Блог им. AlexY

Что удалось собрать по Совкомфлоту?

Совкомфлот очень интересная компания с точки зрения того, что в текущих реалиях фактически является единственным полностью дружественным крупным логистическим морским оператором для российского газового и нефтяного сегмента.

Информация по компании полностью закрыта, не удалось даже найти годовой отчет по прошлому году, который вроде как показали, но по известным причинам тут же скрыли. По тем крохам, которые есть на текущий момент пробуем понять, что может происходить с компанией.

 

Прогноз выручки и прибыли 2022

Выручка Совкомфлота формируется по двум направлениям: индустриальный состоит из шельфовых проектов и перевозки газа, а конвенциональный – из перевозки сырой нефти и перевозки нефтепродуктов.

Индустриальный практически полностью формируется  на основе долгосрочных тайм-чартеров, конвенциальный – по ставкам спотового фрахта.

Поэтому выручка на основе тайм-чартерного эквивалента (за минусом рейсовых расходов) и прибыль индустриального направления стабильна, а конвенциального слишком сильно зависит от спроса на перевозку нефти и текущих ставок, колебания которых значительно.

Динамика выручки на основе тайм чартерного эквивалента (тыс. долл.):

Что удалось собрать по Совкомфлоту?

Динамика прибыли от эксплуатации судов:

Что удалось собрать по Совкомфлоту?


В индустриальном бизнесе наибольшую долю занимает обслуживание шельфовых проектов:

Что удалось собрать по Совкомфлоту?

Обслуживание шельфовый проектов осуществляют челночные танкеры и много функциональные ледовые суда.

Основной проблемой для прогнозирования результатов Совкомфлота является даже не отсутствие в открытом доступе консолидированной отчетности за прошлый год (более-менее ситуация на 1.01.22 понятна исходя из девятимесячной отчетности 2021 года и выжимки по годовому отчету, которая осталась на просторах инета, а неизвестность в плане изменения состава флота после 24 февраля. Понятно только одно – флот сократился.

17 мая 2022 года появилось сообщение от РИА «Новости», которое компания не опровергла, а значит информацию можно считать подтвержденной: «ПАО „Совкомфлот“ 13 мая 2022 года завершило реализацию ряда мероприятий, направленных на реструктуризацию кредитных обязательств группы, что способствовало высвобождению значительной части флота из-под обременений. В результате предпринятых действий было реализовано 14 судов. Количество собственного флота общества сократилось со 123 до 109 единиц, доля заложенных судов сократилась до 10%. Общий состав флота на текущий момент составляет 111 единиц. Общая кредиторская задолженность группы снизилась с 3 миллиардов долларов до 1,7 миллиарда долларов», — говорится в сообщении.

В частности, была информация, что Совкомфлот продал 5 танкеров дубайской Koban Shipping и 4 газовоза сингапурской Eastern Pacific Shipping.
Последняя Eastern Pacific заплатила 700 млн долл. банку, ставшему владельцем судов.

Актуальную информацию о флоте компания закрыла, последнее, что есть в открытом доступе – это состав флота на начало 2021 года.

Что удалось собрать по Совкомфлоту?

Это флот с учетом включает суда совместных предприятий: девять танкеров для перевозки нефтепродуктов типоразмера LR I и четыре газовоза СПГ. То есть на конец 2020 года у Совкомфлота было 132 судна. Плюс один крупный газовоз СПГ SCF Timmerman дедвейтом 97,7 тыс. донн (примерно 10% от дедвейта танкеров СПГ на 31.12.20 г) был принят в эксплуатацию в начале 2021 года.

Также мне удалось найти данные по составу флота в разрезе судов на начало 2020 года.

По выбытию судов в течение 2021 года есть следующая информация (согласно отчетности за 9 месяцев): по состоянию на 30 июня 2021 г. группа перевела в состав внеоборотных активов, предназначенных для продажи:

  • 4 танкера-афрамаксов для перевозки сырой нефти (сегмент «сырая нефть»), один был передан в августе 21 года
  • 2 сухогрузных балкера-панамакса (сегмент «прочие»),
  • 3 танкера-суэцмакса для перевозки сырой нефти (сегмент «сырая нефть»),

Итого десять судов балансовой стоимостью 418,7 млн. долл. за вычетом амортизации 280,3 = 138,4 млн. долл.

