Китай производит столько же стали, сколько весь остальной мир вместе взятый. Огромные масштабы производства —
около 1 млрд тонн в год — скрываются из-за того факта, что большая его часть остается в стране. Однако в последнее время китайский экспорт металла резко вырос, достигнув 90 млн тонн в 2023 году, что на 35% больше, чем годом ранее. Возможно, это лишь малая часть от общего объема производства Китая, но это больше, чем Америка или Япония производят за год. И этого достаточно, чтобы построить тысячу мостов Золотые ворота.
В условиях трудностей в
экономике Китая его металлурги
продают продукцию за рубеж по бросовым ценам, к огорчению как иностранных конкурентов, так и политиков. В прошлом месяце Nippon Steel, крупнейший производитель стали в Японии, призвала правительство ввести антидемпинговые
пошлины на китайский импорт. За квартал по июнь ее
чистая прибыль сократилась на 11% в годовом исчислении.
ArcelorMittal, чемпион Европы по производству стали, пострадала еще сильнее: ее чистая прибыль за тот же период снизилась на 73%.
“Мы хотим честной конкуренции, и мы знаем, что конкуренция с Китаем несправедлива”, — говорит Генуино Кристино, финансовый директор компании.
Подобные жалобы, как правило, имеют вес в глазах политиков.
Производство стали часто рассматривается как символ промышленного подъема страны. И хотя переизбыток означает снижение цен для разрозненной группы потребителей, политики обеспокоены тем, какую боль это причиняет производственным работникам и регионам.
Богатый мир и раньше испытывал резкий рост экспорта китайской стали, в том числе в 2008 и 2015 годах. Каждый из этих эпизодов приводил к повышению торговых барьеров; в период с 2008 по 2018 год Америка, Великобритания, Канада и Европейский союз ввели более 500 торговых мер, влияющих на импорт металла из Китая. Однако
на этот раз последствия, вероятно, будут гораздо более масштабными.
Отчасти это связано с тем, что
экономика Китая находится в худшем положении. Поскольку пострадал сырьевой сектор страны, его сталелитейщики потерпели поражение.
В августе едва ли 1% из 250 сталелитейных заводов в Китае, которые отчитываются о своих финансах перед правительством,
получили прибыль, по словам Иши Чаудхари из консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Внутренние цены на горячекатаный рулонный прокат, являющийся эталонным продуктом, упали на 16% за последний год. Несмотря на падение цен,
многие производители страны неохотно сворачивают производство; остановка доменной печи на холостом ходу может занять месяцы и часто обходится дороже, чем ее поддержание в рабочем состоянии. Столкнувшись со слабым спросом со стороны своих обычных потребителей внутри страны, производители стали ищут что-то другое.
Результатом является
резкий рост экспорта — и новый виток тарифов. В прошлом месяце Канада присоединилась к драке, введя пошлины на китайскую сталь. Даже в Америке, где высокие тарифы уже сдерживают импорт большей части китайской стали, производители по-прежнему сталкиваются с конкуренцией за снижение цен на фоне падения мировых цен. В июле Америка объявила о введении 25%-ной пошлины на любую сталь, поступающую из Мексики, которая не была выплавлена и разлита в Северной Америке, в попытке предотвратить любые следы китайской стали, которые могут попасть через другие страны.
Негативная реакция наблюдается не только в богатых странах. В наши дни большая часть китайского экспорта стали направляется в развивающиеся страны, на долю которых в 2023 году приходилось девять из десяти крупнейших зарубежных направлений поставок стали. В отличие от богатого мира, спрос на металл стремительно растет на большей части юга мира. Например,
ожидается, что потребление стали в Индии вырастет на 8% в этом году и такими же темпами в следующем году благодаря буму инвестиций в инфраструктуру, по данным Всемирной ассоциации производителей стали, отраслевой группы. Инициатива «Один пояс и один путь» (bri), глобальная инфраструктурная награда Китая, помогла его производителям стали расширить свой глобальный охват.
Китайские строительные компании, строящие порты и прокладывающие железные дороги в более бедных странах, делали это в основном за счет китайской стали.
Тем не менее, производители стали в развивающихся странах также начинают выражать недовольство китайским экспортом. В августе Тачат Вишванат Нарендран, глава Tata Steel, крупнейшего производителя стали в Индии, пожаловался на “хищнические цены” китайских конкурентов. Как и на Западе, правительства юга мира обращают на это внимание. В этом месяце Индия объявила, что введет пошлины в размере до 30% на некоторые виды стальной продукции из Китая. Бразилия, Мексика, Таиланд и Турция также в этом году ввели пошлины на китайскую сталь. Вьетнам, крупнейшее направление экспорта китайской стали, также проводит антидемпинговые расследования.
В ответ как на ухудшение экономической ситуации внутри страны, так и на ухудшение условий торговли за рубежом правительство Китая предприняло некоторые шаги по увеличению спроса и сокращению предложения. Он предложил китайским предприятиям и домашним хозяйствам стимулы для замены старых машин и приспособлений на новые. В прошлом месяце он приостановил выдачу разрешений на строительство новых сталелитейных заводов. Но без более решительных реформ трудно увидеть большие изменения. По данным s&p Global, поставщика данных,к концу следующего года будет введено в эксплуатацию больше китайских сталелитейных мощностей, чем будет остановлено.
Это не оставляет китайским сталелитейщикам иного выбора, кроме как продолжать поиск новых клиентов. Wood Mackenzie прогнозирует, что экспорт китайской стали в этом году достигнет 103 млн. тонн. Некоторые производители также строят новые производственные базы в надежде сохранить доступ к зарубежным рынкам. В июле China Baowu Steel, крупнейший в мире производитель стали, удвоила свои инвестиции в завод в Саудовской Аравии. Китайская металлургическая и горнодобывающая компания Tsingshan Group начала производство на сталелитейном заводе в Зимбабве. Это может усугубить глобальное перенасыщение, но, по крайней мере, создает рабочие места за рубежом.
Другие китайские производители стали переводят продажи внутри страны из умирающего сектора недвижимости производителям таких товаров, как электромобили, которые также, как это бывает, ищут за границей способы компенсировать низкий внутренний спрос. “Сталь всегда найдет пристанище”, — говорит Джеймс Кэмпбелл из консалтинговой компании cru Group. Нравится это мировым политикам или нет.
www.economist.com/business/2024/09/17/chinese-overcapacity-is-crushing-the-global-steel-industry