Блог им. DimaPushkin
X5 отчитался за 2022 год, трудный для всего российского бизнеса. Надо отметить, что Х5 продолжает наращивать выручку, прибыль и основные операционные показатели и продолжает удерживать лидерство в своем секторе (самом конкурентном в России) — секторе продуктового ритейла.
Давайте посмотрим, что у компании внутри в разрезе годовых результатов.
Экспансию при этом X5 Group продолжает — рынок еще не консолидирован и новые точки можно открывать высокими темпами
Рост выручки впечатляет, +18,2% годовых — гораздо выше инфляции. Компания продолжает расти в размере и выжимать максимум выручки с квадратного метра.
Маржу по EBITDA по стандартам IAS 17 продолжают держать на высоком уровне — выше 7%
По чистой прибыли тоже все хорошо — продолжает прирастать год за годом, держат маржу в 2% от выручки (это хороший показатель для ритейла)
Самое интересное в денежных потоках — у компании огромный free cash flow, который спокойно позволяет платить дивиденды в 80+ млрд. Пока же компания из-за действующих ограничений платить не может и, согласно релизу, фокусируется на усилении бизнеса, тем самым внося вклад в создание дополнительной стоимости для акционеров.
Но пока этот денежный поток идет в том числе на погашение долга — он упал на рекордно низкий уровень (всего 1х EBITDA по IAS 17). Процентные расходы будут снижаться в ближайшем будущем.
Сравнение с основными конкурентами сделать тяжело, т.к. мало кто из них отчитывается (Магнит не раскрывает отчетность, например). По выручке можно сделать такую диаграмму, Х5 — один из лидеров и он крупнейший (расти сложнее из-за высокой базы)
Если сравнивать по основным показателям, вероятно, Х5 сохранил лидерство в секторе food-retail (оговорюсь, что Fix Price не относится к традиционным ритейлерам и продукты питания — не основа ассортимента. При этом этот ритейлер, сохранивший раскрытие)
Итоговая сравнительная табличка — цифры лучше любых слов (данные некоторых компаний представлены по последним отчетам без 2022 года)
Итого: Х5 продолжает расти быстрее рынка, инфляции и конкурентов. Новый сегмент в виде дискаунтеров типа Чижик имеют огромные перспективы и через несколько лет начнут занимать весомую долю в выручке и прибыли компании.
Есть доступ к обороту отдельно взятого магазина.
В пандемию был рост за счет инфляционного скачка. С середины 2022г. спад выручки, который продолжается в 2023г. и дно еще не нащупано.
Рост на графиках за счет расширения сети, покупки конкурентов, плюс бешенный прирост новых магазинов в пандемию. В миллионниках открывают по одному новому магазину в неделю.