Копипаст

Копипаст | Как "Ростехнология" спасла "ВСМПО-АВИСМА"

Какова была акционерная структура корпорации до того, как в нее вошли «Ростехнологии»?

По 28,3% акций принадлежало председателю совета директоров компании Вячеславу Брешту и генеральному директору Владиславу Тетюхину, 13% акций — структурам предпринимателя Виктора Вексельберга. Оставшиеся 30,4% находились в свободном обращении.

Что происходило с активом до прихода «Ростехнологий» в лице «Рособоронэкспорта»?

Предприятие погрязло в акционерных войнах и судах, сам конфликт начался еще с 2003 года, когда «Ренова» Виктора Вексельберга скупила на рынке около 12% акций ВСМПО и около 10% АВИСМА (на тот момент это были разные предприятия). Но установить контроль над активами «Ренове» не удалось. Стороны подписали мировое соглашение, и пакеты Вексельберга, Владислава Тетюхина и Вячеслава Брешта были переданы в траст. С 4 апреля 2005 года любой из них мог запустить опцион «русская рулетка». Правила этого опциона состояли в том, что на предложение одного из участников продать акции другие два участника не могли ответить отказом: они были обязаны или продать акции, или купить их. Цену назначала сторона, инициировавшая аукцион.

Весной 2005 года, «рулетку» запустила «Ренова», предложившая по 96 долларов за обыкновенную акцию. В «Ренове» рассчитывали, что г-н Брешт и г-н Тетюхин не найдут денег на ее пакет, а закладывать акции запрещал трастовый договор.

Пока Владислав Тетюхин и Вячеслав Брешт искали способы занять необходимые средства, «Ренова» инициировала иски против них в Нью-Йоркском, Кипрском, Лондонском и Свердловском судах. Последний назначил в качестве обеспечительной меры арест 73,4% акций ВСМПО-АВИСМА. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) с 13 октября 2005 года остановила торги обыкновенными акциями ВСМПО-АВИСМА на биржах РТС и на ММВБ. Возникла угроза массового неисполнения обязательств по поставке ценных бумаг, возможных недобросовестных действий со стороны участников рынка, а также формирования несправедливой рыночной цены на негативном новостном фоне.

В результате ВСМПО-АВИСМА не могла привлекать средства с рынка, а закупщики не готовы были подписывать долгосрочные контракты, так как не были уверены в стабильности предприятия. Отсутствие контрактов могло повлечь остановку производственных линий, что, в частности, ставило под угрозу выполнение заказа предприятий оборонно-промышленного комплекса. В 2005 году начались переговоры между «Ростехнологиями» и сторонами акционерного конфликта.

Как повлиял конфликт акционеров на работу предприятия?

Акционерные войны – это в первую очередь непрозрачная структура акционеров и, как следствие, – непрозрачный менеджмент. Основная проблема в том, что банки, как правило, не хотят кредитовать проблемные компании, что, в свою очередь, означает отсутствие инвестиций. Прекращение вложений в материально-техническую базу лишало нашу страну компетенций в области производства титана, возникал риск остановки производства, что в конечном счете могло привести к серьезному отставанию в ряде стратегически важных отраслей, в том числе авиастроении, производстве продукции для нужд военно-промышленного комплекса.

Когда менеджмент «Ростехнологий» начал работать над спасением предприятия?

Команда, созданная Сергеем Чемезовым, пришла в компанию в 2006 году. Два года ушло на то, чтобы выстроить корпоративное управление и обеспечить эффективную работу топ-менеджмента. Председателем СД стал Сергей Чемезов, зампредом – Михаил Шелков, на которого были возложены ключевые задачи по нормализации бизнес-процессов на ВСМПО-АВИСМА. Также в состав СД вошел Михаил Воеводин. В 2009 году в разгар кризиса было принято решение делегировать одного из членов команды на пост президента предприятия, им в марте 2009 года стал Михаил Воеводин. В июле 2009 года пост президента был упразднен, и г-н Воеводин стал генеральным директором.

Как «Ростехнологии» выкупили акции компании?

«Ростехнологии» приобрели 70,42% акций ВСМПО-АВИСМА по цене 125 долларов за акцию, что подразумевало капитализацию компании на уровне примерно 1 млрд 180 тыс. долларов. Было принято решение заплатить за актив живыми деньгами, поэтому понадобились банковские кредиты.

