Когда мы проводили
IPO, то обещали инвесторам две вещи: наш бизнес будет быстро расти и через какое-то время мы увеличим free-float минимум до 30% и повысим
ликвидность наших акций. В части бизнеса мы рады, что оправдали ожидания. Бизнес растет.
Капитализация компании с начала года выросла на 75%. Инвесторы довольны.
И у нас задача осенью 2022 г. или весной 2023 г.
провести SPO и выйти на оценку выше 400 млрд руб.
По управленческому учету в 2019 г. у нас была скорректированная
EBITDA порядка 7 млрд руб., а в 2020 г. – уже 11 млрд руб. В этом году мы ожидаем свыше 20 млрд руб.,
в следующем надеемся достичь 50 млрд руб. А в 2023 г. она может составить больше 100 млрд руб.
Мы уже скорее цифровой девелопер, который начинает выходить в новые регионы и предлагать разные продукты.
Мы, условно говоря, становимся одной из крупнейших мебельных компаний в стране, так как сейчас продаем все квартиры с мебелью.
Земельный банк продолжает расти. Он все так же самый большой в строительной индустрии. На конец прошлого года он составлял более 20 млн кв. м. И за первое полугодие 2021 г. общая продаваемая площадь проектов может увеличиться еще процентов на 20.
Два года назад мы запустили партнерскую программу.
Мы и запускаем
региональную экспансию,
ИЖС, реновацию, цифровую УК. Эти бизнесы комплементарны основному, они имеют большой потенциал и позволят компании дальше расти после достижения целевой доли в Московском регионе. И мы ожидаем, что к 2023–2024 гг. доля региональных проектов в оценке активов станет значительной.
Мы будем это менять и формировать его (рынок ИЖС — ред.), делать большого системного игрока, который обелит этот бизнес и масштабирует его.
К настоящему моменту мы консолидировали большой объем земельных участков. Больше 3000 га. Со следующего года мы планируем запустить пять крупных проектов в Московском регионе.
Мы стали двигаться в направлении цифровой УК. На базе платформы «Вместе.ру», которую мы полностью консолидировали в рамках группы, мы даем жителям инструменты, с помощью которых они смогут повышать качество жизни, но не забираем в управление их инфраструктуру.
Рынки УК и ИЖС изменятся принципиально и будут не менее привлекательными, чем рынок многоквартирных жилых домов. Это большие бизнес-направления с хорошим потенциалом, и мы точно будем их развивать и инвестировать в них.
Велика ли доходность этого бизнеса (УК — ред.)?
Меньше, чем нашего основного – до 10% от чистой прибыли. Но этот бизнес, являясь низкомаржинальным, в отличие от девелопмента бесконечен.
Мы инвестируем в стартапы и технологии двух видов: это те стартапы и технологии, которые повышают нашу эффективность и
производительность труда, делая нас цифровым девелопером. Но наш ключевой приоритет – цифровая УК.
Мы планируем принимать активное участие во всех проектах комплексного развития территорий (КРТ) в разных регионах по модели Санкт-Петербурга.
Реновация актуальна практически для всех регионов.
Есть конкретный регион, куда вы точно планируете выходить? – Скорее всего, это будет Московская область. И если к концу лета объявят аукционы, то мы собираемся в них участвовать.
– Вернемся к «СПб реновации». Вы приобрели там всего 5%. Будете ли увеличивать долю? – Мы сейчас внимательно смотрим на этот проект в рамках имеющегося соглашения. У нас есть опцион – думаю, что в ближайшее время увеличим долю в этой компании минимум до контрольной. На данный момент это выгодно «Самолету» и его акционерам. В том числе это позволит расширить портфель проектов.
Сейчас маржинальность проектов выросла, поэтому мы готовы инвестировать в повышение качества жизни. Создавать офисные места, коворкинги, ритейл- и технопарки.
Москва продолжает расти. Это очень важный фактор. Люди, которые приезжают в столицу, имеют высокую потребность в жилье. Так что независимо от субсидированной ипотеки спрос останется высоким.
Инвесторов как было мало, так их мало и останется. А вот
семейная ипотека приобретет большее значение. Ее доля в нашем портфеле может существенно вырасти – до 20%.
Люди все равно будут покупать – даже несмотря на то, что цены продолжат расти. Никто из застройщиков не сможет в ближайшее время вывести [на рынок] такие объемы, которые смогут удовлетворить весь существующий спрос.
«Разница в цене между старым и новым фондом составляет уже 30–40%» — Ведомости (vedomosti.ru)