Комитеты Палаты представителей США 15 сентября должны принять решение по плану Байдена на $3,5 трлн. В нем есть налоговая инициатива, грозящая инвесторам потерей прибыли и обвалом рынка. И лишь богатые американцы и корпорации смогут воспользоваться лазейками, считает управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов
Постпандемическое ралли на глобальных рынках всего и вся — почти все классы финансовых и реальных активов показали новые максимумы в 2021 году — базируется на трех столпах–пилюлях стероидного роста рынков.
Первый — это ультрамягкая денежно-кредитная политика от центробанков развитых стран, впрыснувших (а точнее, напечатавших) с марта 2020 года на финансовые рынки более $10 трлн через многочисленные программы количественного смягчения.
Второй — это не менее мягкая политика бюджетного замещения выпавших из-за пандемии доходов населения и компаний. Cтраны вынуждены занимать все больше, на десятки процентов от ВВП, чтобы компенсировать падение поступлений в бюджет. В результате долг к ВВП стран G7 уже вырос со 118% в 2019 году до 139,5% в 2021-м.
И, наконец, третий — сохранение крайне низкого налога на прибыль корпораций (в особенности прибыли с финансового рынка), принятого еще при Буше-младшем и усиленного следующей республиканской администрацией Трампа.
Если по скорому сворачиванию монетарных стимулов уже сломано немало копий, то на бюджетном фронте мало кто ждет существенного ухудшения. Действительно, каждый месяц появляются заголовки про все новые и новые программы помощи пострадавшей от пандемии экономике и трансформации ее в более экологичное русло, тогда как тема повышения налогов отошла на второй план.
Более того, участники фондового рынка отталкиваются от предпосылки, что при таких низких ставках и агрессивном лоббировании со стороны корпораций любая администрация предпочтет пойти на увеличение госдолга, чем заняться повышением налогов.
Однако даже почти социалисты из команды Джо Байдена понимают, что текущая траектория динамики бюджетного дефицита и госдолга может оказаться неустойчивой в долгосрочном периоде. Все помнят огромные проблемы 2011 года, когда агентство S&P впервые в истории понизило кредитный рейтинг США — с высшего уровня ААА до АА+.
Поэтому план Байдена на $3,5 трлн призван не только сделать американскую экономику более зеленой и социально справедливой (в понимании американских демократов), но и выйти на сбалансированность бюджета по итогам десятилетнего срока.
То есть в плане предполагается сопоставимое увеличение налоговых поступлений на $3,5 трлн.
Какими будут последствия для финансовых рынков, если уже 15 сентября будет запущен процесс принятия законодательных инициатив по повышению налогов в США?
Однозначно негативными, но оценки влияния могут разниться. Швейцарский банк UBS смотрит на это оптимистично и считает, что это будет стоить компаниям из S&P 500 потери всего 3,8% по EPS, что не помешает прибылям продолжить расти, а индексу — ставить новые исторические максимумы. Fidelity указывает, что исторически в 100% случаев повышения корпоративного налога акции росли. Но есть и более пессимистичные оценки: к примеру, инвестиционная компания BlackRock считает, что стоит ждать падения EPS крупнейших американских компаний на 7% в 2022 году.
Все они не учитывают фактора спроса-предложения ценных бумаг после введения более высоких налогов для инвесторов. Больше частных компаний поспешат разместить свои акции на бирже, а инвесторов — продать свои суперприбыльные позиции. Так что эффект от роста налогов будет больше не в прибылях компаний, а в падении мультипликатора «цена/прибыль» (P/E), который сейчас переоценен. По показателю CAPE от Шиллера (коэффициент придумал профессор Йельского университета Роберт Шиллер, он определяет, насколько справедливо стоят акции компании по отношению к их прибыли, анализируя показатели за 10 лет; один из индикаторов пузырей на рынке. — Forbes ) рынок вылетел далеко за границу отклонения от тренда.
Возврат его от текущего показателя в 38х к хотя бы 25х (пик прошлых циклов) возможен при падении рынка на треть. В реальности нужно падение около -25%, так как реальные прибыли быстро растут, уменьшая знаменатель.
Корпорации же продолжат пользоваться лазейками в законодательстве, которые безуспешно пытается прикрыть сенатор Элизабет Уоррен, и, по оценкам JP Morgan, эффективная ставка налогообложения будет не 28%, а лишь 21% против 17,5% на конец 2019 года.
C инвесторами же все немного сложнее. С одной стороны, им нужно будет успеть продать свои прибыльные позиции до введения повышенного налога на прирост капитала, что обвалит рынок. А с другой, обсуждается вариант ретроспективного введения этого налога с 28 апреля 2021 года (задним числом), что автоматически сделает всех должниками государства, но не сразу, а только после фиксации прибыли — тогда нет смысла спешить с продажами.
Любой из вариантов уменьшить приток инвесторов на фондовый рынок и приведет к падению нормального уровня мультипликатора P/E, что будет требовать более сильного роста прибылей компаний для поддержания рынка на максимумах. А это маловероятно из-за роста налогов.
Таким образом, налоговая реформа Байдена, даже если и будет произведена в более-менее нейтральном варианте, скорее приведет к краткосрочному обвалу рынка акций примерно на 20%, но растущего тренда не развернет — эту роль может выполнить лишь инфляция и ФРС с растущими реальными ставками.
www.forbes.ru/finansy/439705-finansovym-rynkam-grozit-obval-na-20-cto-stanet-pricinoj-i-k-cemu-privedet