Что изменилось на предприятии с приходом «Ростехнологий»?

Именно в 2006-2007 годах крупнейшие в мире производители авиационной техники Boeing и Airbus выбирали поставщиков титановых сплавов на будущее десятилетие, и если бы «Ростехнологии» не вмешались в процессы, происходящие на предприятии, ВСМПО-АВИСМА точно не получила бы тех объемов заказов, которые у нее есть сейчас. Для авиастроителей самое важное – иметь гарантии того, что поставщик сможет обеспечить бесперебойные поставки в долгосрочной перспективе.

Почему инвестиционная программа компании подверглась коррекции?

В 2007 году была принята амбициозная инвестпрограмма предприятия в размере 1 млрд долларов до 2012 года. Тогда рынки показывали небывалые цифры роста, и размеры запланированных вложений были соответствующими. Целью был рост объемов производства и изменение его структуры в сторону продукции с большей добавленной стоимостью, ближе к конечной детали. Во многом программа строилась под планы авиаконцернов, у которых пик потребления должен был начаться в 2012–2013 годах. Но у Boeing и Airbus возникли проблемы и задержки с реализацией перспективных программ Boeing 787 Dreamliner, Boeing 747-800 и А380. В результате, в конце 2008 года стало понятно, что пик переносится, и сроки реализации инвестпрограммы сместили на 2015 год, что позволило не только растянуть платежи, но и переосмыслить саму программу.

Команда «Ростехнологий» не остановила процесс инвестирования в компанию в кризис, но пересмотрела годовой объем вложений с 350 млн долларов до 200 млн долларов в год. Именно данные вложения позволили в 2012 году на 10% превысить исторический максимум производства титана за всю историю предприятия. Планируется, что объем производства корпорации будет расти на 10-15% в год до 2015 года.

Какие действия предпринимала команда менеджмента, собранная «Ростехнологиями», чтобы минимизировать последствия кризиса?

Прежде всего, сохранение инвестпрограммы позволило продолжить модернизацию предприятия. Также в условиях кризиса важно было максимальное снижение издержек, в том числе фонда оплаты труда. Ситуация была сложная, так как ВСМПО-АВИСМА является градообразующим предприятием. Переговоры с профсоюзами шли около месяца. Был выбор – либо уволить 4 тыс. сотрудников из 24 тыс. людей, работающих на предприятии, либо сократить зарплаты за счет перехода на 4-дневную рабочую неделю. Совместно с профсоюзами был выбран второй вариант.

Были перезаключены контракты с поставщиками — проделана работа по актуализации необходимых сроков ввода оборудования в связи с изменением объемов производства. Это помогло сбалансировать денежные потоки и сохранить хорошие отношения с поставщиками. На предприятии была обновлена практически вся команда управленцев – директора по производству, ремонту и эксплуатации, руководство финансово-экономического блока, а также блоков управлениями инвестициями, информационных технологий и т.д.

Была проведена работа по оптимизации долговой нагрузки. Несмотря на значительный кредитный портфель и панику на банковском рынке ни одной просрочки по кредитам допущено не было. Средний срок погашения по кредитам увеличен с 10 месяцев в 2009 году до более 20 месяцев в 2011 году.

Когда была отменена 4-дневная рабочая неделя?

Окончательно в 2010 году.

Пришлось ли как-то корректировать планы по модернизации производства?

ВСМПОП-АВИСМА сделала ставку на внедрение передовых технологий, направленных на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, запущен совершенно новый проект по строительству мощностей по кольцераскатке и мехобработке колец и дисков для производства авиационных двигателей. При этом реализуются и основные инвестиционные проекты: в кузнечном комплексе запущены в работу два пресса мощностью 6000 т/с и 2500 т/с, идет модернизация плавильных и прокатных комплексов и комплекса механической обработки. Осуществлен ввод в эксплуатацию нового цеха по производству титановой губки мощностью 10 тыс. тонн в год.

Как инвестпрограмма повлияла на объемы производства?

Если в 2007 году предприятие производило 27 тыс. тонн титана, то к 2015 году выйдет на показатель 40 тыс. тонн, но в номенклатуре 2007 года это было бы 46 тыс. тонн. Снижение веса было достигнуто благодаря внедренным инновациям и развитию механообработки.

Сколько на данный момент уже инвестировано в предприятие?

Более 800 млн долларов.

Это оборотные или заемные средства?

В основном заемные, но оборотные средства также использовались.

Как менялись основные финансовые показатели ВСМПО-АВИСМА?

Основной показатель эффективности деятельности компании – чистая прибыль – выросла со 173 млн рублей в 2009 году до 7,1 млрд рублей в 2012 году, то есть более, чем в 40 раз. Выручка увеличилась почти в полтора раза — с 26 млрд рублей до 39,5 млрд рублей соответственно. Средняя зарплата выросла более чем на 50% — с 18 тыс. рублей в 2009 году до 28 тыс. рублей в 2012 году. Выработка на 1 человека увеличилась с 1,32 млн рублей на человека до 1,98 млн рублей на человека соответственно. Рост составил около 45%.

Как будет структурирована сделка по выкупу части пакета «Ростехнологий» менеджментом предприятия?

Общая сумма сделки составит 965-970 млн долларов. Команда менеджмента создает СП с «Газпромбанком», где у менеджмента будет 75 плюс одна акция, у «Газпромбанка» — 25% минус одна акция. СП получает 50%+1 акция ВСМПО-АВИСМА. В том числе, в СП будут переданы около 4,6% акций компании, ранее принадлежавшие менеджменту.

«Ростехнологии» сохранят за собой 25% плюс одну акцию АВИСМА. Из заемных средств, привлеченных покупателем, будут погашены обязательства «Ростехнологий» перед ВТБ на сумму 294 млн долларов, после чего акции перейдут в собственность СП. Также совместное предприятие возьмет на себя кредит «Сбербанка» на сумму 495 млн долларов со всеми обязательствами.

Зачем «Ростехнологии» сохраняют за собой блокпакет предприятия?

Присутствие «Ростехнологий» крайне важно для банков и международных партнеров ВСМПО-АВИСМА, так как дает гарантии стабильности предприятия. Также согласно стратегии «Ростехнологий» холдинг должен сохранять в гражданских стратегически значимых активах и предприятиях с использованием технологий двойного назначения – не менее 25% + 1 акция. ВСМПО-АВИСМА попадает под это определение, так как титан часто используется в различной продукции военного назначения.

Кто конкретно из менеджмента станет совладельцами в СП?

Это будет пять человек — члены СД Михаил Шелков и Михаил Воеводин, а также директор ВСМПО-АВИСМА по правовым вопросам Артем Кисличенко, главный бухгалтер Дмитрий Санников и заместитель генерального директора по экономике и финансам Алексей Миндлин.

За счет каких средств менеджмент будет покупать акции?

Речь идет о заемных средствах.

По какой цене приобретаются акции?

Покупатели платят по 187 долларов за ценную бумагу. На данный момент на объединенной бирже РТС-ММВД капитализация «ВСМПО-Ависма» составляет 1 млрд 573 тыс. долларов. 161 доллар составляет средневзвешенная цена акции за последние три месяца.

Почему топ-менеджмент, который выкупает акции, дает такую премию к рынку?

Покупающие акционеры учитывают, что предприятие — это не только акции, а технологии, контракты, компетенции, перспективы. В целом можно сказать, что выплаченная премия к рынку — это оценка менеджерами перспектив предприятия.

Почему пакет акций ВСМПО-АВИСМА не был выставлен на открытые торги?

«Ростехнологии» получили значительную премию к рынку, поэтому необходимости в торгах не было. Было несколько претендентов на покупку части пакета «Ростехнологий», однако условия, предложенные командой менеджмента, оказались наиболее привлекательными с финансовой точки зрения. При этом продающий акционер, в первую очередь, ориентировался не на то, чтобы выручить максимальную сумму от продажи пакета. Важно было, чтобы при новом собственнике сохранилась стратегия развития предприятия и собранная за годы развития команда профессионалов.

Не возникнет ли претензий у регуляторов в связи с покупкой менеджментом стратегического актива?

Корпорация, действительно, производит продукцию, которая необходима для стратегических предприятий, но сама она не включена в список стратегических активов, соответствующие ограничения на нее не распространяются. Сейчас покупатель готовит документы для Федеральной антимонопольной службы.

Какова сейчас дивидендная политика предприятия и изменится ли она после смены акционеров?

В соответствии с действующим положением о дивидендной политике, не менее 10% от чистой прибыли распределяются между акционерами, такая практика существует с 2007 года. Вопрос об изменении нормы дивидендных выплат может быть поднят на следующем собрании акционеров компании, если кто-то из держателей ценных бумаг компании сочтет это необходимым.

Планирует ли корпорация привлекать кредиты в текущем году и будущем году?

ВСМПО-АВИСМА постоянно работает с банками на предмет поиска продуктов, наиболее соответствующих характеру и особенностям деятельности компании. В частности, для финансирования серьезных инвестиционных проектов корпорация сотрудничает с экспортными кредитными агентствами по получению длинных и недорогих кредитов. Для финансирования оборотного капитала компания вышла на рынок синдицированных кредитов и сейчас работает над закрытием очередной сделки. В настоящий момент кредитный портфель ВСМПО-АВИСМА составляет около 800 млн долларов.

Есть ли какие-то оценки по росту спроса на комплектующие со стороны ведущих авиакорпораций?

2012 год должен также стать рекордным по количеству заказов. Airbus поставит около 570 самолетов в 2012 году, Boeing — 585-600. Для Airbus рост в поставках будет составлять порядка 35 самолетов, для Boeing рост составит около 110 самолетов. Также было заявлено об увеличении темпов производства в 2013 и 2014 годах, и к концу 2014 года обе компании будут поставлять 84 узкофюзеляжных самолета в месяц, или по 42 самолета каждая компания.

Каковы на данный момент объемы поставок продукции ВСМПО-АВИСМА компании Boeing? По каким еще направлениям сотрудничают компании?

Сейчас Boeing закупает около 15% от всего объема продукции ВСМПО-АВИСМА и планирует наращивать объемы для поддержания растущих темпов производства.

Производство самолетов у Boeing «законтрактовано» на 5-6 лет вперед, объем заказов оценивается в 356 млрд долларов. Boeing работает над повышением темпов производства для удовлетворения запросов заказчика, и поэтому на многие годы будет надежным потребителем продукции российской промышленности. В течение 30 лет компания планирует закупки в России материалов, комплектующих и интеллектуальных сервисов на сумму в 27 млрд долларов. Уже выполнено контрактов на сумму, превышающую 6 млрд долларов.

Недавно ВСМПО-АВИСМА и Boeing подписали меморандум, который предусматривает расширение сотрудничества в сфере поставок титана за счет увеличения мощностей совместного предприятия на Урале — Ural Boeing Manufacturing (UBM), что обеспечит увеличение производительности механообработки тележек шасси самолетов Boeing 737. Дополнительные инвестиции в развитие составят 12 млн долларов. СП уже приобрело 4 новейших механообрабатывающих высокотехнологичных станка, установка которых запланирована на 2013 год. Они будут использоваться для поддержки роста объемов выпуска самого популярного в истории авиации коммерческого самолета Boeing 737.

Стороны также продолжат сотрудничество в сфере НИОКР, в частности, по разработке новых сплавов и технологий. За последние три года Boeing и ВСМПО-АВИСМА разработали в совместном инновационном центре три новые технологии, которые уже внедрены Boeing и доступны для российского авиапрома. Так, высокопрочный титановый сплав Ti5553, изобретенный ВСМПО-АВИСМА и доработанный в рамках центра, позволяет существенно снизить вес самолета, что, в свою очередь, обеспечивает экономию топлива и, соответственно, снижает себестоимость транспортной составляющей в экономике страны. Он применяется в деталях самолета Boeing-787 Dreamliner и может использоваться в последующих программах.

На следующем этапе сотрудничества будет создано еще две технологии. Сплав VST3331 разработки ВСМПО-АВИСМА будет доработан в рамках центра и приобретет дополнительные свойства, необходимые для изготовления бесшовных труб для применения в гидросистемах высокого давления гражданских самолетов Boeing. Еще один пример – сплав VST2K совместной разработки как более дешевый аналог традиционно используемого сплава 6A1-4V за счет использования при его производстве большого количества титановых отходов. Создание и развитие мировой системы сбора титановой стружки является одним из важных направлений деятельности ВСМПО-АВИСМА и Boeing и его значимым конкурентным преимуществом.

Какие отрасли, кроме авиации, являются важными для ВСМПО-АВИСМА?

Добыча энергоносителей (нефти, газа, газоконденсата) в последние годы смещается в сторону морского шельфа. Титан является практически идеальным конструкционным материалом для морских буровых и добывающих платформ. Для строительства одной платформы требуется от 300 до 500 тонн титанового проката. Производство сжиженного природного газа – также перспективное направление развития титанового рынка. В ближайшие годы в России появятся новые заводы по производству СПГ в рамках освоения Ямала и Штокмана.

Около 30% объемов производимого в мире титана потребляет химическая промышленность, энергетика и проекты в области опреснение морской воды. Этот сегмент демонстрирует среднегодовой рост от 5% до 30%. Энергетика, прежде всего атомная, является в настоящее время достаточно крупным потребителем продукции из титана, главным образом в теплообменных системах. Ранее к 2020 году планировалось увеличить число блоков для АЭС почти на 30%, однако после катастрофы в Японии во всём мире пересмотрели отношение к атомным электростанциям; Германия и Швейцария приняли решение об остановке реализации программ развития атомной энергетики. Однако основные игроки на этом рынке: Китай, Индия, Россия подтвердили дальнейшее расширение строительства атомных электростанций. До 2030 года планируется построить до 500 атомных энергоблоков.

Химическая промышленность, использующая уникальные антикоррозионные свойства титана, является стабильным и перспективным потребителем данных материалов. Титан применяется в химической отрасли при производстве терефталевой кислоты, используемой в текстильной промышленности, хлора, каустической соды, удобрений, добыче и переработке никеля, золота, меди.

Медицина — одна из наиболее динамично развивающихся сфер применения титана. Ежегодные темпы прироста потребления оцениваются в среднем в 5-7%. Благодаря таким свойствам, как высокая коррозийная стойкость, нетоксичность, биологическая совместимость с тканями человеческого тела и т. д. титан широко используется для изготовления спинных имплантантов, протезов суставов, элементов для лечения переломов, а также медтехники.

 

    6 комментариев
    россия помогла боингу сэкономить деньги и построить новые самолёты.
    avatar
    егорка, Неправильно делаете выводы.Не потеряло стратегическое предприятие и не допустило создание сырьевого придатка для Боинга и Аэрбаса.
    евгений пятунин, что значит не допустило, коль нет своего авиапрома(ну кроме оборонки), так и так работать на боинг и эйрбас придется.
    avatar
    Виктор ~, Уважаемые, куда он делся? Тушки, Илы, Яки.
    Начиная с 1967 года Як-40 регулярно выставлялся на зарубежных авиасалонах[6] и самолёт смог своими характеристиками заинтересовать зарубежных покупателей. В качестве продавца выступало советское внешнеторговое объединение «Авиаэкспорт», которое получило заказы на Як-40 от авиакомпаний из ФРГ (заказ на 14 самолётов), Италии, Франции и Швеции. Но из-за затянувшегося процесса сертификации (во многом от того, что СССР не допускал зарубежных специалистов осмотреть производство самолётов) многим планам не суждено было сбыться[
    19 февраля 2013 года серийное производство Ту-154 было прекращено — на Самарском авиационном заводе «Авиакор» (бывший Куйбышевский авиационный завод, который строил Ту-154 начиная с 70-х годов прошлого века) был выпущен последний самолет семейства с заводским номером 998, данный борт передан министерству обороны РФ. После этого на заводе в Самаре будут продолжать выполняться регламентные работы, капремонты и различные операции по продлению ресурса самолётов.[
    В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько примечательных полётов на дальность, в том числе Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов.[4] Самолёт испытывался в Якутске при −50 °C и в Ташкенте при +40 °C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолёту вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками.[5] Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96-300 была отмечена Государственной премией РФ.[6] Вопрос: Что мешает нашим КАБЭ создавать конкурентно способные образцы? Это другая тема для обсуждения.
    евгений пятунин, пока у распиаренного Суперджета при взлете части сопла отваливаются. То, что планомерно (не знаю кому это нужно) отрасль граждансого авиастроения убивается вместе с сектором подготовки кадров и научным обеспечением, — это видно невооруженным глазом.
    avatar
    Виктор ~, Допустим что Боинги тоже теряют запчасти.Невооруженный глаз видел катастрофу Конкорда.В одном с вами соглашусь, что должного обучения и подготовки смены не ведется не в одной отрасле.Даже ВСМПО испытывает голод в проф.кадрах.А еще 15 лет назад на завод можно было попасть по большому блату или за взятку.

    теги блога евгений пятунин

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн