Новости рынков
expert.ru/expert/2015/08/na-obgon-v-krizis/
К маю предполагается сварить 300 кузовов новой Lada Vesta (на фото), все они будут предназначены для испытаний, а серийные машины пойдут с конвейера начиная с 25 сентября
АвтоВАЗ начал пилотную сборку новой флагманской модели Lada Vesta. Ее миссия — вернуть потребительское доверие к крупнейшему российскому автомобильному бренду, способствовать увеличению производства на предприятии и доли марки Lada на рынке
«Если в Европе мы даем менеджменту неделю на выполнение той или иной задачи, то в России я даю один день. Потому что знаю: если дать неделю, то все равно здесь все будут делать в последние сутки», — так президент АвтоВАЗа швед Бу Андерссон полушутя характеризует свой управленческий подход, который распространился и на процесс создания новой модели Lada Vesta. Этот автомобиль, который сейчас имеет особенное значение для крупнейшего российского автопроизводителя, действительно готовится к выпуску в крайне сжатые сроки: не прошло и полугода с тех пор, как Vesta в статусе концепта впервые была показана на Московском автосалоне. На днях на предприятии состоялась сварка пилотной серии кузова Vesta, а старт серийного производства намечен на 25 сентября. Получается, что предприятие менее чем за год планирует поставить на конвейер совсем новую модель. Это крайне сжатые сроки даже для мировых гигантов автопрома. Еще недавно АвтоВАЗ никак нельзя было назвать столь расторопным: например, в свое время модель Lada Kalina готовилась к производству целых одиннадцать лет.
Такая спешка объясняется желанием компании в кризисное время усилить свои позиции, сыграть на снижении платежеспособности покупателей и предложить актуальный по нынешним временам продукт. На АвтоВАЗе подчеркивают, что Vesta — исключительно российский в плане инжиниринга автомобиль. Для его создания не использовалась ни одна из существующих платформ самого АвтоВАЗа или альянса Renault-Nissan, в который входит российский автогигант. Платформа Vesta создана инженерами АвтоВАЗа с нуля, при этом она станет тем, что на сленге мирового автопрома называют grandmother («бабушкой»), — основой для многих других моделей.
РекламаВпрочем, корни проекта Vesta тянутся намного глубже показанного в прошлом году концепта. Основой новой машины можно назвать стародавний «Проект С», о котором АвтоВАЗ объявил еще в 2006 году. Он предполагал создание нового семейства моделей так называемого С-класса в сотрудничестве с канадской компанией Magna. Но в 2008 году началось поглощение АвтоВАЗа франко-японским альянсом Renault-Nissan, и в 2009-м «Проект С» заморозили. При этом было объявлено, что часть наработок будет использована как раз для создания новой модели Lada Vesta.
И хотя на предприятии утверждают, что от канадского проекта в Vesta осталось не так уж и много, все-таки справедливо говорить, что в основу конструкции Vesta легла недоработанная в сотрудничестве с канадцами модульная платформа, которая сейчас получила название Lada B. Несмотря на название платформы, созданная на ее основе Vesta нацелена на размерный класс С. То есть эта машина будет побольше, чем, например, Renault Logan или Hyundai Solaris (размерный класс В), и попадет по габаритам в так называемый гольф-класс (класс С) — например, в один ряд с такими машинами, как Ford Focus или Opel Astra.
Что же касается самого названия Vesta, то оно, похоже, не несет особой смысловой нагрузки. Веста — богиня домашнего очага в греческой мифологии, что не вполне соответствует образу транспортного средства. Скорее всего, название Vesta выбирали по благозвучию, в том числе в иностранных языках, дабы избежать прежних ошибок: советское название автомобилей «Жигули», мало того что труднопроизносимо для иностранцев, оно еще созвучно с двусмысленным словом «жиголо».
Руководство АвтоВАЗа называет Lada Vesta «новым лицом, новым ДНК» своей продукции. Эта машина создавалась под руководством нового шеф-дизайнера АвтоВАЗа Стива Маттина (раньше он работал в Mercedes-Benz и Volvo), который изготавливал концепт в итальянском Турине, в известной студии Vercarmodel. Стив Маттин говорит, что его цель — объединить в будущем все модели АвтоВАЗа едиными визуальными чертами, в первую очередь это будут формы знака Х, которые будут прослеживаться в очертаниях передка и других частей кузова. Кстати, в свое время Маттин рассказывал в интервью «Эксперту», что знак X символизирует собой противоречивость, в том числе российской действительности: в России, например, наблюдаются большие перепады температур зимой и летом, да и русский характер противоречив — внешне русские люди часто смотрятся хмуро, но при этом дружелюбны и готовы прийти на помощь незнакомому человеку.
