Илон Маск купил Твиттер. Казалось бы это что-то очевидное, ну купил и купил, кому ещё такие странные поступки совершать, как не любимцу жёлтых СМИ и железному человеку из нашей метавселенной?
Однако если подумать. Миллиардер в портфеле которого мог бы оказаться полезный актив, органично встраиваемый в существующие и дополняющий их. Будь то цех по переработке отработанных литиевых элементов или занимающаяся автоматизацией пр-ва контора. Покупает нечто из ряда вон выходящее за слишком большую цену, то, к чему он номинально имеет отношения столько же, сколько каждый из вас к смартлабу или vk.
Рассуждая поверхностно — покупать Твиттер сейчас, за
44 миллиарда не было ни особой нужды, ни исключительной экономической выгоды. Особенно на текущей коррекции айтишников, но предложение для продавца было слишком привлекательным, сделку нужно было закрыть любой ценой.
Так зачем сейчас?
Midterm election, вот зачем. Твиттер был куплен с целью осуществить политический перекос в сторону республикацев в предверии партийных выборов, а затем и президентских. Твиттер до сей поры был перекошен в сторону левых, фактически обслуживал интересы демократической партии, вплоть до того, что президент Дональд Трамп был лишён голоса на платформе(Будьте уверены, этот голос вскоре снова появится), а во время последнего президентского голосования были зацензурированны истории про Хантера Байдена и ещё масса чего.
Это ещё один пример из жизни и деятельности необычного предпринимателя Илона Маска. Вместо того, что вам говорят о гениальности, о деловой хватке, знайте, что Маск это просто лицо некой влиятельной группы(среди которых вице-президент и кандидат в президенты Альберт Гор), которые с помощью своего номинального директора решают те или иные задачи в том числе государственного же характера.
Все эти старлинки, нейролинки, гиперлупы, соларсити, всё это убыточное и экономически нерентабильное, но в определённом, неведомом нам контексте, они выполняют своё предназначение. Например Старлинк до начала СВО на Украине, казался довольно странным коммерческим проектом, чрезвычайной стоимости и низкой окупаемости, но как только стало известно, что основной бесперебойный канал связи
украинских войск,
террористов, дронов — это спутниковая группировка Starlink, всё сразу встало на свои места.
Какая же судьба ждёт Маска и Tesla Motors, когда им на смену придёт другой исполнитель данной роли? Если не брать в расчёт то, что Маска тупо выкинут и его заменят в рамках существующей структуры. Есть 2 примера из истории. Первый это то, чем была бы Tesla Motors, не будь у неё такой крыши —
Nikola Motors. Второй, это то, что стало с компанией, генеральный директор которой раздувал пузыри и пользовался административным ресурсом самого высокого ранга —
Enron corp. (впрочем сюда можно было бы написать и Theranos).
Инвестируйте в настоящие компании, а не Энроны с Теслами.
Только в России ожидают окупаемость проекта со дня его основания. Посмотрите, сколько Яндекс имел cash negative проектов до марта 2022. Ozon — сплошной cash negative до 2022 года.
А что не так с Тесла? Посмотрите результаты производства и продаж. Акции Тесла находятся под давлением по причине невозможности автоконцерна удовлетворить спрос.
Хотя бы поддельный автопилот, хотя бы модели, одни из которых уже 10 лет не меняются, а другие 5 лет подряд «вот вот выйдут, не позднее конца года».
Вся концепция внезапно выросшего автоконцерна который оценивается дороже Фольцвагена, Тойоты и пр. при том, что не в состоянии составить им конкуренцию. Уже не говоря даже про Nio, Xpeng, BYD и пр. Отсутствие производства батарей, отсутствие своей технологии вопреки заявлениям(Под видом Гигафабрики работает Панасоник).
Ну а у меня целый список друзей, товарищей и знакомых, кто ездит на Тесла. Я и сам поглядываю на «тройку». Но брать Тесла в России не имеет смысла из-за импортно-экспортных ограничений (называя вещи своими именами — нет запчастей и опыта обслуживания и ремонта).
Фольксваген с Тойота при всей их забюрократизованности про… спали вспышку электрификации и сейчас пытаются догонять рынок.
А Фольксваген все зап. части и компоненты производит конечно же только на своих заводах из собственного сырья.
Электромобили Тойоты с электродвигателями на постоянных магнитах, типа Prius, бороздили бескрайние просторы США ещё до Tesla Motors, которая кстати купила завод Тойоты, чтобы сделать свои электромобили! А ещё раньше, эти бескрайние просторы бороздили полноценные электрички от GM — EV1, Chevy Spark EV и пр.
Так кто кого проспал? Тесла пользуется дешёвым кредитом и льготами государства из-за статуса «американский производитель» и блатного СЕО. Поэтому находится в ином положении, в отличие от Тойоты, да и у самой Тойота моторс на американском рынке уже как минимум 3 полных электрически и дюжина подключаемых гибридов.
Нет ничего эксклюзивного и уникального у автомобилей Тесла(не считая Model S выпускающаяся уже более десяти лет в одном и том же кузове, настоящий эксклюзивчик). Китайцы сейчас предлагают лучшее, за меньшие деньги. Xpeng, BYD, Nio, как я уже написал. Причём у Xpeng полноценный лидар и более совершенный автопилот, чем у любой из тесл.
Если про гигафабрику в Китае, то для китайских тесел батареи делает китайский CATL
Маск так же быстро может перестать быть в фаворе, как и начал.
У Баффета есть на этот счёт даже высказывание, перефразируя «Мы предпочитаем понятные компании, которые имеют запас прочности и могут существовать под началом любого руководителя», смысл в том, что компании на взлёте под руководством какой-то яркой личности, имеют риск рухнуть, как только сменится топ-менеджмент.