Первая часть статьи закончилась выводом, что существует принципиальная невозможность для большинства занять апостериори верную позицию (вовремя купить рост или продать падение). Также я утверждал в первой части, что основная тому причина — отсутствие у большинства игроков глубокого понимания механизмов ценообразования. Но представим на минуту, что вот вся эта «безграмотная» толпа вдруг прозрела, и стала все делать “правильно”. Поменяется ли ситуация в таком случае концептуально? Ни в коем случае, потому что теперь «грамотная» толпа снова составит большинство, и то, что она в своей массе станет делать, снова станет “неправильным”. И, значит, опять абсолютное большинство игроков буду обречены проигрывать...
Все тот же дотошный (в хорошем смысле) читатель Алексей не так давно спросил:
“Получается, что нужно делать всё наоборот: Входить против большинства (но как априори определить куда стоит большинство?) Пересиживать прибыль и резать убытки (как бы идти против устоявшейся человеческой психики) Как бы трейдеру нужно вывернуть себя наизнанку...)”
Отвечаем. Нет абстрактного «большинства», но есть большинство в конкретных игровых эпизодах. Большинство на выбранном ими горизонте планирования (разные ТФ) стоит туда и в тех местах, которые не противоречат двум основным парадигмам рынка нашего времени: 1.Купить дешево — продать дорого (или купить дорого — продать еще дороже) 2. Позаботиться об убытках (также иногда не правильно называемых рискoм), сокращая их до минимума, и ограничивая их таким образом, чтобы риски не превышали прибыли.
Поскольку ценовая динамика на спекулятивном рынке является самоподдерживающимся механизмом, то существует не слишком разветвленная система убеждений большинства, где и в какой момент такой механизм должен/может начать реализовываться. Hо надо отметить, самое интересное, что не существует однородного большинства. По уровню «хитропродуманности»))) большинства мы сможем выделить несколько подгрупп, чьи позиции в тот или иной момент и имеет смысл оценивать. Таким образом, задача, куда стоит большинство, перестает быть тривиальной.
Те из трейдеров, которые смогли каким-то образом «расшифровать рыночный код», то есть, распознать характерые признаки начала или конца ценового движения, временно ускользающие от взора менее проницательных коллег, начинают постепенно выделяться из толпы. Их число неизменно растет, и вот мы уже имеем дело с новой «толпой». Эта новая толпа также попадает под неумолимую логику рынка — невозможность большинству заработать сколь-нибудь существенную прибыль в отдельном акте.
Становясь чуточку просвещеннее основной массы игроков, они продожают быть подверженными проблемам, вытекающим из неопределенности в торговле и приводящим все к той же ассимметрии в принятии риска. Продолжая рассуждать в том же ключе, мы обнаружим новые категории трейдеров, выделяющиеся на фоне разношерстной толпы. Ценовая динамика будет результатом стратегического взаимодействия таких разных групп.
Мы можем в таком случае говорить об «основной» толпе, которая, по-прежнему составляет абсолютное большинство, и пару «не основных» толп. Не обладая пониманием механизмов ценообразования, основная толпа, по сути, входит в сделки, в некотором смысле, в случайных местах ценового пространства. Разумеется, не случайным для них))). А, поэтому, либо слишком рано, либо слишком поздно. Ведь, как мы понимаем, существует единственное место точного входа в позицию, не подвергающее игрока тяжелому испытанию пересиживания убытка. Торгуя в условиях неопределенности и ассимметрии принятия риска, эта основная толпа неизбежно проигрывает, ибо совершает действия, приводящие к отрицательному МО.