Президент АвтоВАЗа швед Бу Андерссон минимизирует издержки и обещает мировое качество новых моделей LadaАлексей Грамматчиков
Про философию «Икс» можно спорить, но в любом случае стоит признать, что дизайн Lada Vesta — большой шаг вперед для тольяттинского предприятия. Эту машину язык не повернется назвать «зубилом», «тазиком» или другим обидным прозвищем, какими в свое время в народе называли вазовские автомобили. Vesta смотрится вполне современно, броские черты ей придает оригинальная выштамповка знака Х по бокам кузова. Пока к выпуску готовится Vesta в кузове седан. Однако в будущем появятся автомобили в кузове хэтчбек и универсал. Выглядят эти модификации тоже неплохо: их в виде концептов на днях показали журналистам в Тольятти, правда, фотографировать пока строго запретили.
Конструкция новой Vesta, как и внешний вид, по предварительной информации, получается вполне передовой. Вообще, Lada Vesta еще изначально называли Priora 2, так как в перспективе она должна заменить собой семейство Lada Priora (правда, это произойдет не сразу, Priora будет производиться как минимум до 2018 года). И если сравнивать новую машину с Priora, то она стала заметно крупнее: колесная база увеличилась на 128 мм (до 2620 мм), колея — 1510 мм (против 1410). Высоки показатели по такой важной для безопасности характеристике, как жесткость кузова на кручение (более 15 000 Нм/град).
Впечатляет и обещанная комплектация. Начать с того, что уже в базовой комплектации Vesta будет оснащаться системой курсовой устойчивости (ESP) — раньше на российских автомобилях такое трудно было даже себе представить. Появится на Vesta и новый электрический усилитель руля, а рулевая колонка впервые в истории российского автомобилестроения будет регулироваться не только по углу наклона, но и по вылету.
На модель предполагается устанавливать три мотора — два из них вазовские и один от Nissan. Помимо механической коробки передач будет еще и коробка-автомат.
Интересно, что АвтоВАЗ решил производить свой новый флагман не на родной производственной площадке в Тольятти, а на мощностях дочернего Ижевского автомобильного завода. Связано это с тем, что ижевская площадка оказалась более готовой к производству. «Когда около года назад я пришел на АвтоВАЗ, производство Vesta планировалось в Тольятти, — рассказывает Бу Андерссон. — Но когда я спросил, где же здесь цеха покраски и сборки, то мне сказали, что все они только строятся. Получается, мы собирались производить новый автомобиль, но для этого на заводе ничего не было построено».
Производство в Ижевске создано по современным стандартам альянса Renault-Nissan, которые позволяют собирать на одной линии сразу несколько автомобилей на разных платформах. Сейчас в Ижевске собираются модели Nissan Sentra и Lada Granta, на подходе новая модель Nissan Tiida.
До мая нынешнего года на «Ижавто» предполагается собрать 300 пилотных кузовов Lada Vesta. Все они пойдут на так называемую валидацию — дорожные испытания, краш-тесты и т. д. Ну а с 25 сентября до конца года предполагается выпустить порядка 5000 уже серийных машин Lada Vesta для продажи. Общий объем выпуска новой модели планируется на уровне 100 тыс. в год.
Vesta не единственная новая модель, которая скоро начнет сходить с конвейера АвтоВАЗа. На 13 марта на заводе намечена сварка первого кузова другой новой модели — Lada X-Ray. Это будет компактный городской переднеприводный кроссовер, но уже созданный на платформе альянса Renault-Nissan — точнее, на базе модели Renault Sandero.
В том числе с помощью этой новой модели АвтоВАЗ рассчитывает существенно нарастить объемы производства: если по итогам прошлого года он выпустил 512 тыс. автомобилей (включая машины марки Lada, Renault, Nissan, Datsun), то в наступившем году объемы производства должны скакнуть более чем на четверть — свыше 700 тыс. машин.
Одновременно АвтоВАЗ борется за улучшение экономических показателей. Согласно опубликованному на днях официальному отчету, по итогам прошлого года размер выручки АвтоВАЗа увеличился на 8% и составил около 190 млрд рублей. Правда, чистый убыток предприятия тоже серьезно вырос и достиг 25 млрд рублей, при этом операционный убыток снизился и составил 5,7 млрд рублей. По итогам же 2015 года АвтоВАЗ уже рассчитывает выйти на операционную прибыль.
