Монтажники до ребрендинга. ПАО «МТС»
Сегодня читаем отчёт телекоммуникационного гиганта ПАО «МТС», предоставляющего телекоммуникационные услуги, цифровые и медийные сервисы в России, Армении и Белоруссии под торговой маркой «МТС».
Бизнес компании состоит из четырёх основных направлений: телеком, ритейл, финтех и медиа.
Телеком
МТС — крупнейший оператор мобильной связи в России — клиентская база мобильного бизнеса составляет
80,0 млн пользователей по состоянию на конец 2022 года, к 2021 году она практически не изменилась. Выручка от предоставления услуг связи в России выросла
на 4,6% по сравнению с 2021 годом, достигнув
435,6 млрд руб. С учётом того, что клиентская база не выросла, рост выручки можно объяснить темпами инфляции.
Большая клиентская база не удивительна, поскольку телекоммуникационные сети МТС есть практически везде: более
98% населенной территории России покрыты сетями компании,
80%+ населения РФ (~ 117 млн чел.) находятся в зоне покрытия LTE. При этом доля пользователей мобильным интернетом в базе клиентов более
68%, то есть мобильным интернетом МТС пользуется около
54 млн человек — техническая возможность есть ещё у такого же количества, но они наверное сидят в интернетах от других компаний.
Инвестиции в инфраструктуру. Источник: Годовой отчёт ПАО «МТС» 2022
В 2022 году было введено в эксплуатацию более
12 тыс. базовых станций 4G,
+11% сети. Основной прирост пришелся на крупные регионы России: в лидерах — Краснодарский край и Москва. Для поддержания и расширения качества сети МТС увеличивает количество регионов, в которых проводит перераспределение частотного спектра в технологию LTE (более
30 регионов к концу 2022 года).
Покрытие в
83 регионах в РФ поддерживает NB-IoT (узкополосный интернет вещей — подключение к интернету медицинских датчиков, счетчиков потребления ресурсов, устройств умного дома и т. п.). Рост в объеме IoT-соединений составил более
21% — дома россиян в 2022 году стали значительно умнее,
один я тупой.
МТС — № 2 на рынке услуг фиксированной связи в России. Фиксированными услугами МТС — телефонией, доступом в интернет и ТВ — охвачено свыше
10 млн абонентов.
Ритейл
Ритейл представлен всероссийской сетью салонов связи, где компания продаёт свои услуги и потребительскую электронику. МТС — крупнейший телеком-ритейлер в РФ (по продажам мобильных телефонов). В салонах МТС осуществляется
60 млн+ транзакций в год,
200 млн+ человек — годовой трафик магазинов.
Тем не менее, продажи телефонов и аксессуаров в 2022 г. сократились
на 37%, достигнув значения в
43,6 млрд руб. на конец года. Компания утверждает, что снижение продаж телефонов и аксессуаров связано с введёнными импортными ограничениями. Может и так, но если честно, мне кажется, что дело ещё и в том, что люди перестают покупать телефоны в салонах связи, а предпочитают крупных ритейлеров электроники или интернет-магазины — там и ассортимент выбора шире, и цены зачастую привлекательней. За счёт снижения продаж телефонов выручка сегмента снизилась на
29,5 млрд руб. по сравнению с 2021 годом. Розничная сеть МТС остается основным каналом привлечения абонентов МТС — через салоны МТС осуществляется более
40% продаж SIM-карт.
Финтех
Вертикаль МТС Финтех включает в себя банковскую деятельность (МТС Банк), мобильную коммерцию, инвестиции, факторинг и кредитного брокера. Банк фокусируется на розничном кредитовании и повседневном банковском обслуживании с клиентской базой
3,5 млн человек. Рост розничного кредитного портфеля Банка в 2022 году составил
23%. Количество активных пользователей мобильного приложения МТС Банка составило
2 млн на конец года, а доля продаж основных продуктов (потребительские кредиты и кредитные карты) через цифровые каналы превысила
80% в отчетном периоде.
Рост розничного кредитного портфеля МТС Банка по сравнению с общими результатами банковского сектора. Источник: Годовой отчёт ПАО «МТС» 2022
OIBDA МТС Банка в 2022 г. составила
5 млрд руб. OIBDA (Операционный доход до вычета износа и амортизации), если кто не знает, нужна для исключения влияния списаний, возникающих в результате единовременных начислений, когда из-за них EBITDA получается не красивой — так, некоторая бухгалтерская манипуляция.
Медиа
Ядро медиа-сектора компании — стриминговый видеосервис KION и провайдер развлекательного контента МТС Медиа. Компания производит и распространяет оригинальный и лицензионный контент посредством кабельного/IPTV, спутникового ТВ и интернет-платформы.
KION Originals — собственный контент, производимый МТС. Источник: Годовой отчёт ПАО «МТС» 2022
Выручка МТС Медиа составила
15,9 млрд руб., прирост
15,6% к 2021 году. Количество пользователей KION достигло
6,6 млн по состоянию на конец 2022 года, динамика составила
+ 63% по сравнению с 2021 годом. Совокупное количество подписчиков платного ТВ достигло значения в
11,1 млн на конец года.
Финансовые показатели
Рост выручки по сравнению с 2021 г. Источник: Годовой отчёт ПАО «МТС» 2022
Вся эта деятельность привела к следующим финансовым результатам 2022 года
Источник: Годовая консолидированная финансовая отчетность ПАО «МТС» 2022
Дивидендная политика компании предусматривает дивидендные выплаты в размере не менее
28,0 руб. на одну обыкновенную акцию посредством двух полугодовых платежей. МТС выплатил дивиденды за 2022 год по
34,29 руб. на акцию, дивидендная доходность
9,9%.
Все данные взяты из
Годового отчёта 2022 ПАО «МТС», если не указано иное.