Сложившаяся ситуация на рынке продовольственного ритейла, а именно перенасыщение магазинами и падение трафика, вынуждает ритейлеров пересматривать свои стратегии и бизнес-модели. Основное внимание уделяется теперь рентабельности, потому что именно она в большей степени влияет на капитализацию компаний. X5 Retail Group не исключение: ритейлер активно развивает проекты по повышению эффективности бизнеса и снижению операционных издержек.
Сегодня компания объявила о трансформации сети гипермаркетов «Карусель». Вероятно, это решение давно назревало среди топ-менеджмента, поскольку данный формат магазинов уже какое-то время демонстрирует слабые результаты. В течение I полугодия текущего года выручка «Карусели» ежемесячно снижалась в среднем на 3-3,5% годовых, а посещаемость – на 6-7 млн чел. Доля магазинов сети в общей выручке и консолидированной EBITDA составила лишь 5,1% и 2,9% соответственно. При том что гипермаркеты «Карусель» имеют рентабельность ниже целевого значения, их обслуживание обходится компании достаточно дорого.
Появление новых трендов на рынке делает магазины «Карусель» неконкурентоспособными. На сеть гипермаркетов давит с одной стороны развивающаяся онлайн-торговля, а с другой — магазины формата «у дома». X5 Retail Group активно работает над онлайн-продажами. В сети гипермаркетов «Карусель» с 2019 года действует услуга click&collect: покупатели могут оформить заказ на сайте и потом самостоятельно забрать заказ. Но этот сервис, видимо, не прижился среди покупателей. Зато очень удачно в 2017 году был запущен онлайн-магазин Perekrestok.ru: в I полугодии 2019 года его выручка выросла на 365% г/г до 1,8 млрд руб., а число заказов увеличилось более чем в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее до 541 тыс. Таким образом, онлайн-супермаркет Perekrestok.ru имеет все шансы стать лидером в данном сегменте на российском рынке. Менеджмент считает, что быстрорастущий онлайн-сервис Perekrestok.ru предлагает эффективную альтернативу покупателям «Карусели».
Ритейлер полагает, что негативный эффект от запланированной передачи и закрытия магазинов «Карусель» на чистую прибыль компании в III квартале 2019 года может составить около 5-6 млрд рублей, поскольку временно увеличатся операционные затраты.
Однако трансформация никак не повлияет на свободный денежный поток компании. В перспективе 2-3 лет мероприятия по закрытию и трансформации магазинов будут способствовать росту плотности продаж, повышению эффективности и рентабельности бизнеса — что, собственно, и есть конечная цель проводимых изменений.
Лапшина Ксения
ИК QBF