Доверие к финансовой системе резко сократилось по сравнению с 2014 годом. Самыми надежными финансовыми компаниями россияне считают банки, но и им доверяет только половина населения.
Доля россиян, доверяющих различным финансовым организациям, заметно уменьшилась по сравнению с прошлым годом и опустилась до исторического минимума. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в апреле 2015 года.
Сильнее всего доверие россиян подорвали банки. За год доля доверяющих им сократилась почти на 20 п.п., с 74% до 56%. Максимальный уровень доверия к банкам был зафиксирован в 2013 году (78%). В 2012 году, когда было проведено первое подобное исследование, банкам доверяли 64% россиян.
Доля граждан, доверяющих страховым компаниям, после роста до 41% в 2013 году, снизилась в 2015 году до 35% и вернулась на уровень 2012 года. По данным НАФИ, больше всего страховым компаниям доверяют люди в возрасте от 18 до 35 лет.
В последнее время было несколько событий, ставших причиной падения доверия населения к поставщикам финансовых услуг, отмечает руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.
Эффект валютных ипотечников
«Ситуация с валютными ипотечными заемщиками, повышение стоимости обязательного автострахования — все это сказывается на отношении населения ко всем участникам рынка. Потребителям кажется, что их права и интересы в сложной ситуации никто не защитит, и они никак не могут повлиять на происходящее на рынке», — объясняет Лобанова.
По ее словам, падение доверия к банкам уже наблюдалось в середине прошлого года после массового отзыва лицензий и блокировки платежей по картам попавших под санкции банков. Однако тогда доля доверяющих упала только до 65%. Проблема же валютных ипотечников вызвала гораздо более сильный резонанс. «Тогда о проблеме с картами и отзыве лицензий знало около трети населения. О проблеме же валютных ипотечников осведомлено более 60% населения страны», — сказала Лобанова. «Причем население во многом винит государственные структуры, которые не смогли их защитить. Люди не считают, что с банком можно разговаривать на равных. Они думают, что им нужен надзиратель в лице государства, и это самый яркий признак утраты доверия всерьез и надолго», — подчеркнула она.
Непонятные организации
По данным НАФИ, до минимального уровня упало также доверие к инвестиционным компаниям и микрофинансовым организациям. Инвесткомпаниям в 2015 году доверяют 16% россиян против 19% в 2013 и 2014 годах. Однако с компаниями, выдающими микрозаймы, ситуация выглядит еще хуже. В 2015 году о доверии к ним сообщили всего 8% опрошенных против 11% в 2014 году и 13% в 2013 году.
Низкий уровень доверия инвестиционным компаниям объясняется тем, что люди просто не понимают, чем они занимаются.
Стабильным доверием пятой части россиян пользуются негосударственные пенсионные фонды. С 2012 по 2015 год доля испытывающих к ним доверие остается на уровне 19%.
Хуже прошлого кризиса
НАФИ наблюдает за изменением доверия россиян к финансовым организациям с 2012 года. Тем не менее Лобанова предположила, что в кризис 2008–2009 годов уровень доверия к банкам не мог быть таким низким, как в 2015 году. «Было такое мнение, что кризис коснется страхования, фондового рынка, а простых людей не коснется. Люди не успели испугаться», — объясняет она.
Одной из причин падения доверия к банкам могла стать большая закредитованность населения, полагает финансовый омбудсмен Павел Медведев. По его словам, количество жалоб от граждан стало резко расти около полугода назад, когда их ежемесячный объем превысил 1000 обращений и с тех пор не опускался ниже этой цифры.
Подавляющее большинство обращений связано с реструктуризацией кредитов. «Уровень раздраженности людей, которые набрали по несколько кредитов и не могут договориться об их реструктуризации, очень высок, поэтому доверие, действительно, должно было упасть», — говорит Медведев.
Михаил Качурин
Фото: ТАСС
Читать полностью:http://quote.rbc.ru/person/2015/05/15/34366267.html