Спустя полтора года после того, как от России потребовали вернуть взятые в лизинг самолёты, отечественные авиакомпании всё активнее договариваются по поводу своих бортов. В октябре «Аэрофлот» объявил о том, что урегулировал спор с ирландским лизингодателем по 17 самолётам. Ударить по рукам стоило почти 70 млрд рублей.
Только начав набрасывать на Россию бесконечные санкции, Запад очень рассчитывал пустить под откос авиаотрасль страны, поэтому ещё весной 2022 года Брюссель запретил продажу самолётов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Решив, что этого маловато будет, еврочиновники захотели также, чтобы страна вернула всю лизинговую авиатехнику. На бумаге Москва должна была вернуть полтысячи самолётов, в противном случае… «А чё вы нам сделаете в противном случае?», — лениво вопрошали наглые русские. Ну раз хотите, сами приезжайте да забирайте, мы вам ничего отправлять не будем.
Это был не последний раз, когда угрозы на бумаге не могли перейти в реальную плоскость, но весьма показательный. К примеру председатель ассоциации лизинговых компаний Европы Фил Сеймур вопил о том, что как только состоится передача бортов в аэропортах России, «птички» сразу перестанут быть русскими. И как им улетать, если воздушное пространство России закрыто для недружественных стран? А деньги, которые отечественные компании не отказывались платить по счетам, попросту не могли дойти до Европы — нашу страну отрубили от централизованной системы платежей. Чтобы закрепить полученный эффект российское правительство запретило отечественным авиакомпаниям отдавать лизинговые самолёты зарубежным собственникам,
соответствующее постановление от 19 марта 2022, описывающее особенности использования таких бортов в условиях внешних санкций, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Тут уж лижи не лижи, а толку от лизинга никакого.
Но эмоции улеглись, и спустя время появились варианты, которые устраивали обе стороны. На ПМЭФ-2023 гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский рассказал, что для реализации проекта по выкупу из операционной аренды иностранных самолетов будет создана специальная лизинговая компания «Страховая компания «НСК». После выкупа самолеты производства Airbus или Boeing окажутся в собственности российского юрлица, которому будут платить арендные платежи. Реализация такой схемы необходима, так как средства на выкуп самолетов выделяются из средств Фонда национального благосостояния. Так постепенно отечественный гигант вернул права на более сотни бортов.
В октябре «Аэрофлот» завершил страховое урегулирование с ирландской лизинговой компанией SMBC Aviation Capital по 17 иностранным самолетам, 16 из них принадлежал SMBC, один лайнер находился в управлении. «Лизингодатели прекратили свои требования к российским сторонам как по страховым полисам, выданным российскими страховыми компаниями, так и по договорам лизинга с ПАО «Аэрофлот». Право собственности на воздушные суда перешло в страховую компанию ООО «Страховая компания «НСК», которая выплатила сумму урегулирования», —
сообщила пресс-службе «Аэрофлота». Подробностей сделки авиагигант разглашать не стал. Теперь в парке компаний уже 137 бортов, полностью переведённых в российский реестр.
А вот ирландцы оказались более говорливыми. SMBC Aviation Capital объявил, что получил около 710 миллионов долларов США в отношении своих самолетов, ранее арендованных Аэрофлотом. При этом компания умудрилась не только получить денежку, но ещё и выскользнуть из-под удушающих объятий обвинений в нарушении санкций.
«Страховое урегулирование и получение расчетных поступлений от Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания NSK», российской страховой компании, были осуществлены в полном соответствии со всеми применимыми законами, санкциями и нормативными актами и были одобрены Министерством торговли США и Министерством финансов США», —
отметили в SMBC Aviation Capital.