Плюс было обозначено намерение продать:

  • 2 газовоза СНГ (сегмент «газ»).
  • 1 танкер-афрамаксов для перевозки сырой нефти (сегмент «сырая нефть»),

После 30.10.21 группа заключила соглашения о продаже одного танкера-афрамакса для перевозки сырой нефти, классифицированного в составе активов, предназначенных для продажи, по состоянию на 30 июня 2021 г. и одного газовоза СНГ, учтенного в составе флота по состоянию на 30 сентября 2021 г. Суда были проданы по ценам, близким к их балансовой стоимости. Танкер-афрамакс был передан новому владельцу 11 ноября 2021 г. Передача газовоза СНГ новым владельцам ожидалась в ноябре 2021 г.

В декабре 2021 года согласно отчетам судовых брокеров, которорые удалось найти в открытом доступе, было продано два судна SCF Tobolsk (дедвейт 26424 тн) и SCF Tomsk (дедвейт 26424 тн). Но этих судов в составе флота я не обнаружил, поэтому это мог быть флот из совместных предприятий. 

Из того, что было продано в апреле-мае этого года есть более-менее точная информация по четырем крупным газовозам:

  • SCF MELAMPUS – 92 508 тн
  • SCF MITRE – 93 585 тн
  • БАРЕНЦ – 93 026 тн
  • ТИМЕРМАНН – 92 969 тн

Это очень существенные потери для газового сегмента, причем Совкомфлот лишился двух самых свежих судов, принятых в эксплуатацию в конце 2020 г. – начале 2021 г.  То есть весь прирост выручки  и прибыли 2021 года в данном сегменте срезан полностью и из-за сокращения мощности  флота. Поэтому по сравнению с 2020 годом можно предположить снижение среднеквартальной выручки в данном сегменте на основе тайм-чартерного эквивалента процентов на двадцать.

По шельфому сегменту не нашел информации о структуре конкретных проектов. Основной вопрос — насколько большим для СовКомфлота был фактически остановленный в настоящее время «Сахалин 1».

Предположим, что это полностью российские проекты и реализация флота не затронула суда, обслуживающие добычу на шельфе. Тогда выручку от шельфового сегмента можно принять на уровне 2021 года – 120 млн. долл. в среднем в квартал с небольшим дисконтом 10%, учитывающим риск.

Остается посчитать выручку по конвенциональному бизнесу. Выручку от перевозки нефти надо брать с учетом сокращения танкерного флота. Информация о продаже судов в отчетности  2021 года и то, что известно из открытых источников говорит о том, что было продано по меньшей мере 13 танкеров для перевозки сырой нефти. Конечно для того, чтобы точно понять потери в потенциале заработка Совкомфлота надо знать дедвейты ну или на крайняк классы проданных судов. Но будем отталкиваться от той скудной информации, которая есть на текущий момент. 14 судов – это 28 процентов от того, что было у Совкомфлота для перевозки сырой нефти на начало 2021 года. Таким образом с учетом дополнительного риска 10% предположим, что потенциал перевозки сократился на 40% в сегменте «Нефть». Флоте по перевозке нефтепродуктов оставим в прежнем количестве.

Значительно спасает ситуацию по конвенциональному сегменту то, что с конца 2021 года на фрахтовом рынке перевозки нефти и нефтепродуктов началось движение ставок вверх, все перевозчики вышли из затяжных убытков после годового болтания цен на минимальных уровнях (тут нам в помощь открытая отчетность западных компаний типа Frontline). В результате крупные мировые танкерные перевозчики начали выходить из убытков.

По загрузке танкеров Совкомфлота можно сделать предположение о том, что ситуация нормальная, во всяком случае не отклоняется от предыдущих годов. С начала лета по информации из различных источников Совкомлот решил проблемы со страхованием судов https://www.finam.ru/publications/item/formalno-straxovaya-sertifikaciya-sudov-sovkomflota-v-indii-rabochaya-sxema-20220624-143500. Кроме того, на фоне фактической остановки трубопроводный поставок нефти из России возник большой спрос на перевозку морем https://tass.ru/ekonomika/14664275

Поэтому скорее всего флот полностью задействован, спрос большой, ставки фрахта близки к общемировым (если не больше).

Прогноз по выручке можно построить по индексам Baltic Dirty Tanker Index (BAID) и Baltic Clean Tanker Index (BAIT)

Что удалось собрать по Совкомфлоту?

Как видно, ставки фрахта действительно вернулись на ковидный уровень и исходя из динамики индексов можно сделать прогноз по выручке на основе таймчартерного эквивалента. И полученную выручку по сегменту «Нефть» скорректировать на 40% из-за выбытия флота (28% выбытие флота по количеству судов плюс накинем 10% не непросчитываемый риск).

