопольный, с климат-контролем, USB-зарядками и информационными экранами.
И ведь все это уживается в ватной головушке.

Андрей Лисичкин, взяли в жены дешевую хохлушку без претензий? 
Как посмотришь на такое пейсатое да саложорное — ну как мучаются, как мучаются, страдают. Но ни в израиль парковщиками, ни просто в одессу почему-то не едут.
avatar
Ulf R., а вот и ватан контуженный объявился)
существо, какие хохлы??? какие жиды??? какая одесса?
тебе в голову жидко насрал путен!
убери за ним, воняет.
Ulf R., 
сейчас вьетнамки в тренде.
хохлушки совсем зажрались и извредничались
avatar
товарищ масон, но накладывать так качественно в мозг как поциенту могут только еврейки или хохлушки.
avatar
Ulf R., 
согласен. их сложновато русифицировать.
всё время настройки сбиваются к заводским
avatar
Э э э электромобили как бы всё еще намного дороже обычных. Поэтому, хотя за ними возможно действительно будущее, вряд ли они вытеснят обычные автомобили ближайшие 15-20 лет. Плюс они всё ещё хуже обычных. Это я к тому, что если сейчас инвестировать под идею распространения электромобилей, не стоит ждать быстрой отдачи. Эта идея на долгие годы. И вдобавок, за эти годы может многое измениться, например появятся автомобили на водородном топливе. Более того, может быть, что государства изменят политику и заявят, что электромобили недостаточно экологичны по сравнению с водородными. Ведь на электромобиль нужна куча редких металлов, в отличие от водородного.
avatar
Тоже слежу за этой темой, уже утверждены планы отказа от производство новых машин с ДВС к 2030 в Европе, Китае и даже Индии, погуглите кому интересно. 
avatar
 Только не совсем нравится что блогеры сейчас начали пиарить эту тему, и возможно разгонят акции производителей цветных металлов.
avatar
И еще думаю стоит присмотреться к производителям редкоземельных металлом которые используются в солнечных батареях. 
avatar
Да мы поняли, что новое дворянство будет разъезжпть по парижу на тесле, остальные на скутерах и хрумкать стейк из брюквы.
Но вы советуете? Купить боливийские месторождения лития? Так их демократизируют.
Купить акции теслы и нио? 
avatar

теги блога Maksim Robbie Rush

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн