Новости рынков
Двое мужчин среднего возраста, отправившихся за пивом, направляются прямиком за бутылкой «Балтики №7» — светлого лагера, который уже давно входит в число самых популярных сортов пива в России.
Это не Москва и не Владивосток. Место действия — магазин под названием Russia Quality Select в центре Пекина, и эта сцена разыгрывается по всей стране. Сотни российских супермаркетов заполонили Китай за последний год, став такой сенсацией, что даже правительство президента Владимира Путина планирует создать конкурента с 300 станциями.
Менеджер одного из филиалов в китайской столице описала распространение магазинов с русской тематикой как некую моду. Стоя под российскими и китайскими флагами, украшающими вход, она сказала, что шоколад был одним из самых популярных товаров, которые раскупались, наряду с детским питанием.
Магазины являются последним примером того, как дружба «без границ», которую Си Цзиньпин и Путин обещали за несколько дней до вторжения Москвы в Украину, все больше формирует повседневную жизнь китайских потребителей.
«Эти магазины — последние признаки роста русофилии в Китае, начиная с самых высоких уровней», — сказал Тао Ван, научный сотрудник по китайской политической экономии в Университете Манчестера. «Эта теплота по отношению к России среди простых китайцев также является продуктом уникальной информационной среды страны, где активно продвигаются пророссийские нарративы, в то время как критические голоса часто подвергаются цензуре.
Почти две трети граждан Китая выразили очень или довольно благоприятные взгляды на Россию в опросе, проведенном в прошлом году Центром международной безопасности и стратегии Университета Цинхуа, что на 7 процентных пунктов больше, чем в первом опросе, проведенном в ноябре 2022 года.
Вероятно, это отражает тенденции по всему Китаю:российские туристы теперь являются второй по величине группой в Пекине.
Русские продукты до недавнего времени были редкостью в Китае, за пределами приграничных регионов. Неясно, что именно стало причиной интереса местных потребителей, но Путин считает, что он имел к этому отношение — по крайней мере, когда речь идет о мороженом.
Во время встречи с сельскохозяйственными компаниями в прошлом году он вспомнил , как в 2019 году подарил Си Цзиньпину коробку мороженого на его 66-й день рождения, но вскоре увидел, как резко выросли продажи российского замороженного десерта в Китае, а его импорт в стоимостном выражении вырос более чем в четыре раза в период с 2022 по 2024 год.
Российский экспортный центр, созданный правительством в 2015 году после аннексии Крыма у Украины, хочет расширить этот рынок. После проведения первой торговой ярмарки «Сделано в России » в северо-восточной провинции Ляонин в Китае в начале 2024 года для демонстрации продуктов питания и потребительских товаров, теперь он нацелен увеличить количество своих официальных магазинов в стране с восьми до 300 в этом году.
Ему предстоит многое наверстать после того, как неофициальные конкуренты получили большую фору. Поиск в Qichacha, базе данных корпоративного реестра Китая, показывает, что за последний год было создано более 900 субъектов, специализирующихся на торговле российскими товарами, что более чем вдвое превышает показатель двух предыдущих лет.
Хотя для некоторых магазины стали новинкой, похоже, что на жестком рынке Китая, где ценовые войны подпитывают дефляционное давление, определенная усталость потребителей уже наступает.
На самой оживленной торговой улице юго-западного города Чэнду универмаг «Русские товары» теперь продает все с большой скидкой. Прохожие едва моргнули глазом. Магазин, который когда-то продавал русские товары в Наньлуогусян, популярном историческом районе Пекина, полностью сменил фокус.
Все это указывает на то, что официальным властям Москвы предстоит столкнуться с трудностями в попытках закрепиться на рынке, особенно если пик интереса к российским товарам пойдет на спад.