Дорога в Шанхай
По итогам российско-китайских переговоров в Шанхае президент РФ В. В. Путин сделал 20 мая заявление для прессы, в котором, в частности, сообщил:
«Особое внимание в ходе переговоров уделили экономике. Китай прочно занимает позицию ведущего внешнеторгового партнёра России. В прошлом году товарооборот между нашими странами составил почти 90 миллиардов, будем стремиться увеличить его до 100 миллиардов долларов США. Для этого есть всё необходимое.
Создан Российско-китайский инвестиционный комитет, который будет продолжать работу по расширению инвестиционных потоков. Крупнейшие бизнес-инициативы – в энергетике. Мы работаем по всем направлениям. И по всем направлениям у нас значительное движение вперёд.
В ходе встречи также обсуждались способы диверсификации нашей торговли, снижение ее зависимости от внешней экономической конъюнктуры. Будем поощрять взаимодействие в высокотехнологичных отраслях. К ним относится гражданская авиация. У нас здесь хорошие перспективы, хорошие проекты и по созданию
широкофюзеляжного самолёта, и тяжёлого гражданского вертолёта. Развивается сотрудничество вавтомобилестроении.
Углубляется межбанковская кооперация. Будем и впредь развивать финансовую инфраструктуру. Ведется активная работа по увеличению взаимных расчётов в национальных валютах. Будем думать над новыми инструментами в финансовой сфере.
Отдельная тема – это контакты по линии военно-технического сотрудничества, по линии министерств обороны наших стран. Такое сотрудничество – важный фактор стабильности и безопасности в регионе и во всем мире» (жирный шрифт мой — Т.В.).
Наши алармисты сомневаются в пользе сотрудничества с КНР в энергетической и в военно-технической сферах. За этими соображениями сложно усмотреть какие бы то ни было разумные основания. Вызваны они, по всей видимости, с одной стороны, расовыми предрассудками, а с другой — неосведомлённостью о реальном положении вещей.
В постсоветской России главным инициатором расширения сотрудничества в области энергетики с Китаем выступил М. Б. Ходорковский — и дорого поплатился за это. Его и его бизнес «заказали». В то время В. В. Путин воспользовался этим американским заказом для усиления положения своей группировки в российской олигархии. Благодаря создавшемуся в результате положению у группы Путина хватило сил продавить это давно назревшее решение теперь.
Это ему удалось в силу, с одной стороны, доминирующего после разгрома компании «ЮКОС» положения его группы, с другой — высокого личного рейтинга в результате аннексии Крыма. Таким образом обе предпосылки, создавшие возможность расширения российского сотрудничества с КНР, возникли по инициативе США. «Роснефть» укрепилась благодаря американскому «сдерживанию Китая», а рейтинг Путина — в результате американского «сдерживания России». Через несколько месяцев уровень его популярности в народе скорректируется книзу, поэтому Путину приходится торопиться.
Популярная теория о грядущем китайском захвате Сибири — не более, чем ксенофобская страшилка, напоминающая байки о захвате Москвы азербайджанскими коммерсантами и таджикскими дворниками. По контрасту с США, КНР может служить примером продуманного, взвешенного и ответственного поведения в международных отношениях.
В отличие от Индии, Пакистана или, скажем, Сингапура, Китай не страдает от перенаселения, и располагает колоссальным резервом неосвоенных и малонаселенных земель. Плотность населения в Китае ниже, чем в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Бельгии, Швейцарии и некоторых других европейских странах, от которых мы не ожидаем попыток расширения на Восток для завоевания «жизненного пространства» — разве что ради захвата рынков для американских неликвидов.
Возникновения китайской зависимости от российских энергоносителей и развития связанной с этим напряжённости опасаться также не приходится, так как Китай заблаговременно заботится о диверсификации поставок. Более беспристрастные наблюдатели рассматривают Китай как один из полюсов сил, в определённой степени нейтрализующих дестабилизирующее влияние США.
Таким образом, инициативу сотрудничества в сфере энергетики можно только приветствовать, тогда как военно-техническое сотрудничество также необходимо развивать, и нет никаких оснований его опасаться. Синергетика российских природных ресурсов и творческого потенциала, с одной стороны, и неплохой организации производства в Китае и колоссальных средств для инвестиций — с другой, раскрывает неоценимые возможности.
