Ритейлеры опубликовали операционные показатели за 4-ый квартал 2022 года.
Какие тенденции на рынке и кто из представителей сектора наиболее интересный — обо всем по порядку.
Внутри:
👉 Все ритейлеры начали активно открывать дискаунтеры — самый растущий формат на рынке с положительной динамикой трафика.
👉 Онлайн консолидируется и уже не удваивается год к году. Х5 с Лентой сдают свои позиции непрофильным компаниям (Яндекс, Сбер). Один Вкусвилл остался на коне и и на первом месте по выручке.
👉 С точки зрения операционных результатов X5 с запасом лучший ритейлер в стране. Но Нидерланды, Фридман в акционерах и т.д.
👉 X5 и Окей фундаментально имеют драйверы роста, но это все расписки. Их стоит иметь в виду на возможном решении инфраструктурных проблем. Тогда они станут интересны. Х5 менее рискованная, чем Окей, но у Окея апсайд выше.
👉 Лента — стагнация и плохие результаты. Поэтому компания стоит дешевле своих чистых активов. Улучшится эффективность — тогда станет интересно, пока этого не видно. В отличие от Окея, у которого внутри есть надежда на улучшение эффективности за счет дискаунтера, у Ленты таких очевидных точек роста прибыли нет. В целом дешево, но с риском, что улучшений мы можем не увидеть.
👉 Fix Price — дорого, плюс те же риски расписок.
👉 Белуга в части ритейла отработала 2022 год отлично. В сегменте дистрибуции на уровне рынка. Продолжаю быть акционером.
Более подробно далее.
Рос инфляции в начале года уверенно купирована Центральным банком и его решением заморозить все в экономике своей ставкой в 20% с постепенным снижением вниз.
Стоит обратить внимание на превышение общей инфляции над продовольственной в 4-ом квартале. Операционный рычаг ушел (старые дешевые запасы и реализация по высоким ценам), наступает время эффективного менеджмента, в такой ситуации лучше не терять трафик.
Динамика потребительских расходов в продуктовом ритейле логично продемонстрировала устойчивость, весь год была на уровне инфляции, без шоков. Еду надо где-то покупать.
Главный хайп 2021 года — egrocery развернулся с захвата рынка к эффективности. ВК отказался от активов в этой сфере и отдал Delivery club Яндексу, а Самокат Сберу. Х5 будучи 2-ой компанией в 2021 году замедлил темпы роста относительно конкурентов и опустился на 4-ую строчку.
Вкусвилл остался с прежними темпами, поэтому занимает 1-ое место (если считать проекты Сбера или Яндекса по отдельности). Жаль, что до публичности они так и не добрались. На мой взгляд, по сервису и качеству они номер один и работают во всех сегментах (экспресс и впрок).
Темпы роста egrocery замедлились, в конце 2021 года были 150+%, в конце 2022 года около 50%. Данные взял у Data Insight.
Основной тренд 2022 года — все устремились в дискаунтеры. Непубличный Светофор — главный представитель за 9 месяцев вырос на 47,8% до 300 млрд рублей. В рейтинге ритейлеров он 5-ый по выручке, впереди Лента, Меркурий (КиБ и Бристоль), Магнит, Х5. Догнать тройку лидеров в 2023 году вряд ли удастся, а вот Ленту вполне.
Дискаунтер X5 (Чижик) вырос с 2,9 млрд рублей до 35,9 млрд рублей за год с планами утроить кол-во магазинов в 2023 году. Магнит, как и с e-commerce пытается запрыгнуть в последний вагон тренда:
Сводная таблица динамики операционных показателей, выделил зеленым лучший и красным худшие результаты. Х5 выделяется практически по всем показателям. Причем, если бы Fix Price увеличил площадь на меньший процент, то едва ли он стал лидером по росту выручки в 2022 году.
Прочие мультипликаторы буду использовать, когда будут отчеты. Прогнозные мультипликаторы P/E давал недавно в этой статье.
Тезис, который я не раз повторял — на рынке есть Х5 с Магнитом и все остальные. 2023 год для всех будет трудный, потому что продуктовая инфляция снизилась, а в расходной части догнала доходную. В снизившейся рентабельности будет не так легко решиться вливать деньги в новые открытия точек. Поэтому вероятно, что отрыв Х5 с Магнитом вырастет еще сильнее.
Годовая выручка:
Х5 — 2,6 трлн руб.
Магнит (на 30.06.2022) — 2,17 трлн руб.
Лента — 537,4 млрд руб.
Fix Price — 277,6 млрд руб.
Окей — 200,2 млрд руб.
Так как Магнит ничего не публикует, и пока не понятно будут ли. Включил для информации про дискаунтеры и их успешность. В отчете за полугодие писали так:
Последний раз сопоставимые продажи Х5 падали в 3 квартале 2013 года. На рынке таких больше нет.
Выручка растет быстрее торговой площади. Резкий ускорение в площадях прошло из-за приобретения Красного Яра и Слаты. Без них выручка выросла бы на 13,9%.
Почти 10 лет положительной динамики сопоставимых продаж.
Здесь операционно все хорошо, кроме того, что это расписки. Проблемы которых при текущих котировках становится самым важным фактором для решения о покупке.
P/E = 7, EV/EBITDA = 3 — для ритейлера дешево.
Гипермаркеты перечеркнули успехи дискаунтера.
При этом относительно прошлых результатов дискаунтер замедлился в 4-ом квартале. 37% — это все еще много, но меньше, чем было в предыдущих кварталах. Важный момент — Чижик у Х5 перегнал их по выручке. 15,2 млрд против 14,4 млрд — трафик снизился с двузначных темпов роста.
Выручка гипермаркетов снижается, здесь ничего нового.
Дискаунтер вытянул годовую динамику сопоставимых продаж в плюс по итогам года, в 4-ом квартале не удалось.
Дискаунтер сбавил обороты и все — выручка замедлилась.
Окей — это компания из Люксембурга с расписками. Капитализация 7,2 млрд рублей — это очень дешево. Котировки могут удвоиться на фундаментальных показателях: главная проблема, что у компании высокий долг. и если/когда начнут его снижать.
На какой-то смене юрисдикции тоже могут, но это маловероятно. Основные акционеры в 2022 году спокойно приняли решения выплатить дивиденды и им все равно на ребят, заблокированных в НРД.
В 4-ом квартале выручка выросла на 0,6%, трафик падает с 2020 года. В 3-ем квартале 2021 года потратили 21,4 млрд рублей на покупку Биллы, в начале 2022 года обменяли акции (допэмиссия) на сумму 20 млрд рублей на Утконос. За эти 41,4 млрд рублей годовая выручка выросла на 91 млрд за полтора года — очень дорого обошлись покупки новых сетей.
Торговые площади растут быстрее выручки.
Сопоставимая динамика отрицательная.
Онлайн занимает 7,5% от общей выручки — самый высокий процент среди публичных ритейлеров.
Важный плюс Ленты для акционера пока — это то, что это акция. Успели редомицилироваться и даже расконсервировать расписки, которые оставались на рынке. Единственная недооцененность в том, что по балансу это самая дешевая сеть P/BV = 0,6, но это оправдана, потому что рентабельность этого капитала 6,7%, плюс низкая эффективность.
Про Fix Price писал заметку здесь.
Поэтому здесь без красивых графиков, только выводы:
Это переход из growth компании в value, которая все еще торгуется с мультипликаторами растущей компании.
Конкуренты съели трафик.
Выручка растет медленней чем площадь.
Это все еще расписка.
Это в большей степени производитель алкоголя, чем ритейлер, но включу в данный обзор. Информации в рамках операционных отчетов Белуга дает немного.
Во 2-ом полугодии реализация на уровне рынка, компания крупнейший производитель в России, поэтому логично.
Объем рекордный, но последние 3 года примерно на одном месте.
По Росстату цены на водку в среднем за год выросли на 5,7%, вино на 10,7%, вода подорожала на 12,7%. Доля вина у Белуги около 40%, там большие капзатраты, высокая рентабельность, но срок окупаемости 5 лет и низкая оборачиваемость. В 2021 году площадь виноградников была 220 гектар, в 2022 году 250 гектар.
Планируют участвовать в параллельном импорте и возить популярные бренды. Их уже возят и другие, поэтому значительного эффекта на продажи здесь вероятно не будет.
Сеть Винлаба выросла на 35% по кол-ву магазинов в 2022 году, продажи выросли на 52,3%. Акционерам Белуги дают доп балы по программе лояльности :)
Мне компания нравится по нескольким причинам:
Есть понятная стратегия развития с ростом выручки
Платят дивиденды (150 рублей полугодие и 75 рублей за 3-ий квартал)
Большой квазиказначейский пакет в 29,3% акций.
История не самая ликвидная, подойдет не всем.
Спасибо за внимание! Пишите в комментариях держите ли кого-то из этого списка.
При копеечном P/S 0,16 если удастся выжать RoS хотя бы 2% и начать платить дивиденды, большего для счастья не надо.
Также есть предположение, что CEO незаметно наращивал свою долю весь последний год. Так ли это, узнаем из раскрытия в годовом отчете (если раскроют долю).
cms.lenta.app4.3ebra.net/uploads/_/originals/702290a2-261d-4363-a92f-3df7e3d66f92.pdf
Мог ли это быть пакет какого-нибудь ПИФа? Не исключено. Но характерно, что именно аудитора впоследствии решили перевыбрать, для чего и потребовалось созывать ВОСА (на котором владелец этого пакета уже не отметился).
Согласно же годовому отчету за 2021 г., пакет Сорокина насчитывал 513445 GDR, т.е. 102689 акций. У других топов акций ноль или символические количества. Почему не раскрыли приобретение, если и вправду бумаги докупал CEO — вопрос риторический в современных реалиях.
Редомилицироваться — сменяется страна юр лица
Апсайд выше — потенциал роста больше
*вернулся с вопросами*
Почему x5 столько заработали за 4 квартал?(это ж прям в 8 раз больше, чем за первые три квартала вместе взятые)
А что в формулах? (P/E и EV/EBIDTA)
Как будто бы окей выглядит интересным, но вывод не до конца ясен. Брать не брать? Сейчас или чего-то подождать?)
Есть ли смысл сейчас заходить в белугу?
С рассчетом на диведенты и/или рост акций в ближайшей перспективе? Или она была интересна, когда ты её покупал, а сейчас не очень?
Спасибо за разбор✊
Сергей Попов,
«Почему x5 столько заработали за 4 квартал?(это ж прям в 8 раз больше, чем за первые три квартала вместе взяты)»
Не понял — это с чего?
х5 по текущим не брать скорее, риск расписок высок
Белуга все еще хороша
Боюсь рядовому читателю смысл этой фразы будет непонятен
За какой период? По итогам 22 или 4 квартала?