Что важно понять в указе Президента?
Ответ России не запрещает торговлю с недружественными странами, как ранее предполагалось. Указ формально запрещает торговлю при условии, если «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены».
Указ дает высокую вариативность толкования и интерпретации и максимальную свободу действий. Формально действует с 1 февраля по 1 июля 2023, однако дает пространство установления даты, при которой запрещает торговать нефтепродуктами по указанным правилам, тогда как по нефти с 1 февраля действуют российские ограничения.
При этом на основании спецразрешения Президента поставки могут осуществляться в обход Указа.
Важно то, что за нарушение условий Указа не предусматриваются ни санкции, ни наказание, что может предполагать декларативность намерений, а не обязательность исполнения. Гибкость в соответствии с коммерческими интересами России.
Другими словами,
Указ дает пространство маневров для юристов при заключении контрактов с теми странами, кто готов покупать российскую нефть и нефтепродукты.
Соответственно, Указ не в режиме «отстрелить себе ногу и посмотреть, что будет», а сделан так, что «ответ как бы есть, но как бы и нет».
Конкретики и жесткости нет. То, что опубликовано в очень сыром виде. Еще предстоит профильным ведомствам определить порядок контроля, принять акты, определяющие работу механизма и точную номенклатуру товаров, попадающую под ограничения.
Есть высокая гибкость по установлению сроков, номенклатуры и процедур контроля.
Все договоры на поставки нефти и газа непубличные, поэтому провести аудит будет технически невозможным, а следовательно толкование, интерпретация по факту может быть в соответствии с коммерческими интересами.
Что будет? Скорее всего это номинальные меры, в реальности недружественные страны все равно не будут заключать контракты с Россией на поставки нефти и нефтепродуктов из-за политических мотивов и рисков вторичных санкций.
Торговля с нефтью морским путем уже упала к нулю, поэтому формально, никаких изменений не будет. Китай и Индия с вероятностью, близкой к нулю, будут использовать «запретную» формулировку при заключении контрактов.
Вероятно, Указ не будет действовать на практике по причине, что торговля с Европой и прочими недружественными странами уже остановлена и подобный ответ, очевидно, никак не стимулирует европейских контрагентов на заключение контрактов на российских условиях.
С экономической точки зрения, изменений не будет, т.к. с середины ноября практически весь объем поставок нефти (около 90% от физического объема) шел по ценам ниже порога 60 долларов.
По всей видимости, порог цен на нефть больше применяется для торговли с Китаем и другими азиатскими странами, чем с Европой. Механизм работы через принудительный демпинг.
Другими словами, предельная цена на нефть приводит к расширению спрэда Brent-Urals и дает «легальные» основания для Китая и Индии просить большую скидку.
Здесь есть своя логика и это объясняет гэп в поставках нефти в начале декабря, когда Китай и Индия ждали более лучших условий.
Формально, это подтверждается, т.к. спрэд Brent-Urals вырос с 23 до 30 долл после введения эмбарго или с 25% до 35-40% дисконта.
На данный момент не просматривается эффект на рынок нефти ни с точки зрения физических поставок, ни с точки зрения поиска новых контрагентов, ни с точки зрения ценообразования.
t.me/spydell_finance
Никаких больше общих правил.
Но деньги вперед. Слишком ненадежные партнеры.
указа не будет действовать, хотя мы все равно не продаем не дружественным странам нефть.
в африку арабы жижу погонят. а китайцы им помогут