Что касается частностей достигнутых договорённостей. Совместный проект тяжёлого гражданского вертолёта, несомненно, отличная идея, так как один лишь китайский рынок в состоянии оправдать его экономически. А вот вопросы самолётостроения и автомобилестроения, полагаю, требуют дополнительного обсуждения.
Степень сложности выхода на мировой рынок в этих отраслях напоминает выход в финал чемпионата мира по футболу, и не в финальный турнир, а в финальный матч. Для этого недостаточно наличия времени для тренировок, поля, мяча, игроков и даже большого количества денег.
Китайцы прекрасно научились «передирать» автомашины, и выпускают вполне приемлемые копии «Мерседесов» Е и С-класса. Однако на мировые рынки с этим не пойдёшь, слишком много защищённых патентами компонентов, особенно в двигателях. Тем не менее, отличную дорогу проложил Никола Тесла. По ней уже идут ведущие немецкие производители «BMW» и «Mercedes-Benz», нужно только не разбрасываться.
Следует присмотреться, например, к «Project i». Немцы вложили в разработку огромные средства, но как выяснилось, мало чем рисковали. Собираемые в Лейпциге городские BMW i3 пользуются спросом как горячие пирожки, идаже большой спортивный электромобиль BMW i8 стал хитом продаж. За очень короткое время заказы на модель будущего 2015 года уже на 10 000 штук превысили запланированный объём выпуска.
Немцы нашли прекрасные конструкторские решения, но их практически невозможно эффективно защитить патентами. Речь идёт об изделии, ненамного превышающем по сложности миниатюрный троллейбус, но обладающем большим потенциалом внедрения на ранее недоступные рынки, что в свою очередь может вдохнуть новую жизнь в предприятия оборонки, производящие углеродные волокна и ткани из них.
Не стоит начинать с конкуренции на рынке традиционных автомашин. Сотрудничество с КНР в отрасли автомобилестроения лучше начать с электромобилей. Конкурентоспособный эквивалент BMW i8, расходящегося в Германии за баснословные 140 тысяч евро, будущие российско-китайские производители могли бы, вероятно, предложить за цену, не превышающую 40 тысяч евро.
Переход на расчёты в национальных валютах — мера, о которой следовало задуматься давно, но американское лобби в нашем правительстве не позволяло провести эту, и ряд других подобных, в жизнь. Однако благодаря американским санкциям и здесь открылись возможности, которые нельзя упускать.
И наконец, дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт. Необходимо учесть, сколько времени ушло у «Airbus» на то, чтобы потеснить на рынке «Boeing». Идея толкаться локтями на этом пятачке с обоими гигантами одновременно выглядит чересчур амбициозной.
Путин много лет шёл к Шанхаю. В деле Ходорковского он воспользовался силой американцев, сыграв на их стороне против Китая, и пошёл Китаю навстречу только после того, как укрепил свои позиции. Возможно, в бизнесе стоило бы воспользоваться той же стратегией? Не лучше ли на данном этапе попытаться совместить китайское финансирование и производство с российскими ресурсами и компонентами — с немецким контролем качества и маркетингом?
Как бы то ни было, нынешнее сближение с Китаем происходит как нельзя вовремя. Не зря наши толерантные либералы то и дело сбиваются на ксенофобские комментарии.
Сайт ПРАВОСУДИЯ.НЕТ:
http://pravosudija.net/article/doroga-v-shanhay
Москвчичипитерцы инвестируют сами в крымнаш и обещанных субсидированных авиабилетов из городов Сибирив в Крымнаш по 10тыс руб в обе стороны так и нет, минимум из Новосибирска в Симферополь 27000р. Байкалнаш и в Хайнань из Сибири найдем за 17тыс в обе стороны. Да и Лето на Хайнань и в соседнем Гонконге круглый год, а на Ялте и в Симферополе четыре максимум 5 месяцев. www.gazeta.ru/business/news/2014/05/20/n_6164809.shtml