Таким образом получаются следующие коэффициенты для расчета выручки:

Что удалось собрать по Совкомфлоту?

Далее по такой же логике можно посчитать эксплуатационные затраты – они прямо пропорциональный количеству судов.

Далее надо посчитать финансовые расходы с учетом погашения кредитов. Если продажа судов действительно в результате сократил долговую нагрузку на 1,7 миллиарда долларов, то процентные расходы должны сократиться примерно наполовину.

По CAPEX ситуацию определить невозможно, из судовой программы, известной на 30.09.21, арктические газовозы строились на корейский верфях. Поэтому для расчета FCF пока беру среднеквартальные затраты.

В результате получается следующее:

Что удалось собрать по Совкомфлоту?

Компания по текущей цене оценена справедливо с учетом неизвестности по многим параметрам.

Перспективы

На 30 сентября 2021 г. незавершенное строительство судов включало:

Что удалось собрать по Совкомфлоту?

Если исключить уже введенные (и тут же проданные газовозы), а также суда совместных с Новатеком проектов, получается следующее:

  • Синие строчки – все более менее понятно, суда строятся на российской верфи, проекты должны быть рабочие.
  • 2 челночных танкера-афрамакса для перевозки сырой нефти — строка 2, помечена желтым, верфь не понятна, суда строятся под самый «тяжелый» в настоящее время проект «Сахалин 1».
  • 1 собственный газовоз СПГ, зеленая строка — на российской верфи, проект рабочий.
  • 3 газовоза СПГ ледового класса — на корейской верфи – последняя строчка — строительство под вопросом.

 

Таким образом, большая часть развития связана исключительно с совместными проектами Новатека (которые вполне могут превратиться из совместных проектов в проекты исключительно Новатека), параметры и эффективность которых необходимо анализировать по мере появления актуальной информации.

 

Выводы

  1. Текущая оценка компании справедлива. Финансовое положение компании стабильное.
  2. Достаточно большие риски в будущем, так как сократился самый стабильный в отношении колебаний ставок фрахта и самый быстрорастущий по объемам сегмент, связанный с перевозкой газа. Конвенциональное направление слишком волатильно.
  3. Почти половина прогнозной выручки на 2022 года сформирована по сегменту перевозки нефти и нефтепродуктов, условия на котором могут сильно отличаться от рыночных.
  4. Информации о компании кране мало и все предположения основаны на непрямых источниках.









43 комментария

Недавно тоже разбирал компанию подробно и мне повезло, тогда еще на сайте был годовой отчет за 2021 год. Если еще нужен, могу скинуть.

На самом деле лично я выделил больше рисков. По мультипликаторам очень дорогая. Высокая концентрация международных участников в проектах по добыче нефти и газа. И парочку других.

Кстати, в открытых источниках видел информацию, что законтрактованная выручка Совкомфлота на 2022 год порядка $804 млн.

Материал очень качественный, спасибо!

avatar
Спасибо! За годовой отчет 2021 буду очень благодарен! Можно попросить в личку кинуть?
Алексей Юрченков, на Смартлабе не очень появляюсь, поэтому рейтинг низкий и не позволяет отправить сообщение самому :)
avatar
Vsevolod_P, Кинь, сюда, пожалуйста yurchenkovav@mail.ru
Алексей Юрченков, долго делал этот анализ?
Тимофей Мартынов, чистого времени — примерно 20 часов. Но процентов 40 потрачено на поиск информации по передаче судов. Был бы полноценный доступ к судовым регистрам — все бы удалось сделать за более короткое время. 
Блин, слишком много неизвестных

Тимофей Мартынов, Там где все понятно и известно:
а) не интересно

б) обычно нет неэффективностей

)))

Сильно
Благодарю за труд.
avatar

Есть вопрос

Там бОльшая часть капекса — строительство судов. Если строят суда — растет выручка. Если не строят — поток свободный наверно становится куда больше, чем в прогнозе (тут я так понял среднеквартальные затраты заложены)

Анатолий Полубояринов, скорее так: если строят суда — есть перспектива роста выручки в будущем. 

По капексу действительно заложил то, что было в среднем в прошлом году. 

Но там проблема в другом: насколько я понял, если отказаться от строительства судов даже по причине невозможности проведения взаиморасчетов с корейцами (вопрос причин и форс-мажоров в текущей ситуации не будет на стороне Совкомфлота) — это грозит практически полной потерей уже осуществленных капвложений с соответствующим списанием на убытки и проч.

