Новости рынков
У настоящей любви нет цены. Обручальные кольца — другое дело.
К счастью для сегодняшних потребителей, готовых сделать предложение, бриллианты продаются с привлекательной скидкой, особенно популярные камни в 1 карат. Дешевые сделки, скорее всего, станут лишь временным препятствием для алмазодобывающей промышленности, но существуют более серьезные факторы, которые могут лишить камни блеска в будущем.
Женихам и невестам пришлось переплачивать в 2021 и 2022 годах, когда стоимость драгоценных камней достигла многолетнего максимума. При этом подорожали не только бриллианты. Цены на многие товары не первой необходимости взлетели, поскольку потребители, поддерживаемые стимулами, начали тратить деньги, накопленные во время пандемии. По оценкам отраслевого аналитика Эдана Голана, в США продажи ювелирных изделий с бриллиантами выросли на 57.4% в 2021 году и оставались на высоком уровне в 2022 году.
Как правило, спрос на бриллианты растет после различных катастроф: по словам аналитика Пола Зимниски, продажи резко выросли в США после терактов 11 сентября в 2001 году и в Японии после катастрофического цунами в 2011 году.
Помимо высокого спроса к дальнейшему росту цен в 2022 году привели перебои с поставками из России после начала конфликта на Украине, поскольку западные страховщики стали отказываться от сотрудничества с российскими компаниями, а платежная система Swift подпала под ограничения. Хотя в прошлом году США ввели санкции в отношении российских алмазов, различные уловки позволяют поставлять российские камни, ограненные и отполированные в других странах, например, в Индии, в США. В то же время в Европейском союзе они не запрещены.
Затем поставки из России восстановились через другие страны, такие как Китай, как отмечает Зимниски, который считает, что поставки из страны сократились всего на 10% по сравнению с уровнем, существовавшим до конфликта. По данным IDEX, цены снизились примерно на 27% по сравнению с пиком в 2022 году. По словам Зимниски, круглый, почти бесцветный природный алмаз весом 1 карат с незначительными дефектами обойдется потребителю в $5185 долларов, что на $1900 дешевле, чем в начале 2022 года.
Отраслевые аналитики считают, что снижение цен на бриллианты — это просто следствие: когда спрос сильно вырос в 2021 году, отрасль была перегружена и, вероятно, стала производить слишком много перед снижением потребительского спроса в 2023 году. Спрос со стороны Китая, второго по величине рынка сбыта бриллиантов после США, оказался не таким высоким, как рассчитывала отрасль, что привело к тому, что торговцы и ювелиры в итоге накопили большие запасы. Компания Anglo American, владелец крупнейшего алмазодобывающего предприятия De Beers, заявила, что выручка от продажи камней снизилась на 21% в первой половине 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года из-за роста запасов алмазов и макроэкономических проблем.
При этом нужно учесть, что пандемии стала препятствием для свиданий. Компания Signet Jewelers, владелец Kay Jewelers и крупнейший в мире розничный продавец бриллиантовых украшений, заявила, что число помолвок в квартале, закончившемся 29 апреля, сократилось на 10%-12% из-за вспышки Covid три года назад. Согласно компании, в среднем пары обручаются после трех лет и трех месяцев знакомства.
Для тех, кто хочет произвести впечатление, доступны одни из самых выгодных предложений на более крупные камни. Обручальное кольцо весом 1.5 карата сегодня стоит дешевле, чем ювелирное изделие, усыпанное множеством бриллиантов меньшего размера. Согласно Zimnisky Global Rough Diamond Index, цены на камни от 0.75 до 1.5 карат, а также на камни весом от 3 до 4 карат находятся на 10-летнем минимуме. Цены на самые мелкие (от 0.13 до 0.42 карата) и самые крупные (от 5 до 9 карат) камни остаются более устойчивыми. Стоимость самых мелких камней близка к 10-летнему максимуму.
Дело не в экономии. На самом деле все наоборот: ювелирные бренды класса люкс, такие как Cartier, как правило, покупают много мелких высококачественных бриллиантов, которые используются для украшения часов или брошек. Продажи холдинговой компании Richemont, владеющей ювелирными брендами класса люкс Cartier и Van Cleef & Arpels, выросли на 19% без учета изменения курса валюты за трехмесячный период, закончившийся 30 июня, по сравнению с прошлым годом. Это больше, чем рост на 12% за аналогичный период прошлого года.
Текущее падение спроса вряд ли подорвет отрасль в ближайшей перспективе, если экономические условия резко не ухудшатся. Исходя из прогнозов по мировой экономике, Зимниски ожидает, что спрос на бриллиантовые украшения в следующем году превысит показатель 2022 года. Компания Signet заявила во время презентации для инвесторов, что число помолвок может начать восстанавливаться в 2024 году, отметив, что люди стараются возобновить свидания, «как только могут снова выходить из дома», и что количество свиданий выросло на 8% по сравнению с уровнем, существовавшим до Covid.
Также необходимо следить за тем, будут ли страны G7 соблюдать предложенный запрет на импорт российских алмазов. Группа заявила, что будет работать над ужесточением санкций, в том числе в отношении алмазов. Россия является одним из крупнейших в мире источников этих камней, соответственно, жесткий запрет привел бы к росту цен.
Еще большие опасения вызывают долгосрочные перспективы отрасли. Процент браков снижается как в США, так и в Китае. По словам владельца De Beers компании Anglo American, эти две страны являются крупнейшими рынками ювелирных изделий с бриллиантами, на которые приходится 55% и 10% спроса. По словам Голана, на обручальные кольца приходится примерно четверть спроса на бриллиантовые украшения в США.
В то же время искусственные бриллианты становятся дешевле и популярнее: согласно опросу, проведенному сайтом the Knot, специализирующимся на свадебной индустрии, около 36% центральных камней в обручальных кольцах в 2022 году были искусственными по сравнению с 18% в 2020 году. Отраслевые аналитики отмечают, что искусственные бриллианты пока не могут полностью заменить природные камни.
Спад может быть отчасти компенсирован ростом самостоятельных покупок ювелирных изделий с бриллиантами. Согласно презентациям Anglo American, самостоятельные покупки составили около 39% от объема покупок ювелирных изделий с бриллиантами в 2022 году по сравнению с 30% в 2019 году. Но здесь тоже есть риски. Потребители могут быть склонны покупать практически неотличимые искусственные бриллианты в модных ювелирных изделиях, которые не являются обручальными кольцами.
Защита от рынка искусственных бриллиантов и смещение спроса в сторону модных украшений, вероятно, потребуют больших маркетинговых затрат — область, на которую стоит обратить внимание: в рамках соглашения которое De Beers заключила с Ботсваной в прошлом месяце, страна намерена увеличить долю алмазов, добываемых на рудниках компании, до 50% от общего объема по сравнению с 25% в течение десятилетия. Поскольку De Beers покупает все меньше алмазов, риск в частности связан с тем, что компания, которая успешно внедрила в сознание потребителей лозунг «Бриллианты — это навсегда», перестанет вкладывать значительные средства в маркетинг. Представитель De Beers сообщил, что компания продолжает «инвестировать существенные средства» в маркетинг природных алмазов, а государственная компания Ботсваны, как ожидается, увеличит инвестиции.
При этом отраслевая группа Совет по природным алмазам лишилась части маркетингового бюджета после того, как российская алмазодобывающая компания «Алроса» приостановила членство в организации и перестала делать взносы в прошлом году.
Сохранить блеск натуральных бриллиантов — как никогда сложная задача.
www.wsj.com/articles/diamonds-are-on-sale-they-wont-be-forever-677036e2