Чтобы добиться этого, новое руководство АвтоВАЗа усиленно оптимизирует производственные затраты. По словам Бу Андерссона, если производственные затраты на каждый автомобиль (без учета комплектующих, сырья и материалов)еще полгода назад в среднем составляли 47 тыс. рублей, то сейчас — 24 тыс., а цель — к концу года достичь 17 тыс. рублей. Идет серьезная работа и над качеством: если раньше 40% автомобилей не требовали доработки после схода с конвейера, то сейчас уже 85%. Большая проблема для предприятия — поставщики, которые могли бы предоставлять детали приемлемого для предприятия качества. «Каждый день мы проводим работу с поставщиками, чтобы они давали нам нужное качество и сроки», — говорит Бу Андерссон. При этом АвтоВАЗ берет курс на то, чтобы производить многие детали своими силами. «У нас очень большой потенциал в этом плане, — продолжает Андерссон. — Взять, например, моторы. Наш потенциал — выпуск миллиона двигателей в год. Сейчас мы производим 660 тысяч. Кстати, именно поэтому я настоял, чтобы на новой модели X-Ray стоял не двигатель Renault, а наш двигатель».
АвтоВАЗ понимает, что ему приходится выводить свою новую флагманскую модель в очень непростые для рынка времена. «Сейчас трудный период, но для нас это преимущество, так как мы — российская компания и в меньшей степени зависим от колебаний валютного курса, в отличие от иностранных автопроизводителей в России, — говорит Бу Андерссон. — С помощью Lada Vesta мы должны вернуть доверие потребителя к бренду. Ведь позиции Lada по-прежнему очень сильны — более 14 млн человек ездят в России на автомобилях Lada».
Вазовские маркетологи предполагают, что прежде всего Vesta будет конкурировать в России с бюджетными иномарками — Hyundai Solaris и Kia Rio. Сейчас эти модели стоят в пределах 550–700 тыс. рублей. Однако по габаритам Lada Vesta будет больше таких моделей: «Мы планируем продавать автомобиль С-класса по цене машины В-класса», — говорят на АвтоВАЗе.
Точную цену на Vesta производитель пока не называет. По словам Бу Андерссона, ценовой коридор составит 400–550 тыс. рублей. Поначалу речь шла о 400 тыс. рублей, но сейчас с учетом инфляции и девальвации цена, очевидно, будет выше.
По такой цене Vesta, скорее всего, будет благожелательно встречена рынком. Впрочем, очень многое зависит от того, сможет ли АвтоВАЗ выдать продукт обещанного высокого качества. Ведь серийных Vesta пока нет и никто еще на них не ездил. Но АвтоВАЗ уверен в себе и обещает, что в нынешнем году бренду Lada впервые за последние годы удастся не только остановить снижение, но и увеличить свою долю рынка. Если по итогам прошлого года продажи Lada в России заняли 16% (для сравнения: в 2010 году — около 30%, а десять лет назад — более половины, см. график), то в 2015 году бренд рассчитывает занять как минимум 20% всех автомобильных продаж в стране. Такое же увеличение доли Lada на рынке прогнозируют и независимые наблюдатели, например аналитики международной компании PricewaterhouseCoopers.
Дак вот ты хоть какой кузов сделай, пока комплектующие гавно, расходники гавно никто не будет брать тазики
Ваз народный автомобиль чечни, студентов и пенсиков, теперь еще голубая мечта 80% украинцев — вот пусть они и катаются
Да и сейчас споганились все, и даже мазда — ресурс машин уменьшен раза в 2, и даже мазда, хоть и собирается в японии — для внутреннего рынка машинки делает совершенно на другом уровне
А возможность починить — был бы гараж теплый и яма (подъемник — просто шикарно), руки на месте, инструмент и голова — починится все. Но! Нынче потребитель тачек хочет иметь бытовой прибор и не хочет знать как и что устроено. Веста движется в этом же направлении, как и весь автопром. Даже на классике и нивах начали применять хитрые болты, чтобы без специнструмента ничего не открутить в движке, что народный вагон немчурский уже лет 20 практикует. Так что про универсальность можно забыть.
На директора АвтоВАЗа хотели завести уголовное дело. Но оно не завелось :)
Так что, может быть и тазик каретой станет :) Очень хочется на это надеяться.
Платформа Vesta создана инженерами АвтоВАЗа с нуля, при этом она станет тем, что на сленге мирового автопрома называют grandmother («бабушкой»), — основой для многих других моделей.
У бабушки явно азиатские корни.
Точнее: iqoption.com/promo/signal/?aff=4219