спасибо, интересно
avatar
По дочке Совкомфлота Новошипу что скажите? Есть перспективы?
avatar
РоманП., если подскажете как купить Новошип — проанализирую ))

Алексей Юрченков, акция внебирживая обращайтесь помогу найти хороший пакет. Кстати они пробовали листингнутся, года два назад, даже был стакан на ММВБ. Но вроде ничего не получилось.

avatar
РоманП., понял. Спасибо!

«Если продажа судов действительно в результате сократил долговую нагрузку на 1,7 миллиарда долларов, то процентные расходы должны сократиться примерно наполовину.»

Не совсем так, чистый долг был равен 2,3 млрд баксов, если сокращается на 1,7 млрд — можно ждать снижения процентных расходов в 4 раза (с учетом процентных доходов конечно). Ориентировочно можно оценить приростом в 100 млн долларов в год.

На текущий момент у Совкмофлота 110 судов (в начале года было 133), кажется, что Ваш средний коэфициент для расчета выручки весьма занижен, особенно по нефти (по нефтепродуктам там наоборот должен быть коэфф выше 1). По моим прикидкам на коленке выручка должна быть около 1200

По дивидендам я бы все таки ориентировался на скорр прибыль (она более показательна т.к. нет переоценок форвардов, списаний) + они за 20 год платили 80% от прибыли вроде.



Наверно суперджуса тут нет, но и хоронить бы не стал — надо конечно иностранных шипперов изучить, некоторые там улетели в космос вместе с стоимостью фрахта, некоторые стоят на месте. Думаю если арктик спг 2 новатэк реализует и сахалин-1 заработает + перевалка по морю вырастет — тут может быть какая-то идея. Хотя бизнес низкорентабельный с точки зрения ROE и капиталозатратный, да и танкеры с газовозами у нас в основном делает недружественная страна — Корея.

Спасибо за пост.

avatar
Олег Кузьмичев, по балансу на начало года задолженность по кредитам вместе с облигационными займами 3 ярда. Наверное при расчете чистого долга не были учтены облигации.
Алексей Юрченков, так там и кэша 700 млн же, он остался и приносит финансовые доходы
avatar
Олег Кузьмичев, согласен. Но финдоходы в предыдущие периоды были крайне низкие поэтому можно считать, что кэш лежал мертвым грузом. Возможно из-за низких ставок по валюте. Есть ли возможность снизить долговую нагрузку за счет этого кэша — тоже пока вопрос. Мы не знаем, т.к. информация отсутствует. Я бы пока не учитывал эти деньги в качестве возможных ресурсов для сокращения долгов. 

Олег Кузьмичев, по расчету выручки от перевозки нефти и нефтепродуктов — коэффициенты — это то, что я брал тупо по снижению количества судов, не зная дедвейта и всего остального (то есть это коэффициент мощностей по перевозке), потом к полученному применял уже рост индексов Baltic. При этом снижение флота относил только к перевозке нефти, по нефтепродуктам.

Относительно распределения прибыли — да, согласен. Там есть резервы по выплате относительно той, что посчитал.

Конечно компанию со счетов не списываю (честно — есть небольшая поза), но ее взял больше по теханализу и по информационному шуму. Поэтому по теханализу буду и дальше работать пока что-то не проясниться с учетом того, что фундаментал дает хоть какое то понимание дальше чего компания падать не должна ))

 Если продадут все танкеры и распределят деньги акционерам — будет х2, кстати. Цены сейчас хорошие.))
avatar
Чтоб составить мнение по будущей прибыли, хоть и без попытки определить «справедливую» стоимость, достаточно взять клиентов компании и посмотреть за их динамикой. Т.е. если тот же Новатэк увеличил отгрузку СПГ — выручка СКФ также вырастет. Ну и у нас есть график, где акции довольно сильно потеряли в цене от IPO, учитывая бизнес компании (это не хайп, не техи и т.д.), история перспективная, хотя быстрого роста там не будет. Скажу еще, что на ТФ 1М у нас классический разворот через поглощение, реалистичная цель до конца года ~54 рублей. Лично я поставил свои деньги на эту компанию.
avatar

Новошип занимаются перевозкой сырой нефти. И это часть их судов было продано. Компания сейчас очень дешева. При стоимости фрахта в районе ковидного можно рассчитывать на дивиденды до 50-70% от текущей стоимости. Именно так Совкофлот поднимает прибыль с Новошипа.

avatar
РоманП., в этом году вроде неособо поднял, поэтому и совок не выплатил. Через год картина может кратно поменяться, учитывая ставки на фрахт конечно
avatar
Олег Кузьмичев, там от стоимости фрахта сильная зависимость. В ковидный год он вырос в 7 раз. И Новошип заплатил рекордные дивы тогда более 31.3р на акцию при цене последней 50-80р.

