Запад стремился практически вывести из строя авиаперевозчиков страны, но они продолжают работать, обходя глобальные правила и используя старые самолеты на запчасти.
Когда в прошлом году Западная Европа и США ввели санкции — гражданская авиация выглядела перспективным местом для нанесения максимальной боли. Российские авиакомпании, в конце концов, летают на самолетах в основном компаний Airbus SE и Boeing Co, которым запрещено вести бизнес в России. И более двух пятых этих самолетов принадлежали иностранным лизинговым компаниям, которые немедленно потребовали вернуть свою собственность.
Но через год после начала войны российские перевозчики все еще эксплуатируют 467 самолетов Airbus и Boeing по сравнению с 544 самолетами, которые они эксплуатировали год назад.
Хотя российские авиакомпании прекратили полеты в США, Западную Европу и страны-союзники, они увеличили количество рейсов в Таиланд, Турцию и ОАЭ, а также в бывшие советские республики.
Ежедневно они совершают около 1100 внутренних рейсов, что на 15% меньше, чем годом ранее — гораздо меньшее снижение, чем ожидали сторонники Украины.
Чтобы удержать свой авиационный сектор на плаву, Кремль запретил авиакомпаниям возвращать арендованные самолеты их владельцам за рубежом и призвал перевозчиков перерегистрировать их в России. Таким образом, большинство самолетов продолжают летать, хотя они лишены важнейших обновлений программного обеспечения и технического обслуживания, предписанного регулирующими органами, что необходимо для обеспечения их летной годности.
Эксплуатанты самолетов должны придерживаться строгого режима технического обслуживания, который контролируется лицензированными инженерами и регулируется национальными или общегосударственными регулирующими органами. Компания Boeing заявляет, что с начала прошлого года она не поставляет запчасти, техническое обслуживание и техническую поддержку авиакомпаниям и ремонтным компаниям в России.
Для продолжения работы российские перевозчики закупают запчасти в «дружественных» странах и переносят компоненты с одного самолета на другой. Опыт Ирана показывает, что техническое обслуживание без документов не является долгосрочным. Десятилетия санкций оставили Исламскую Республику с устаревшими самолетами и удручающими показателями безопасности.
Сегодня российские аэропорты обслуживают около 270 международных рейсов в день против 300 год назад. Очевидно, что санкции не сработали так, как думал Запад, и мировая авиационная индустрия гораздо более дырявая, чем все думали.
www.bloomberg.com/news/articles/2023-03-01/russian-airlines-fly-airbus-boeing-jets-despite-sanctions