Блог им. boomin
Уход западных IT-компаний и поддержка сектора со стороны государства открывает новые горизонты развития для российских игроков, что вдохновляет инвесторов. Тем более, что «айтишники» готовы платить акционерам хорошие дивиденды.
В ближайшие годы эксперты предрекают бум первичных публичных размещений акций на российском IT-рынке. Этому, считают они, способствуют объективные обстоятельства. Это и уход из страны западных IT-компаний, и поддержка импортозамещения зарубежного оборудования и программного обеспечения со стороны государства, и эффект низкой базы, который гарантирует участникам сектора высокий рост бизнеса на годы вперед.
«Уход зарубежных IT-компаний открывает неплохие перспективы для российских игроков, которые могут использовать привлеченные средства как для развития существующих, так и запуска новых продуктов. Государственная помощь сектору также добавляет позитива таким кейсам. Подобные структурные факторы будут содействовать как развитию российских ИТ-компаний, так и интересу инвесторов к ним», — считает аналитик ИК «Цифра брокер»Анна Буйлакова.
Господдержка IT-сектора в России включает целый набор преференцией для бизнеса — льготное кредитование, гранты, субсидии, отмена проверок госорганами, упрощенный наем иностранцев, налоговые льготы. Например, для IТ-компаний до конца 2024 г. действуют нулевая ставка по налогу на прибыль и пониженный тариф по страховым взносам. В 2022 г. была запущена льготная ипотечная программа для IT-специалистов (распространяется только на первичный рынок недвижимости). Быстрому развитию отрасли способствует и госзаказ.
По заявлению вице-премьера России Дмитрия Чернышенко, благодаря стимулированию импортозамещения почти у 80% зарубежного программного обеспечения уже есть российские аналоги. За счет импортозамещения и ухода с рынка западных поставщиков программного обеспечения выручка российских IT-компаний показывает двукратный-трехкратный рост за год, констатирует аналитик ФГ «Финам»Леонид Делицын.
По его словам, участников российского фондового рынка привлекает не только прибыльность IT-компаний, но и их готовность платить дивиденды. В 2023 г. Positive Technologies, например, выплатил своим акционерам 4,8 млрд рублей.
Наряду с благоприятной рыночной конъюнктурой к выходу на IPO участников IТ-сектора стимулирует успешный опыт компаний, которые уже прошли этот путь. Правда, таких пока совсем немного.
«Для России IPO — не такой уж популярный инструмент привлечения капитала. За 10 лет всего около 80 компаний разместили на Мосбирже свои бумаги. Тем не менее, в 2021 г. цифры по объему достигали 8,7 млрд долларов. В 2022 г. на IPO вышла только одна компания — самокаты Whoosh, которая привлекла 2,1 млрд рублей», — отмечает основатель Института финансово-инвестиционных технологий (1ИФИТ) Алексей Примак.
Во многом тренд на IPO в IT-секторе задала группа «Позитив» (Positive Technologies, специализируется на разработке решений в сфере информационной безопасности) которая в декабря 2021 г. вышла на Московскую биржу в режиме прямого листинга (подробнее об отличиях прямого листинга и IPO можно прочитать в статье Boomin «IPO — возможность потерять или заработать?»). На рынок поступило чуть менее 11% акций, принадлежащих миноритарным акционерам. Как ранее рассказывал Boomin директор по связям с инвесторами Positive Technologies Юрий Мариничев, выбор прямого листинга среди прочего был связан с желанием собственников компании поощрить сотрудников посредством опциона. В качестве вознаграждения акции получили 1 200 действующих сотрудников и 200 бывших членов команды, которые внесли значительный вклад в развитие фирмы. На биржу Positive Technologies выходил с 1 400 акционерами, которые получили возможность по желанию продать свои акции после начала публичного размещения, уже через четыре месяца их количество превысило 44 тыс.
С сентября 2022 г. по сентябрь 2023 г. Positive Technologies провел вторичное публичное предложение (SPO), целью которого было увеличение количества долгосрочных инвесторов и повышение ликвидности акций. За год средний дневной оборот торгов по акциям компании вырос более чем в пять раз, с менее 100 млн рублей до начала SPO до 540 млн рублей в сентябре 2023 г. По состоянию на ноябрь 2023 г. число акционеров компании превысило 205 тыс., доля акций в свободном обращении выросла до 19,5%.
Также прямой листинг на Московской бирже в сентябре 2023 г. провел разработчик и дистрибутор программного обеспечения «Софтлайн». До 2022 г. рынок знал международную компанию Softline Holding Plc с листингом глобальных депозитарных расписок в Москве и Лондоне, которая с началом СВО была разделена на отечественный («Софтлайн») и зарубежный (Noventiq) бизнес. Ситуация с разделением и привела «Софтлайн» к необходимости листинга на бирже. На момент размещения 11% всех акций «Софтлайна» принадлежали 300 ключевым сотрудникам.
Размещение акций «Софтлайна» вызвало большой интерес со стороны инвесторов. По итогам прямого листинга капитализация компании оказалась в полтора раза выше, чем у материнской Noventiq — 41 млрд рублей. Через три месяца «Софтлайн» провел SPO, в результате в структуру акционерного капитала было привлечено более 6,5 тыс. инвесторов. Доля акций в свободном обращении выросла до 17%.
«Софтлайн» — компания, которой пришлось сменить простую и малорисковую бизнес-модель дистрибьютора, растущего путем скупки небольших зарубежных аналогов на высокорисковую, но потенциально более маржинальную модель разработчика. Пока для рынка это новая компания, бизнес которой еще предстоит понять», — считает Леонид Делицын из ФГ «Финам».
Группа «Астра» стала первой публичной компанией среди российских разработчиков инфраструктурного программного обеспечения. Она провела IPO в октябре 2023 г. по верхней границе цены — 333 рублей за акцию. В период сбора заявок спрос превысил предложение в 20 раз. Количество новых инвесторов в структуре акционерного капитала составило 100 тыс. человек, капитализация компании достигла 69,9 млрд рублей. Доля акций в свободном обращении составила 5% от акционерного капитала компании.
Вся подготовка к IPO — от принятия решения до старта торгов — заняла чуть меньше полугода, рассказал Boomin IR-директор ГК «Астра» Владислав Аншаков.
«Одной из ключевых целей для проведения IPO стала мотивация действующих и потенциальных сотрудников: в частности, свыше 1,4 тыс. работников стали акционерами группы «Астра», — отметил он.
Также, по словам представителя ГК «Астра», сделка открыла новые возможности для M&A и партнерств и привлекла дополнительное внимание инвесторов к российскому IT-рынку.
«Астра» разместилась с небольшой аллокацией. Они это сделали специально — «отдали» очень маленькую часть бизнеса и хотят показать, что растут и выполнят все планы, которые обещают инвесторам. А позже выйдут с большим объемом на SPO», — объясняет Алексей Примак из 1ИФИТ.
О возможном проведении первичного размещения в ближайшие два года объявили сразу несколько участников рынка. В их числе — IT-интегратор группа компаний «Т1», разработчик банковского программного обеспечения «Диасофт», российский провайдер облачных сервисов и услуг дата-центров «Селектел», поставщик решений в области управления информацией «Ред Софт» и ряд других.
«Желание выйти на IPO было озвучено генеральным директором Максимом Анисимовым еще в 2021 г., до того, как это стало так популярно среди российских ИТ-компаний. Мы планомерно идем к данному шагу. Оценивая предстоящий путь, ожидаем, что это может случиться в 2025-м или в 2026 г.», — отметил в разговоре с Boomin директор департамента по работе с инвесторами компании «Ред Софт» Александр Соломенцев.
Первичное публичное размещение акций — логичный шаг развития компании, считает представитель «Ред Софт». Во-первых, организация нуждается в финансировании продолжения быстрого роста, а IPO — один из возможных способов решить эту задачу. Во-вторых, выпуск акций — сильный маркетинговый инструмент: широкие массы узнают о компании, ее продукции и подходах к бизнесу, что позволит привлечь новых клиентов. В-третьих, акции могут быть способом взаиморасчета между участниками в рамках сделок слияний и поглощений.
Большинство из компаний, готовящихся к IPO, успели «потренироваться на кошечках» в качестве публичных компаний, разместив биржевые облигации. Например, ГК «Т1» в октябре прошлого года заняла на публичном долговом рынке 2 млрд рублей. По словам участников фондового рынка, выпуск биржевых облигаций позволяет эмитенту повысить узнаваемость среди инвесторов, улучшить качество корпоративного управления, более ответственно относиться к раскрытию информации.
«Успешный дебютный выход холдинга «Т1» на рынок ценных бумаг стал отличным началом публичной финансовой истории. В рамках размещения было получено более 3 тыс. заявок от физлиц, банков и управляющих компаний. Наибольший интерес проявили розничные инвесторы. Позитивная реакция рынка позволила холдингу увеличить первоначально планируемый объем размещения в два раза», — прокомментировал выход на рынок публичного долга генеральный директор ГК «Т1» Алексей Фетисов.
«Мы связываем всплеск интереса к IPO с социокультурным пластом. Сложно отрицать, что российское IT-сообщество развивается в большей степени согласно парадигме западных рынков, есть достаточное количество желающих преодолеть это пресловутый путь «от стартапа до IPO». Многие основатели в начале своего предпринимательской карьеры брали за основу истории становления мировых гигантов, торгующихся на Nasdaq, например, Microsoft, Apple, Alphabet или Facebook», — подчеркивает Александр Соломенцев («Ред Софт»).
На текущий момент всплеск интереса IT-компаний к первичному публичному размещению акций в России идет вразрез с тенденциями на Западе, обращает внимание Леонид Делицын из ФГ «Финам».
«В России интерес IT-компаний к IPO высок, а на Западе практически отсутствует. Раньше сложно было опровергнуть тезис, что российские компании интересуются IPO, потому что подражают западным компаниям. Но в США бум IPO эпохи пандемии ушел в прошлое, деньги среднего класса перешли в карманы инвесторов и вкладываются теперь в единорогов будущего. К IPO компаний ARM, Klaviyo и Instacart большого интереса у инвесторов не было», — говорит он.
По словам Анны Буйлаковой («Цифра брокер»), российский рынок акций отличается относительно небольшим количеством крупных и ликвидных инструментов по сравнению с более развитыми фондовыми рынками. «Увеличение компаний в публичном поле — это положительная тенденция, которая позволит инвесторам лучше диверсифицировать свои риски. В силу того, что IPO на российском рынке носят скорее единичный характер, размещения могут привлекать достаточный интерес инвесторов», — указывает она.
«Сложившаяся ситуация долгосрочная — вряд ли в ближайшие годы что-то изменится. Я не думаю, что «недружественные» участники рынка массово вернутся. И это должно способствовать успеху IPO», — заключает Алексей Примак из 1ИФИТ.
Выходу на IPO российского IT-бизнеса будет способствовать и необходимость решения проблемы «утечки мозгов», которая обострилась с началом СВО. Как показывает практика, опцион — эффективный способ удержать талантливых IT-специалистов.