акрытие реестра 26.06.2022

2021

РЕШЕНИЕ ДИВИДЕНДЫ НЕ ВЫПЛАЧИВАТЬ 0,03 руб.

закрытие реестра 14.07.2021

2020

1,20 руб. 1,20 руб.

закрытие реестра 27.12.2020

2020 9 месяцев

31,30 руб. 31,30 руб.

закрытие реестра 5.07.2020

2019

1,70 руб. 1,70 руб.

закрытие реестра 24.12.2019

2019 9 месяцев

12,90 руб. 12,90 руб.

закрытие реестра 24.06.2019

2018

2,50 руб. 2,50 руб.

закрытие реестра 25.12.2018

2018 9 месяцев

3,90 руб. 3,90 руб.
avatar
РоманП., это да, сейчас хорошие цены на фрахт.
avatar
Олег Кузьмичев, но 40% своих судов Новошип продал, вот в чем вопрос.
avatar
РоманП., разве 40%?
avatar
Олег Кузьмичев, где то так но это по отношению к Новошипу а не Совкомфлоту.
avatar
РоманП., так Новошип же консолидируется в отчетности Совкомфлота. Поэтому все уже включено в модель расчета.
Алексей Юрченков, по текущей цене мне кажется Новошип поперспективнее будет и в плане дивдоходности. Но и рисков в нем гораздо больше. Отчетность Новошипа да скорее включена в Совкомфлот, и танкера тоже.
avatar
Короче, ясно, что от этой ГОСкомпании нужно держаться подальше. Продолжаем скупать акции ЧЗПСН-Профнастил.
avatar
W.Baffet, Электроцинк сбегайте купите с его отрицательным капиталом, перспективная компания банкрот. 
avatar
РоманП., до пожара неплохо зарабатывал))
РоманП., ЧЗПСН-Профнастил кандидат на планки подряд
avatar
W.Baffet, инфоцыганен не засерай тему.
avatar
РоманП., ЧЗПСН-Профнастил — забытая отставшая от рынка бумага, недооценённая в 6-7 раз. Таргет — 12-15 р за бумагу. 
avatar
W.Baffet, причем тут это Шлак в этой теме? Создай свою и обоснуй отчеты прибыль и тд. Тут Совкомфлот и его дочка Новошип.
avatar
РоманП., это не шлак, прибыль полугодовая 250 млн.р.
avatar
Достаточно большие риски в будущем, так как сократился самый стабильный в отношении колебаний ставок фрахта и самый быстрорастущий по объемам сегмент, связанный с перевозкой газа.

Не согласен в выводом!
1. Основной парк газовозов был заточен на СПГ Новатэка. Новатэк сдачу последнюю нитку сдвинул на 2026 год. Значит у компании есть на чём вывозить тот объем, который требуется Новатэку.
2. С Роснефтью у компании доже долгосрочные контракты. Недавно новый кораблик для них спустили на «Звезде».
3. От всех короблей, от которых отказались корейцы, скорее всего будут строить на «Звезде». Это опыт и компетенции!
4. О пересмотре долгосрочных контрактов до 2035 года не встречал информации. Намека с различных слов руководителей тоже не встречал.
5. Сейчас идёт вопрос по логистике Северного морского пути. Кто станет его «Единым морским оператором». Есть большие шансы, что вместо Росатома, это будет Совкомфлот.
6. Со слов главы Минвостокразвития РФ Алексей Чекункова, при развитии Северного морского пути, львиная доля грузоперевозок должна лечь на плечи Совкомфлота. Всё это планы к 2030 году.
7. Что касается ставок фрахта, то компания работает по долгосрочным контрактам и какая там реальная ставка, в открытых источниках не фигурирует.
Можно, например, ориентироваться на стоимость фрахта танкеров для перевозки СПГ по данным компании Clarksons Platou Securities и т.п. Только это тоже самое, что по чём нынче газ в ЕС, и его реальная цена у Газпрома, можно только догадываться по косвенным признакам.
avatar

теги блога Алексей Юрченков

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн